Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 22:00, контрольная работа
Основная цель контрольной работы состоит в том, чтобы, систематизируя и анализируя накопленный материал, рассмотреть использование экспериментального метода познания в социально-правовой сфере.
Названная цель конкретизируется в следующих задачах:
- проследить становление и развитие экспериментального метода познания в социально-правовой сфере;
- раскрыть понятие социально-правовой эксперимент;
- рассмотреть общую классификацию эксперимента в социально-правовых исследованиях;
- дать описание чаще всего используемых экспериментальных форм в ходе проведения социально-правовых исследований.
Введение……………………………………………………………….... 3
1. Происхождение и развитие экспериментального метода в социально-правовой сфере …………………………………….………………….5
2. Понятие и классификация социального эксперимента в социально-правовых исследованиях…………..…………………………………..8
3. Применение экспериментального метода в социально-правовой сфере……………………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………….……….13
Литература……………………………………………………….…….15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература…………………………………………………
Введение
Эксперимент выступает как единство познавательной и практической деятельности. Роль эксперимента как одной из форм научной практики возрастает в условиях превращения науки в производительную силу общества. Это справедливо не только для естественнонаучных, но и для социальных экспериментов. Последние используются в практике социального планирования и управления для выработки научно обоснованных управленческих решений.
В области права эксперимент все чаще выступает компонентом нормотворческого процесса. Так, разработка концепций новых нормативных актов невозможна без их всесторонней и серьезной экспериментальной проверки. Однако на практике нередко предложения по новым законам даются учеными без должного обоснования. Необходимо использовать имеющиеся в юридической науке широкие возможности для проведения экспериментов по повышению эффективности правотворческой деятельности.
Важной задачей юридической науки является поиск путей наиболее эффективного регулирования общественных отношений, внедрения их в практику правотворчества, правоприменительную деятельность органов государства. В разрешении проблемы совершенствования механизма правового регулирования наука и практика попользуют различные средства и методы, среди которых определенное значение имеет социально-правовой эксперимент.
Сказанное обосновывает актуальной заявленной темы.
Объектом работы являются социальная и правовая сферы, предметом – субъект - объектные отношения, возникающие в социальной и правовой сферах, в ходе проведения экспериментальных исследований.
Основная цель контрольной работы состоит в том, чтобы, систематизируя и анализируя накопленный материал, рассмотреть использование экспериментального метода познания в социально-правовой сфере.
Названная цель конкретизируется в следующих задачах:
- проследить становление и развитие экспериментального метода познания в социально-правовой сфере;
- раскрыть понятие социально-правовой эксперимент;
- рассмотреть общую
- дать описание чаще
всего используемых
Структурно контрольная работа состоит из введения, трех теоретических вопросов и заключения. К работе прилагается список использованной литературы.
Этап донаучного (стихийного) экспериментирования продолжался примерно до XIII века. При этом имеются отдельные исключения: акустическое экспериментирование эпохи античности, а также экспериментальная деятельность Архимеда и Птолемея.1
Переходный этап преднаучного экспериментирования продолжался примерно четыре столетия - вплоть до начала XVII в.2
Собственно этап становления классического естественнонаучного экспериментирования продолжался на протяжении двух веков (XVII - XVIII) веков и завершился примерно в начале XIX в.
Таким образом, если учесть преднаучный этап в происхождении экспериментирования, то становление экспериментального метода познания продолжалось примерно на протяжении шести веков.
И в античности и в средневековом экспериментировании присутствуют все три стороны экспериментальной деятельности: идеально-индивидуализирующая, мысленно-истолковывающая, предметно - исследовательская. Но в рамках определенной формы теоретического мышления одна из них доминирует.
Идея социального экспериментирования появляется на рубеже XIX в. - именно тогда, когда окончательно происходит становление классического естественнонаучного эксперимента. Вероятно, П. Лаплас первым заговорил о возможности проведения социальных экспериментов3.
Экспериментальный метод стал использоваться в социальных науках с середины XIX в. Классическая схема социального эксперимента была предложена английским социологом Дж. С. Миллем в 1843 г. и в той или иной мере используется до настоящего времени. Основное назначение эксперимента — проверка теории, точнее гипотез, в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент дает не только описание состояния или изменений объекта, но и объяснение причин изменений.1
Однако использование эксперимента в качестве метода социального анализа вплоть до 1920-х гг. отрицалось многими учеными (О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.), поскольку они отрицали саму возможность научного экспериментирования с людьми. Кроме того, считалось, что социальные явления слишком сложны для выявления четких причинных зависимостей.2
Как способ внедрения в жизнь новых форм социальной организации, социальный эксперимент впервые упоминается в XIX в. в связи с деятельностью английского социального утописта Р. Оуэна по созданию опытных коммунистических общин на территории США и Великобритании. Суть социальных опытов Р. Оуэна и других социалистов-утопистов заключалась в построении социально справедливого общества, основанного на социалистических идеях, на отдельно взятых территориях.
Широко известны социальные эксперименты Ф. Тейлора и Г. Форда, имеющие глобальное значение для дальнейшего развития промышленного производства.
Глобальным социальным экспериментом подобного рода можно считать реализацию проекта диктатуры пролетариата и существование советского государства. Огромный интерес представляет управленческий социальный эксперимент по созданию «советского человека» в первые годы советской власти, включающий принятие срочных мер по ликвидации неграмотности, формированию рабочего класса, распространению профессиональных навыков среди больших групп выходцев из деревни, привитию им норм индустриальной субкультуры и т.д.
