Социальный эксперимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 13:10, реферат

Краткое описание

Эксперимент социальный – (англ. experiment social; нем. Experiment soziales) метод научного познания социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие в соответствии с программами и практическими целями исследования .
В науке социальный эксперимент впервые начал применяться в 20-х гг. XX века при изучении групповой психики (в частности, взаимодействия группы и индивида), социологических и экономических проблем труда в небольших производств, коллективах. В настоящее время социальный эксперимент широко используются в ходе выработки новых программ в области политики, экономики, образования, что и обуславливает актуальность данной темы.

Содержание

Введение 3
Возникновение и сущность социального эксперимента 4
Технология, классификация и алгоритм социальных экспериментов 8
Требования к проведению социального эксперимента 12
Заключение 15
Список использованных источников и литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

ис(2).doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

3)  разработку программы эксперимента (цель, задачи, объект, субъект, продолжительность, этапы, алгоритмы, результаты);

4) выбор и подготовку субъекта и объекта эксперимента;

5) разработку конкретного плана действий;

6) реализацию экспериментальной программы;

7) измерение (сравнительный анализ) независимой и зависимых переменных в динамике (эмпирическая фиксация исходного и последующего состояний экспериментальных объектов);

8) контроль и корректировку эксперимента;

9) предварительную оценку итогов эксперимента;

10) вывод объекта из экспериментальной ситуации;

11) осмысление и теоретическую интерпретацию итогов эксперимента (подтверждение гипотез, прогноз, разработка теории);

12) разработку научных рекомендаций. Особенности и ограничения (пределы) социального эксперимента включают: сложность организации социального эксперимента; социальный объект порождает дополнительные требования к эксперименту, обладает памятью; многомерность социальной детерминации, использование принципа «не навреди»; этические проблемы манипулирования людьми, обращение с ними, как с материалом — неизбежный факт исследовательской работы. Качество данных, получаемых в широкомасштабных социальных экспериментах, далеко не всегда оправдывает их чрезвычайно высокую стоимость; необходимость научной и общественной экспертизы.

Современное использование социального эксперимента в социальных науках направлено на поиск эффективных техник управления, его результаты рассматриваются как важный фактор снижения риска при принятии управленческих решений.

Главный критерий социального эксперимента — реальное улучшение организации жизнедеятельности людей, управления социальными процессами.

В силу сложности, затратности, неоднозначности результатов и последствий, а также недостаточной разработанности теории и методологии социального эксперимента данная социальная технология в настоящее время не так популярна.

 

3. Требования к проведению социального эксперимента

 

Социальный эксперимент жестко связан с управлением социальными объектами и поэтому для его проведения существует больше ограничений, чем при экспериментировании с природными и техническими объектами. В качестве ограничений выступают не только методы изучения данного объекта, но и требования, связанные с возможностью отрицательных последствий и трудностями создания множества вариантов экспериментальных ситуаций. Так, перевод объекта в новые состояния не должен нарушать его функционирования, а также способствовать его оптимизации. Возможные отрицательные последствия должны быть в принципе обратимыми; потери от них должны быть минимальными; на доэкспериментальной стадии необходимо сравнить и отобрать из ряда однотипных схем организации объекта, предназначенных для экспериментального изучения, минимальное число или даже одну, которая теоретически представляется оптимальной.

Основные требования к проведению эксперимента, это, прежде всего, четкая ориентация на гипотезы исследования о наличии причинно-следственной связи между исследуемыми явлениями или о характере какого-либо механизма коллективной или индивидуальной деятельности, выведенной логическим путем на основании теоретических и опытных данных. Кроме того, это высокий уровень познания я полнота описания объекта. Строгий контроль за ходом эксперимента, обеспечение его чистоты. Воспроизводимость, возможность повторения как фактор повышения надежности результатов эксперимента. Наличие методов, средств наблюдения и измерения, адекватных социальному объекту.

Добавим еще одну характерную черту эксперимента— в нем обычно выделяются 2 вида объектов(единиц): контрольные и экспериментальные группы.

Экспериментальная группа— та, на которую оказывают воздействие экспериментальным фактором (независимой переменной). Помимо общего требования выбора объекта (репрезентативность в классе исследуемых объектов), к экспериментальной группе предъявляются требования относительной стабильности состава на период эксперимента, возможности вести систематическое контролируемое наблюдение; в ряде случаев требуется согласие группы на участие в эксперименте.

