Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 08:49, контрольная работа
Предистоки современной отечественной социологии семьи в позитивистской школе, строящей социологию по образцу естествознания, и в субъективистской школе, требующей особого метода изучения при исследовании особого объекта - человеческой истории, где действуют люди, стремящиеся к достижению своих целей.
а) на основе свободного соглашения, а не принуждения;
б) на основе общественной педагогики,
а не семейного опекунства, которое
прежде смягчало чисто полицейскую
систему государственной
в) на основе общего блага, альтруистического поведения, направленного на пользу общества, а не только на семейную пользу.
И нет сомнения, завершает свой анализ П.Сорокин, что в этом начавшемся единоборстве семьи и общества - организация современной семьи будет разрушена: общественные интересы - с одной стороны, интересы личности - с другой стороны, победят и фактически уже побеждают.
Через пять лет П.Сорокину пришлось разочароваться в реальном социализме и в работе «Современное состояние России», где подводятся итоги устрашающей эпохи войны и революции, он приводит слова французского психолога Г.Леббона (1841-1931) из книги «Психология социализма» о заключении общества в смирительную рубашку, где среди безжалостных плодов зверя революции упоминается и полиция у семейного очага.
Большое значение для микросоциологии семьи имеют взгляды П.Сорокина на семью как на механизм социальной циркуляции и мобильности. Семья как лифт, осуществляющий перемещения вверх и вниз по социальной лестнице, семейный статус как фундамент социального положения личности, селекции и распределения индивидов внутри различных социальных страт - вот предмет изучения семьи в терминах социальной структуры и социальной динамики. П.Сорокин говорит даже о семейном тесте, о семье как средстве тестирования способностей и отмечает, что современная семья выполняет эту роль лишь частично, т.к. в обществе вертикальной мобильности семейный тест теряет свое исключительное значение, и складывается норма оценки личности не по семейному положению и происхождению, а по личным качествам, тестируемым детсадами, школами и прочими новыми институтами селекции.
2. Концепция альтруистической любви П. Сорокина
В своей известной книге «Главные тенденции нашего времени» Сорокин П.А. подробно рассматривает волнующую его тему «неэгоистической любви» и альтруизма. Сфера альтруистической любви является для него одним из важнейших объектов изучения. Для науки, в целом, альтруизм (любовь к ближнему) стал новой областью исследования.
В доказательство важности
изучаемого предмета социолог приводит
опровержения ряду человеческих предрассудков:
люди пытаются применять рецепты, с
помощью которых хотят
По мнению П.А. Сорокина источником мира не являются также и различные формы организации экономики (коммунистическая, социалистическая, капиталистическая), так как все они пытались решать проблемы исключительно военными методами, вели политику «мира посредством войны». Однако с каждой новой войной изобреталось более смертоносное оружие, от которого масштаб, разрушительность и потери лишь возрастали. Таким образом, Сорокин приходит к выводу, что без увеличения «производства, накопления и распространения неэгоистической любви, никакие другие средства не смогут ни предотвратить будущие самоубийственные войны, ни установить гармоничное устройство человеческого универсума».
Энергия и сила любви не
может быть сведена к скалярным
физическим величинам, такими как «энергия»,
«мощность», «сила», «работа». Её свойства
скорее качественные, чем количественные.
Пока у энергии любви нет каких-либо
единиц измерения, но в качестве таковых
могут быть признаны: интенсивность,
экстенсивность, чистота, длительность,
адекватность. Но у этих «измерений
любви» нет своих формул. Понятие
«энергия» Сорокин П.А. использует
в значении «способность произвести
действие или вызвать эффект». Эта
энергия любви проявляется как
бесконечный универсум, который
неисчерпаем качественно и
Космическо-онтологическая концепция любви. В данном аспекте альтруистическая любовь, наряду с истиной и красотой, считалась одной из высших форм космической энергии, действующей не только в человеческом обществе, но и во всём космосе. Подобно христианской Троице - Отец, Сын и Святой Дух - Любовь, Истина и Красота являются величайшими ценностями, или энергиями, неразделимыми, но отличными друг от друга.
Эмпирический биологический альтруизм. В качестве эмпирического феномена альтруистическая любовь означает специфическое поведение живых форм, стремящихся - инстинктивно или сознательно - быть полезными другим организмам.
Психологические характеристики
альтруистической любви в человеческом
обществе. В человеческом обществе
альтруистическая любовь проявляется
одновременно как специфический
психологический опыт, внешнее поведение
и социальное взаимоотношение. В
зависимости от различных комбинаций
эмоционального, волевого и интеллектуального
элементов альтруистическая любовь
в своей психологической
Как было отмечено, у любви,
как и у любой другой энергии,
есть свои измерения и, как утверждает
автор теории, они существуют, чтобы
адекватно описывать и
Следует отметить, что рассматривая многообразные формы творческой любви, Сорокин П.А. использует два понятия - Эрос и Агапе. Эгоцентричный эрос придерживается правил: «живи и давай жить другим», «не делай вреда другим, чтобы не вредили тебе», то есть, эрос предполагает за собой отношение людей, которые проявляют свою любовь только к тем, кто её заслужил, и отвечают на неё взаимностью. Любовь-агапе противоположна эросу - это неэгоистическая самоотверженная любовь, она непосредственна и свободно изливает себя. По мнению социолога, такая любовь приходит к человеку свыше. Но, хоть и агапе более искренняя любовь, нежели эрос, последняя форма более предпочтительнее для людей.