Постепенно социальный эксперимент стал рассматриваться, во-первых, в научной литературе в качестве метода определения и анализа причинно-следственных связей и изменений в исследуемых социальных явлениях, во-вторых, как одна из технологий социального управления и способ внедрения в жизнь новых форм социальной организации.
В настоящее время наиболее детально разработанной в правоведении является теория следственного эксперимента. В первую очередь, здесь следует назвать работы Р.С. Белкина, который защитил по этой проблематике докторскую диссертацию (1961 г.).1
Понятие «правовой эксперимент» в советское правоведение было введено в оборот в первой половине 60-х годов такими правоведами как О.Ф. Иваненко, В.П. Казимирчук, В.В. Лазарев, В.И. Никитинский, Р.А. Сафаров, О.В. Смирнов, И.В. Шмаров. Социально-правовые эксперименты чаще всего проводились в рамках хозяйственного, трудового, уголовно-исполнительного права, а в последнее время - на уровне местного самоуправления, в рамках формирующегося муниципального права.
Как представляется, на международно-правовом уровне наибольшее развитие получила регламентация опытов и экспериментов на людях медицинского характера.
Необходимо отметить также и то, что до сих пор в Российской Федерации отсутствует нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок организаций и проведения социально-правовых экспериментов, хотя имеются подобные акты отраслевого, а также проект общегосударственного уровня действия.
Понятие и классификация эксперимента в социально-правовых исследованиях
Под социальным экспериментом понимается метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие.1 Этот термин обозначает также способ внедрения в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации теории и практики социального управления. Социальный эксперимент предполагает искусственное построение социальной ситуации с целью получения нового знания, обогащающего социальную практику.2
Социальный эксперимент как метод определения и анализа причинно-следственных связей и изменений в исследуемых социальных явлениях, в основном создается на принципе сравнения двух и более социальных процессов, отличающихся друг от друга наличием либо отсутствием гипотетических факторов.
Изучаемое социальное явление описывается как система переменных, среди которых выделяется независимая переменная (экспериментальный фактор), управляемая экспериментатором и выступающая в качестве гипотетической причины определенных изменений.
Метод проверки гипотез, повышающий чистоту эксперимента, предполагает работу с двумя объектами: экспериментальным и контрольным. Экспериментальной группой называется та группа, к которой применяется изучаемая независимая переменная; контрольная группа идентична экспериментальной по заданным параметрам, но остается вне экспериментального воздействия.
Гипотеза считается доказанной, если вследствие воздействия экспериментального фактора в одном из социальных явлений наблюдается изменение, которое в других явлениях отсутствует.
Классификация социальных экспериментов может осуществляться по разным основаниям:1 1) характеру экспериментальной ситуации: выделяют полевые (проводятся в реальной социальной ситуации) и лабораторные (проводятся в искусственно созданных ситуациях) эксперименты; 2) объектам и предметам исследования — эксперименты, выявляющие причинные зависимости внутри определенной сферы (производство, обслуживание, образование и т.п.) или определенного вида социальной деятельности (социально-психологический, правовой, социально-управленческий и т.д.); 3) специфике поставленной задачи — научные социальные эксперименты, направленные на приобретение нового знания, прикладные, имеющие целью получение практического эффекта (решения социальной проблемы, повышения эффективности и проч.).
Алгоритм социального эксперимента включает в себя2:
1) выдвижение идеи, обоснование, построение гипотезы (научное предположение);
2) разработку концептуальной модели эксперимента, которая предполагает: выделение фактора, определяющего экспериментальную ситуацию (независимой переменной); выделение зависимого фактора (группы следствий); определение критериев оценки эксперимента (проверка гипотезы); определение условий эксперимента;
3) разработку программы эксперимента (цель, задачи, объект, субъект, продолжительность, этапы, алгоритмы, результаты);
4) выбор и подготовку
субъекта и объекта эксперимент
5) разработку конкретного плана действий;
6) реализацию экспериментальной программы;
7) измерение (сравнительный
анализ) независимой и зависимых
переменных в динамике (эмпирическая
фиксация исходного и
8) контроль и корректировку эксперимента;
9) предварительную оценку итогов эксперимента;
10) вывод объекта из экспериментальной ситуации;
11) осмысление и теоретическую
интерпретацию итогов
12) разработку научных
рекомендаций. Особенности и ограничения
(пределы) социального эксперимента
включают: сложность организации
социального эксперимента; социальный
объект порождает
3. Применение экспериментального метода в социально-правовой сфере
Начиная с 1960-х гг. проводятся многочисленные, в том числе широкомасштабные социальные эксперименты для выяснения эффективности социальной политики, последствий принятия управленческих решений. С помощью социального экспериментирования исследуются последствия введения социальных пособий, экологические проекты, предвыборные кампании, образовательные программы и т.д1.
Социальный эксперимент в социологии должен осуществляться с учетом правовых и нравственных норм общества, ограничения степени риска, обеспечения строгого контроля за ходом процедур и возможности повторения эксперимента. Кроме того, требуется достичь внутренней и внешней валидности эксперимента — уверенности в том, что именно изучаемый фактор является причиной регистрируемого изменения, что выявленная зависимость является закономерной для аналогичных условий.
Информация о работе Социальный эксперимент как метод социально - правовых исследований