Контрольная группа—идентична экспериментальной по заданным параметрам, но не испытывает воздействия экспериментальным фактором (независимой переменной). При наличии контрольной группы повышается чистота социального эксперимента в силу того, что воздействие побочных параметров в одинаковой степени вероятно как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Есть различные методы отбора экспериментальной и контрольной групп: случайный отбор, попарный отбор, структурная идентификация и др.

Ограничения в применении эксперимента: проведение эксперимента осуществимо только по тем объектам, по которым на основе имеющихся знаний можно выделить структуру переменных, где допустимо введение в объект экспериментального фактора, возможно наблюдение и измерение изменений, происходящих в объекте.

В настоящее время создалась ситуация, когда практика экспериментирования значительно обогнала теорию. Эксперименты нередко проводятся на глазок, везде по-разному, в то время как качество решаемой задачи зависит от того, насколько теоретически обоснован комплекс критериев, оценки последствий нововведения, насколько отработан методический аппарат, вся система процедур организации и проведения эксперимента. Сейчас пока отсутствует сложившаяся система подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов по социальному экспериментированию. Отсюда широкое освещение социальных экспериментов скорее в публицистике, чем в научных работах.

Несмотря на специфику и особенности различных видов экспериментального метода социологическая наука выделяет следующие общие требования к проведению эксперимента независимо от его типов:

  1. наличие объекта исследования, допускающего возможность описания системы переменных, детерминирующих его поведение; возможность количественных и качественных измерений, воздействующих на него управляемых факторов и изменения его деятельности и поведения; контроль воздействующих факторов, состояния объекта и условий во время проведения эксперимента;
  2. описание объекта экспериментального наблюдения осуществляется в системе составляющих его факторов (например, производственная бригада из пяти человек с определенным распределением трудовых функций, уровнем квалификации каждого, определенной половозрастной структурой, производящая определенный продукт на определенном оборудовании, с определенной системой отношений между его членами и т.д.);
  3. обязательное определение и описание условий существования объекта исследования (отрасль, тип производства, условия труда, форма взаимодействия работников и т.д.);
  4. наличие четко сформулированной экспериментальной гипотезы о причинно-следственных связях (например, новая система оплаты труда повышает производительность труда);
  5. предметное определение понятий сформулированной гипотезы социологического эксперимента (например, производительность через количество единиц продукции, ее качество, износ оборудования и т.д.);
  6. обоснованное выделение независимой переменной (например, системы премирования) и зависимой переменной (например, общей производительности труда бригады);
  7. обязательное описание специфических условий деятельности объекта исследования (время, место, социально-экономическая ситуация и т.д.).

 

Заключение

 

К сожалению, в литературе по вопросам методики проведения социального эксперимента основное внимание уделяется обоснованию  структуры и способов эксперимента как метода изучения социальных ситуаций, а не как метода их практического  изменения. Само социальное экспериментирование нерасторжимо связано с творчеством масс, передовым опытом, поэтому его проведение требует углубления связей и координации деятельности ученых и практиков, кафедр и рабочих групп трудовых коллективов. Имеющиеся же методические документы рекомендуют нейтрализовать по возможности постороннее влияние, не допускать объединения научных разработчиков эксперимента и администрации, других работников предприятий и организаций.

Результаты хороших лабораторных экспериментов обладают высокой надежностью, однако они довольно далеки от реального мира.

Социальные эксперименты, нацеленные на преобразование экономики, национально-государственного устройства, системы воспитания и образования и т.д., могут давать в различные исторические эпохи, в различных странах не только разные, но и прямо противоположные результаты.

В настоящее время в современной науке предлагается использование виртуальной реальности, виртуальных миров как идеального места для проведения социальных экспериментов в области экономики, здравоохранения, лингвистики, социологии, психологии т.д.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Аверин А.Н. Социальный эксперимент  и его роль в управлении: Уч. пособие. М., 1986.
  2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента М.: Изд-во МГУ, 1982.
  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.57-75.
  4. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1977
  5. Крапивенский С.Э.  Социальная философия,  1996
  6. Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М., 1971.
  7. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. М. И. Бобневой. М.: Прогресс, 1980.
  8. Стародубцев С. П. Оценочные исследования: первое знакомство // Социологические исследования. 1992. № 7. С. 60—62.
  9. Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико–методологические и социальные проблемы. Ростов–на–Дону, 1990.
  10. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. Гл.5.
  11. Янкевич С.А. Социальный эксперимент и научное управление обществом. Минск, 1984.

 

1 Добреньков В.И., Методы социологического исследования

 


 



Информация о работе Социальный эксперимент