По утверждению Сорокина, любовь может существенно помочь в освобождении человечества от его самых тяжёлых недугов - войн, преступлений, безумия, нищеты и пороков. В подтверждение этому он приводит ряд примеров:
- биологические функции любви-энергии. Примером очевидного проявление биологической любви-энергии может служить родительская забота о ребенке в период его беспомощности.
- любовь и самоубийство. Когда любовь и привязанность индивида к окружающим его людям умножается и усиливается, вероятность самоубийства уменьшается. Без любви жизнь для людей становится просто бесполезным бременем.
- любовь, долголетие и здоровье. Любовь в её различных формах оказывается одним из наиболее важных факторов долголетия и хорошего здоровья; быть любимым другими и любить других важнейший фактор жизнеспособности.
- исцеляющая сила любви. Всем известно, что эмоции любви, симпатии и дружбы способствуют созданию душевного покоя, самообладания в отношениях с окружающими людьми. Такие эмоции оказывают живительный и целительный эффекты на организм. Для детей материнская любовь жизненно необходима. Лишённые теплоты любви, они слабеют и умирают также быстро, как и от инфекции или голода.
- любовь как витамин для здорового роста детей. Дети нелюбимые, нежеланные и отверженные своими родителями, братьями или сёстрами составляют гораздо более высокую долю несовершеннолетних правонарушителей, или же физически и умственно отсталых, чем дети, которые достаточно любимы членами своей семьи и партнёрами в играх.
- любовь рождает любовь, ненависть рождает ненависть. Доля дружелюбных реакций на дружелюбное обращение больше, чем доля недружелюбных реакций на недружелюбное обращение. Основной мыслью книги Сорокина П.А. «Виды любви и её сила; типы, факторы и технические приёмы нравственного перевоплощения» (1954) является утверждение, что бескорыстная, созидающая любовь - это сила, которая, если ею пользоваться с умом, способна: остановить агрессивные стычки между людьми и группами людей и превратить существующие враждебные отношения в дружеские. В ходе исследования было доказано, что все-таки любовь порождает любовь, а ненависть порождает ненависть.
- любовь способна остановить войну. Политика подлинного дружелюбия может обеспечить более длительный мир, чем политика вражды и ненависти.
- любовь увеличивает продолжительность жизни обществ. Социальные организмы, основанные, главным образом, на ненависти, завоевании, принуждении подобно империям Цезаря, Чингисхана, Гитлера, имели, как правило, очень короткую жизнь - несколько лет, десятилетий, редко столетий. Наиболее долгоживущие структуры - даосизм, конфуцианство, индуизм, буддизм, христианство и магометанство. Все они просуществовали более одного тысячелетия, некоторые - более двух тысячелетий, и нет явных признаков их разложения в обозримом будущем. Возможно, секрет их долголетия, в их приверженности альтруистическому воспитанию человечества.
Подобно пище, теплу, электричеству и другим формам энергии, любовная энергия не вырастает сама по себе: каким-то образом она должна быть произведена или, собрана из «природного» источника и сохранена для того, чтобы все существующие общества могли пользоваться ею хотя бы минимально.
Сорокин П.А. в подтверждение своей концепции выделяет следующие средств и способы получения энергии любви:
1) Чем более интенсивна, экстенсивна и долговечна, чиста и адекватна любовь, которая содержится в действиях людей, тем больше любви производится процессах взаимодействия.
2) Во всех этих взаимодействиях
производство любви происходит,
по большей, части «спонтанно»
и «естественно», без особой
помощи, советов, орудий или
3) Значительный вклад
в производство любви и его
совершенствование внесли
Сорокин П.А. обращает наш взгляд на то, что необходимо совершенствовать производство любви. По его мнению, в решении этой задачи смогут помочь следующие шаги: во-первых, увеличение числа творческих героев любви. Будда, Иисус, Ганди - эффект их жизни был безграничным для производства любви. В течение веков эта энергия изливалась и распространялась среди миллионов людей, проникала в социальные институты и культуры и обеспечивала необходимый минимум солидарности в группах. Можно согласиться с мнением социолога, что после своей смерти Будда и Иисус излучали даже больше энергии любви, чем при жизни. Следовательно, энергия любви также вечна, как и любая другая форма энергии. Такие герои появляются в разные исторические периоды и действуют как энергетические установки, производящие энергию любви для человечества.
Во-вторых, увеличение производства любви обыкновенными людьми (а также социальными группами и институтами). Сорокин уверен в том, что если бы множество людей воздержались от убийства других людей, если бы сократили свою ненависть и удвоили добрые дела, то это чрезвычайно расширило бы выработку любви, и этого было бы вполне достаточным для предотвращения новых катастрофических войн и приблизило бы человечество к социальной гармонии.
Информация о работе Социологические взгляды П.Сорокина о браке, семье и любви