Социальный институт добрачного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 18:34, реферат

Краткое описание

Добрачные отношения мужчины и женщины занимают одно из первых мест в исследовании социальной жизни людей. Изучение проблем брака и семьи – наиболее развитая отрасль социологического знания. В России сохраняется стойкая ориентация населения на брак. Однако за последние годы существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие и многое другое. При этом большой интерес представляют мотивы добрачных сексуальных связей,при чем интересы мужчин несхожи с интересами женщин. Большую разницу во взглядах и сексуальных отношениях молодежи по сравнению со старшим поколением нельзя рассматривать как падение нравов, всеобщую распущенность, гибель семейных ценностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
1 Теоретические основы изучения добрачного поведения современной молодежи…………………………………………………………………………………..4
1.1 Понятие социального института добрачного поведения…………………….4
1.2 Теоретический анализ подходов в исследовании добрачного поведения...7
2 Особенности поведения современной молодежи в добрачный период…...12
Заключение…………………………………………………………………….…..15
Список использованной литературы……………………………………….……16

Вложенные файлы: 1 файл

Социальный институт добрачного поведения.docx

— 49.49 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

____________________

 

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

____________________

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

_______________________________________________________

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Социология»

Тема: «Социальный институт добрачного поведения»

 

 

              

 

                                                                                                                 Выполнила:

студентка группы Х-103

Иващенко А.А.

Проверила: 

доцент Пожалова Т.В.

 

 

                                                Воронеж 2012 год

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….…3

 1 Теоретические основы изучения добрачного поведения современной молодежи…………………………………………………………………………………..4

    1. Понятие социального института добрачного поведения…………………….4
    2. Теоретический  анализ подходов в исследовании  добрачного поведения...7

2 Особенности поведения  современной   молодежи в добрачный  период…...12

Заключение…………………………………………………………………….…..15

Список использованной литературы……………………………………….……16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

Введение

     Добрачные отношения мужчины и женщины занимают одно из первых мест в исследовании социальной жизни людей. Изучение проблем брака и семьи – наиболее развитая отрасль социологического знания. В России сохраняется стойкая ориентация населения на брак. Однако за последние годы существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие и многое другое. При этом большой интерес представляют мотивы добрачных сексуальных связей, при чем интересы мужчин несхожи с интересами женщин. Большую разницу во взглядах и сексуальных отношениях молодежи по сравнению со старшим поколением нельзя рассматривать как падение нравов, всеобщую распущенность, гибель семейных ценностей.

     Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими добрачными факторами являются:

   - место и ситуация знакомства молодых людей;

   - социально - демографические характеристики вступающих в брак;

   - продолжительность периода ухаживания;

   - возраст будущей пары;

   - время обдумывания брачного предложения;

     Специальных компенсирующих мер требуют добрачные отношения, имеющие некоторые способности.

     Случайный характер знакомства. Исследования показали, что более 60% благополучных супругов познакомились на работе или студенческой скамье. Отрицательное амбивалентное и индифферентное первое впечатление. Короткий (до шести месяцев) или долгий (более трех лет) период ухаживания. За непродолжительное время, как правило, молодые люди не могут глубоко узнать друг друга и проверить правильность своего решения вступить в брак, а на протяжении длительного периода ухаживания возникают монотонность общения, стереотипность в поведении партнеров, что может привести к охлаждению в отношениях – такая пара либо не создает семью, либо распадается.

    Продолжительное обдумывание брачного предложения (Более двух недель).

   Тем не менее, взгляды полов на характер добрачных отношений коррелируют с мотивацией вступления в брак. Социологи отмечают нерациональный подход к заключению брака со стороны российской молодежи.

Сейчас добрачные отношение  превращаются в гонку за богатством, сексуальными наслаждениями и свободой, ведь как показывают, социологические  опросы в браке молодые люди требуют  от партнера универсальные нравственные ценности, которые зачатую отсутствует  в добрачном поведении, где никто  не хочет уступать, а юношеский  максимализм проявляет себя в  полной красе.

