Социокультурное проектирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 23:53, контрольная работа

Краткое описание

Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе модели будущего. Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира – природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) «предмета культуры» человек ориентируется на его совершенные, идеальные формы – идеальную структуру художественного продукта, идеальную форму социального устройства, идеальные отношения между людьми и т.д.
Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным и др.
Комбинация различных способов проектирования в соотношении с теми или иными составляющими объектной области дает нам множество вариантов проектной деятельности – в виде специализированных технологий.
Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое рассматривается как мировоззренческая и технологическая основа целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности.
Успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования.
Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда – умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование – это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.

Содержание

Введение 2-4

1. Основные понятия социокультурного проектирования 5-7

2. Целевое обоснование проекта или программы 7-14

3.Социокультурное проектирование в системе реализации региональной культурной политики 14-19

Заключение 20-21

Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.51 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

Введение 2-4

1. Основные понятия социокультурного проектирования 5-7

2. Целевое обоснование проекта или программы 7-14

3.Социокультурное проектирование в системе реализации региональной   культурной политики 14-19

Заключение 20-21

Список литературы 22 

 

      Введение 

     Одной из основополагающих характеристик  «человека культурного» является его  способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому  и свободному преобразованию реальности на основе модели будущего. Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира – природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) «предмета культуры» человек ориентируется на его совершенные, идеальные формы – идеальную структуру художественного продукта, идеальную форму социального устройства, идеальные отношения между людьми и т.д.

     Проективная (или проектная) деятельность относится  к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить  и усовершенствовать.

     По  объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным и др.

     Комбинация  различных способов проектирования в соотношении с теми или иными  составляющими объектной области  дает нам множество вариантов  проектной деятельности – в виде специализированных технологий.

     Особое  место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое рассматривается как мировоззренческая и технологическая основа целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности.

     Успешность  деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени  овладения им технологией социально-культурного  проектирования.

     Актуальность  овладения основами социально-культурного  проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет  широкую область применения для  всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда – умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование – это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.

     Прежде чем перейти к рассмотрению темы реферата рассмотрим общие принципы, применимые ко всем разновидностям социального проектирования.

     1. Принцип «проживания» обществом новых ценностных оснований своей деятельности, своих норм взаимодействия.

     2. Принцип саморазвития.

     3. Принцип социальной ответственности.

     4. Принцип социальной компетентности.

     5. Принцип непрерывного образования широких слоев населения.

     6. Принцип согласования целей и баланса интересов субъектов социального проектирования.

     7. Принцип открытости будущему.

     8. Принцип автономности сообщества.

 

      1. Основные понятия  социокультурного проектирования 

     Социокультурное проектирование – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

     В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам.

     Ведущими  целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:

  • создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;
  • обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

     Задачи  проектной деятельности:

  • анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;
  • поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;
  • выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;
  • разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

     Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.

     Программа – это развернутый документ, прорабатывающий  в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю  совокупность условий, необходимых  для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

     Проект  может существовать в двух формах:

  • как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;
  • как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

     Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская  деятельность, поскольку именно проектировщик  должен:

  • во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.);
  • во-вторых, иметь представление об идеальном состоянии целого и способах его поддержки.

     Исследовательская процедура выражается здесь не только в сборе эмпирических показателей  с помощью социологического исследования или анализа прессы. Проектирование есть, прежде всего, идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое  проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области проектирования через формулировку целевых установок к определению конкретных методов изменения ситуации. Объектные области проектирования – и социум, и культура – рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени – искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом: проблематизация, целеполагание, инструментализация. 

     2. Целевое обоснование  проекта или программы 

     Целевое обоснование проекта или программы (федеральной, региональной, локальной) предполагает всесторонний анализ ситуации и определение на этой основе:

  • приоритетных сфер (или областей) проектирования;
  • категорий населения и социальных групп, которым будет адресован проект.

     В процессе разработки программы очень  важно найти оптимальное соотношение  двух целевых установок, определяемых двумя подходами к культуре. С  одной стороны, культуру необходимо рассматривать как самоценную сущность, т.е. материальную и духовную среду  обитания человека, условие его развития и самореализации.

     Проектное мышление в данном случае предполагает понимание культуры как целостного объекта, подлежащего сохранению и  воспроизводству, и ориентируется  на заполнение недостающих мест внутри культурного целого посредством  создания систем поддержки и реставрации (например, программы музеефикации и консервации культурных норм и способов их трансляции).

     Ведущей целевой установкой проектов и программ в таком случае будет создание оптимальных условий, способствующих естественному развитию культуры как  самоценного явления.

     С другой стороны, культура (культурная деятельность) является условием и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия. Проекты такого типа в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации. Например, создание условий для возрождения и развития народных ремесел и промыслов может частично решить проблему занятости.

     Художественное  объединение может стать средством  решения социально-психологических  проблем личности, способствуя социальной адаптации, признанию, самоутверждению  человека, испытывающего дефицит  положительных социальных связей в  других сферах бытия.

     Проекты, формирующие соответствующие условия  для развития культуры национальных меньшинств, будут объективно способствовать снижению социальной напряженности в регионе, повышать чувство удовлетворенности человека условиями своей жизнедеятельности.

     Приоритетные  области проектирования – это  наиболее значимые в социальном и  личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации  человеческой жизнедеятельности.

     Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется, преимущественно, путем  анализа ситуации, характеризующей  совокупность обстоятельств и условий  функционирования общества в целом  и локальной ситуации, фиксирующей  социальные, социально-демографические  и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы.

     Аудитория проекта – носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями  и отличающаяся от других групп композицией  условий и процессов жизнедеятельности (последние включают как те элементы, которые общность воспроизводит  и стремится сохранить, так и  те, которые людям хотелось бы изменить).

Информация о работе Социокультурное проектирование