Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 14:31, курсовая работа
Патронаж (от фр. рatrоnаgе - покровительство) - вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д.
1. Определение социального патронажа…………………………………3 стр.
2. Принципы социального патронажа…………………………………3-6 стр.
3. Основные исследователи социального патронажа…………….……..7 стр.
4. Виды (направления) социального патронажа……………………….7-9 стр.
5. Функции социального патронажа…………………………………….10 стр.
6. Этапы технологии социального патронажа…………………….10 – 18стр.
7. Методы, применяемые в технологии социального патронажа…….18 стр.
8. Список использованной литературы……………….………………. 19 стр.
В практике социальных, служб основным предметом подобного «рабочего соглашения» являются следующие аспекты: цели предстоящей работы; ключевые проблемы, которые будут решаться в рамках совместной деятельности; процедуры и методики, которые предполагается использовать (в самом общем виде, не раскрывая профессиональных «секретов»); требования относительно режима работы; кто еще будет привлекаться к работе с семьей - социальные работники, педагоги, психологи, медики, юристы и т. д., какие ведомства могут быть подключены.
Социальная терапия
Эта стадия заключается в собственно процессе осуществления запланированных преобразований, реализации программ социального патронажа.
В
практике имеют место самые
Процедура социального патронажа включает следующие действия (Алексеева Л.С.):
а) изучение ситуации социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку;
б) оказание конкретной (при необходимости - оперативной и экстренной) помощи, направленной на решение специфических кризисных проблем, при доминировании прямого воздействия и мобилизации всех имеющихся у клиентов ресурсов для необходимых изменений в жизнедеятельности и достижения оптимального функционирования в социальной, трудовой и семейной среде;
в) оказание услуг профилактической направленности, имеющих целью не только удовлетворение потребностей клиентов, связанных с актуальной кризисной или критической ситуацией, но и стабилизацию благоприятных тенденции и закрепление успехов, уменьшение или устранение факторов риска;
г) объединение усилий субъектов социального патронажа, их включение в решение проблем клиентов в зависимости от характера этих проблем, обеспечение комплексного подхода в этом процессе (сочетание параллельного решения экономических, культурно-образовательных, психосоциальных и иных проблем) [2, С.57]. Особую значимость приобретает подготовка к знакомству с клиентом и системой его социального окружения. Это означает предварительный сбор всей возможной информации о клиенте: индивидуальные особенности, социальные связи, сложившаяся ситуация, особенности реагирований на навязываемый контакт, возможные трудности и способы их преодоления. Задача первичных визитов - формирование доверия к специалисту, социальной службе в целом.
Осипова И.И. предлагает следующий алгоритм дальнейшего взаимодействия специалиста с клиентом-семьей:
1. Общение с клиентом, умение слушать и слышать, анализировать, не принимать сторону клиента, не дать втянуть себя в конфликт, быть объективным, независимым арбитром.
2.
Формирование мотивации
3.
Разработка совместного плана
действий по выходу из
4.
Контроль за выполнением
5.
Передача полноты
6.
Закрепление позитивных
7. Подведение итогов работы.
8.
Обсуждение вопросов, касающихся
дальнейших отношений клиента
и специалиста социальной
9.
Прощание с клиентом [3, с.56].
Методы, применяемые в технологии социального патронажа
Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. рассматривают процесс социального патронажа через применение ряда технологий (методов):
- коррекция;
- психотерапия;
- обучение;
- репетирование;
- моделирование;
- побуждение;
- рефлексия;
- посредничество;
-
развитие у клиентов
- создание ситуаций, которые помогают снизить чувство тревожности у клиентов;
-
социально-психологическое
Список использованной
литературы
1. Адресный
социальный патронаж семьи и
детей: Научно-методическое
2. Алексеева
Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные
характеристики социального
3. Осипова
И.И. Установление контактов с
семьей в процессе патронажа:
методики и технологии//
4. Панов А.М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России и за рубежом//Социальное обслуживание. – 2005. – №1. – С. 59-75
5. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
6. Словарь
- справочник по социальной
7. Социальная геронтология: Словарь справочник. Авт.-сост. Н.Ф. Басов. – М., 2000. - 242 с.
8. Холостова
Е.И. Социальная работа: Учебное пособие.
- 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К», 2005. - 668с.