    Большинство вступающих в брак уверены, что все трудности, не заметившиеся во взаимоотношениях в добрачный период, исчезнут после заключения брака. Согласно исследованиям эти трудности остаются и не просто остаются, а преследуют молодых до тех пор, пока они не будут решены раз и до конца. При этом решение по этим вопросам может быть принято как в положительную сторону, так и в отрицательную, т.е. развод.

1 Теоретические основы изучения добрачного поведения современной молодежи

1.1 Понятие социального института добрачного поведения

  

    Социальный  институт добрачного поведения включает в себя такие понятия как «брачность», «брачный возраст» «брачный выбор (отбор)», «брачное состояние», «брачный круг» «брачный рынок».

     Брачность - это процесс образования брачных (супружеских) пар в населении;  включает вступление  в первый  и повторные браки.  В сочетании с процессами овдовения  и разводимости  брак  определяет   воспроизводство   брачной структуры населения. Это социально-демографический   процесс,  который   обусловливается и регулируется   социально-культурными   нормами,    имеет    юридические, социальные, экономические и др. аспекты [5].

     Брачный возраст – минимальный возраст, начиная с которого закон или обычай допускает вступление в брак. В большинстве стран мира брачный возраст устанавливается законодательно с учетом половой, психологической и социальной зрелости, вступающих в брак, а также традиций, обычаев и других условий данной страны.

     Под брачным  отбором В.М. Медков предлагает понимать процесс, в результате которого из совокупности возможных, потенциальных брачных  партнеров (так называемый «брачный круг») тем или иным способом отбирается тот, кто становится мужем (женой) в  зарегистрированном или незарегистрированном браке.

      Брачный выбор – это выбор брачного партнёра в рамках данного брачного круга. На брачный выбор влияют социальные, экономические, культурные, психологические и антропологические критерии, при этом значение каждого из них изменяется во времени. В традиционных обществах с их сословными границами, доминирующее значение имело социальное положение семьи будущего партнёра. Впоследствии на первый план выдвигаются экономические факторы.

     Лишь в рамках одного круга  социально и экономически приемлемых партнёров допускается выбор по другим признакам и проявляется влияние антропологических (возраст, внешние данные), психологических (взаимная симпатия) и тому подобных факторов. [1]

  В современном обществе (когда  в значительной мере утрачивают значение социальные, экономические, этнические и религиозные барьеры) на первое место выступают психологические, культурные и антропологические критерии выбора. Сила влияния отдельных факторов на брачный выбор измеряется индексами брачности. Изучение закономерностей брачного выбора необходимо для прогнозирования «удачности» брака, его прочности, а также для практической деятельности различных служб семьи.

   Под брачным  состоянием понимают положение лица по отношению к институту брака, определяемое в соответствии с обычаями и правовыми нормами страны. Различают не состоящих в браке и состоящих в браке. В условиях моногамного брака не состоящие в браке делятся на никогда не состоявших в браке, вдовых и разведённых. Перечисленные категории брачного состояния считаются основными и выделяются в большинстве разработок статистических данных. При браке, разводе, овдовении происходит переход лица из одной категории брачного состояния в другую.

    Брачный круг, представляет собой совокупность возможных брачных партнёров и определяется системой норм общества, а также социально-экономическим положением партнёров, особенностями их личностных качеств. Система общения, определяющая брачный круг, может включать кроме индивидуальных межличностных контактов также подбор брачных пар. В качестве потенциальных брачных партнёров не могут рассматриваться лица, брак с которыми запрещён законами или обычаями. В некоторых обществах брачный круг ограничен социальными, национальными, кастовыми, религиозными барьерами; их ликвидация способствует расширению брачного круга. Определяющее влияние на изменение границ и состава брачного круга оказывает возраст данного лица [5].

    На формирование брачного круга, его динамику и состав значительно влияет ситуация на «брачном рынке». Диспропорция численности бракоспособных лиц в населении приводит к сужению брачного круга лиц одного пола, имеющих численный перевес (в этих условиях брачное состояние пополняется за счёт лиц, которые прежде не рассматривались в качестве потенциальных брачных партнёров, т.е. брачные предпочтения ослабевают), и соответствует расширению брачного круга лиц другого пола.

