Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:24, статья
Значительная часть информации, необходимая исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. В социологии их изучение как этап социологического исследования называют анализом существующих данных, или вторичным анализом данных.Полное представление о содержании документальных источников во многих случаях позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы или углубить анализ проблемы.
Методы социологического исследования:
Анализ существующих данных.
Наблюдение
Массовый опрос. Анкетирование и интервью
Эксперимент
Пример социологического исследования
Заключение
Приступая к разработке вопросника, социолог решает задачу другого уровня- как сформулировать вопрос, чтобы получить искомую информацию?
Виды вопросов. В зависимости от целей, с которыми задаются вопросы, они подразделяются на содержательные и функциональные.
Функциональные
вопросы решают различные
Необходимость
в вопросах-фильтрах возникает
тогда, когда искомая
Цель контрольных вопросов- выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он даёт по той же теме, проблеме.
Контактные вопросы
служат для установления
В зависимости от того, что спрашивается, различают:
1. Вопросы о фактах. Их цель- в получении информации о социальных явлениях или признаках, которые могут быть однозначно определены. (Это могут быть возраст, пол и т. п.).
2. Вопросы о знании. Цель этих вопросов- в получении сведений, свидетельствующих об информированности респондента. Ответы помогают точнее выявить структуру установок и интересов, указывают на степень включённости индивида в коллектив.
3. Вопросы о
мнении. Ответы на эти вопросы
чаще всего содержат оценки. Мнения
по сравнению со знаниями
4. Вопросы о
мотивах. Исследование мотивов
социального поведения
По технике заполнения выделяют:
1. Открытые вопросы.
Дают респонденту возможность
самостоятельно сформулировать
ответ, отражающий всю
2. Закрытые вопросы.
Предполагают наличие готовых
вариантов ответов, которые
Анкетирование.
Анкетирование-
вид опроса, в котором респондент
самостоятельно заполняет
Анкета- опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по правилам.
По числу опрашиваемых различают:
1. Групповое анкетирование.
2. Индивидуальное анкетирование.
По месту проведения выделяют:
1. Анкетирование дома.
2. Анкетирование на работе.
3. Анкетирование в целевых аудиториях.
По способу распространения анкет:
1. Раздаточная анкета: раздаётся респондентам самим анкетёром.
2. Почтовая анкета: рассылается по почте.
3. Прессовая анкета: публикуется в прессе.
Основное достоинство
группового анкетирования
При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты анкетёр либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты.
Почтовый опрос- достаточно популярный метод опроса больших совокупностей людей.
Его слабые стороны- низкий процент возврата без применения специальных приёмов (около 30%), не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет и связанные с этими особенностями трудности обоснования репрезентативности выборки целевой совокупности.
Публикация анкеты
в газетах или журналах
Интервью. Как метод сбора информации интервью во многом лишено перечисленных выше недостатков, но платой за это является сравнительно высокая стоимость.
Интервью- проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причём запись ответов ведётся либо интервьюером, либо на какой либо носитель информации (например, диктофон).
Выделяют несколько видов интервью, в зависимости от того, насколько стандартизирована ситуация беседы.
Стандартизированное
интервью с закрытыми
Стандартизированное
интервью с открытыми
Направленное (фокусированное)
интервью. План такого интервью
предусматривает только
Свободное интервью
предполагает предварительную
5.Эксперимент.
Социологический эксперимент-
способ получения информации о количественном
и качественном изменении деятельности
и поведения социального
В социологии под экономическим
экспериментом подразумевают
Классическая модель эксперимента.
Её можно свести к изучению воздействия
независимой переменной (например,
выступление кандидата в
Принципиальное значение в такой модели имеет вопрос о подборе экспериментальной и контрольной групп. Основная задача исследователя- достичь до эксперимента максимального подобия (т. к. полной идентичности достичь невозможно) этих двух групп. Термин "подобие" понимается здесь в статистическом смысле, т. е. единицы генеральной совокупности, из которых подбираются группы, должны иметь одинаковые шансы попасть и в первую группу, и во вторую. Подобный процесс подбора часто называют рандомизацией. Рандомизация преследует цель исключить систематические смещения и ошибки, которые могут возникнуть при экспериментальном воздействии на неэквивалентные группы.
Внутренняя и внешняя обоснованность. Проблема внутренней обоснованности означает наличие вероятности того, что выводы, которые исследователь делает на основе экспериментальных результатов, могут не отражать суть происходившего во время самого эксперимента.
Источниками этой проблемы могут быть:
- влияние событий в
прошлом на результаты
- изменение самих участников
эксперимента в процессе
- влияние процесса тестирования и повторения тестирования на поведение людей;
- влияние инструмента,
используемого в процессе
- несопоставимость
Внешняя обоснованность относится к возможности обобщения, распространения выводов эксперимента на реальные объекты. Даже если результаты внутренне обоснованы, то можно ли перенести выводы, полученные на экспериментальных группах, на реальные социальные объекты и процессы?
Существует много примеров,
когда результаты экспериментов
оказываются неприемлемыми
Лабораторный эксперимент
предполагает, что исследователь
создаёт искусственную среду (например,
в лаборатории) для его проведения,
что позволяет ему более
Полевой эксперимент. Для него характерна максимально естественная ситуация- это может быть учебный класс, производственная среда.
Естественный эксперимент.
Под ним понимают такой эксперимент,
в котором исследователь
Итоги социального эксперимента отражаются в отчёте, который содержит следующие три раздела:
- результаты исследования;
- выводы;
- рекомендации.
6. Пример социологического исследования.
С целью приведения
примера социологического
В качестве
объекта исследования
Предметом изучения являлся процесс обучения (производительность труда) данных людей.
В качестве
цели данного исследования
Задача состояла
в том, чтобы найти пути для
достижения конкретной цели, а
так же выявить зависимость
мотивации и
В качестве
метода социологического
АНКЕТА
По десятибальной шкале оцените, какие факторы по Вашему мнению способствуют повышению производительности труда и делают работу более привлекательной.
1. Хорошие шансы продвижения по службе
2. Хороший заработок
3. Оплата, связанная с результатами труда
4. Признание и одобрение хорошо выполненной работы
5. Работа, которая позволяет реализовать свои способности
6. Сложная и трудная работа
7. Работа, позволяющая думать и действовать самостоятельно
8. Высокая степень
9. Интересная работа
10. Работа, требующая творческого подхода
11. Работа без больших напряжений и стрессов
12. Удобное расположение места работы
13. Достаточная информация о том, что вообще происходит на фирме
14. Значительные дополнительные льготы
15. Справедливое распределение объёмов работ
Какие факторы вы хотели бы добавить в предложенный список?
После заполнения
анкеты собирались с целью
обработки результатов,
Средние баллы факторов, способствующих повышению производительности труда
1. Работа без больших напряжений и стрессов - 10,0
2. Хороший заработок - 9,6
3. Интересная работа - 9,4
4. Хорошие шансы продвижения по службе - 8,9
5. Признание и одобрение хорошо выполненной работы - 8,8
6. Удобное расположение места работы - 8,1
7. Достаточная информация о том, что вообще происходит на фирме - 8,0
8. Значительные дополнительные льготы - 7,9
9. Оплата, связанная с результатами труда - 7,6
10. Справедливое распределение объёмов работ - 7,5
11. Работа, требующая творческого подхода - 7,2
12. Работа, которая позволяет реализовать свои способности - 6,9
13. Высокая степень
14. Работа, позволяющая думать и действовать самостоятельно - 4,8