    «Брачный рынок» - это  термин, применяемый для условного  обозначения системы соотношений численностей различных групп бракоспособного населения. Ситуация на «брачном рынке» зависит от числа потенциальных брачных партнёров в населении в данной территории, его возрастной и половой структуры. В связи с тем, что традиции и социокультурные нормы предостерегают, что жена, как правило должна быть моложе мужа, ситуация на «брачном рынке» определяется соотношением числа молодых, не состоящих в браке женщин и не женатых мужчин несколько более старшего возраста. Неблагоприятная ситуация вызывается диспропорцией численности полов, возникающей в результате военных потерь или резких изменений уровня рождаемости, а так же несбалансированных по полу массовых миграций.

     В добрачном поведении  более длительный процесс, чем процесс  выбора партнера. В целом на добрачное  поведение молодого человека влияет определяющим образом стиль родительских отношений и атмосфера родительского  дома, культура общества, различные  индивидуально-личностные характеристики и ценностные ориентации индивида, и в целом система добрачного воспитания, существующая в обществе.

     С переходом в ранний юношеский  возраст воздействия вне семейных  институтов воспитания начинает преобладать над семейными для абсолютного большинства людей. Дальнейший процесс развития личности человека, начиная с юношества, приобретает сугубо индивидуальный черты и во многом зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а так же от ситуации, в которых разворачивается общение и от его характера. И. В. Гребенников отмечает, что в процессе самой жизни молодежь перенимает от старшего поколения немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивает нормы поведения в семейной жизни.

     Вероятно, следует согласиться  с Л. И. Савиновым, что в современных  условиях действуют стереотипные и  нестереотипные ценностные ориентации добрачного поведения. К стереотипным ориентирам относятся: выбор брачного партнера из своего сословия, примерно равного материального положения, уровня образования, одной и той же национальности, вероисповедания; общепринятые возраст вступления в брак, разница в годах между супругами; общие черты ухаживания, следования предсвадебным и свадебным обычаям и традициям; учет мнения родителей, родственников и друзей при выборе брачного партнера [1].

    Нестереотипные ценностные ориентации – это поведение, которое  в данной культуре считается не общепризнанными, редко встречающимся и противоречащим традициям и обычаям общества. Конкретное их проявление – выбор  партнера из семьи, образ жизни которой  имеет существенное отличие от родительской семьи. У некоторых народов до сих пор нестереотипным считается  выбор партнера из другого сословия, класса, национальности, вероисповедания и т.д. Подобные ориентации стали распространяться на этапе знакомств в среде молодежи и отражаются в мотивах ухаживания и взаимоотношений. Они в дальнейшем могут оказать влияние на развитие семейных и супружеских отношений, на характер поведения молодежи в брачно-семейных отношениях в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Теоретический  анализ  подходов в исследовании  добрачного  поведения

 

   Исследователи из достаточно разных отраслей знаний – экономисты, социологи, психологи – разработали многочисленные теории, объясняющие брачный выбор и создание семейного союза различными факторами и причинами. Обзор психологических и социологических теорий добрачных отношений, в том числе выбора партнера, был сделан И. Соловьевой. Психологические теории брачного выбора относятся к группе индивидуалистических теорий, утверждающих, что выбор будущего супруга зависит от эмоционального опыта индивида, бессознательных стимулов, потребности в выборе спутника жизни. К таким теориям относятся психоаналитическая теория родительского влияния и теория личностных потребностей [1].

    Идея влияния взаимоотношений  с родителями на выбор ребенком в  будущем своего партнера принадлежит З.Фрейду и Г. Юнгу. Теория родительского влияния Лидза и Комминса, основана на предположении о том, что критерии выбора брачного партнера закладываются в детском возрасте, бессознательные мотивы в процессе выбора преобладают, а последующие модели поведения в браке также связаны с ранними детскими наблюдениями за отношениями родителей. При этом предполагается, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологические особенности противоположны и комплементарны их собственным. В теории личных потребностей Р. Уинча противопоставляются две тенденции: потребность в противоположности и потребность в сходстве. В связи с этим будущие супруги должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга.

Информация о работе Социальный институт добрачного поведения