Социологические методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 07:33, контрольная работа

Краткое описание

Необходимо отметить особое положение метода опроса. В практике социологических исследований этот метод является наиболее распространенным и популярным, так как этим методом можно получить такую информацию, которая не всегда отражается в документальных источниках, не всегда доступна прямому наблюдению и позволяет выявить информацию о мотивах внутренних интересах, побуждениях и т. п. Вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Кроме того, практика социологических исследований показывает, что вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная.

Вложенные файлы: 1 файл

!КР по социологии.docx

— 31.84 Кб (Скачать файл)

Наблюдение применятся в  основном в исследованиях описательного  плана, для проверки достоверности  данных, полученных другими методами (опросом, анализом документов), а также  для качественного анализа собранных  материалов.

К преимуществам наблюдения относятся:

1) отсутствие языкового  барьера;

2) получение информации  в процессе развития той или  иной ситуации;

3) социальное поведение  рассматривается в его естественной  среде;

4) предоставляется возможность  для узкомасштабного детального исследования;

5) отражает действительность  в соответствии с ценностями  и нормами поведения участников  исследования

6) позволяет выявить те  вопросы, которые уместно или  неуместно задавать.

Но при этом наблюдение не должно вредить тому, кого мы наблюдаем. Вообще достаточно часто встает вопрос об этичности наблюдения, невозможности  охватить все социальные факты непосредственным наблюдением (например, сферы семейных и сексуальных отношений). Сложность  наблюдения состоит и в том, что  наблюдателю трудно избегать эмоционально-ценностной оценки происходящего, попыток истолкования поведения других людей через  призму собственного «Я», своего собственного социального опыта. При этом результаты наблюдения часто смешиваются с  выводами. На объективность результатов  наблюдения влияет взаимодействие между  наблюдателем и объектом наблюдения, а также сам факт проведения исследования на наблюдаемую ситуацию. Исследователь  может оказаться слишком «вовлеченным»  и поэтому плохим наблюдателем. Поэтому  очень высоки требования к личности наблюдателя. Наблюдение может быть опасным для жизни и здоровья наблюдателя. Трудно фиксировать информацию без погрешностей, так как магнитофоны, видеокамеры могут быть навязчивыми. Большое значение имеет память наблюдателя. Также необходимо учитывать, что  порой сложно и невозможно провести повторное наблюдение, так как  время наблюдения ограничивается временем совершения события. На достоверность  и надежность полученной путем наблюдения информации влияет: логичность расчленения объекта наблюдения на составные части, адекватность терминов, используемых при анализе полученных данных, однозначность интерпретации выделенных элементов объекта наблюдения.

 

Виды наблюдения

1) В зависимости от  положения наблюдателя относительно  объекта наблюдение может быть включенным (если наблюдатель становится членом изучаемой им группы) и невключенным. Невключенное, как и включенное, наблюдение применяется в монографическом исследовании. Включенное исследование исключает массовость, а результаты наблюдения почти не поддаются количественному выражению, кроме того, наблюдатель может настолько войти в роль участника событий, что это скажется на объективности собранной информации и ее интерпретации.

2)В зависимости от элементов  контроля - контролируемое и неконтролируемое.При неконтролируемом наблюдение осуществляется лишь общее описание социальной атмосферы. При этом возникает опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту и искажения результатов. Контролируемое наблюдение проводится большим числом наблюдателей, проводится сравнение результатов их наблюдений, осуществляются серии наблюдений за одним и тем же объектом.

3) По степени формализованности наблюдения - структурированное илинеструктурированное. При неструктурированном наблюдении исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать.  При структурированном наблюдении исследователь заранее определяет, какие из элементов исследуемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для целей исследования, и сосредоточивает на них свое основное внимание, составляя специальный план записи наблюдений.

4) По условиям организации  наблюдения – полевые (в естественных условиях) илабораторные.

5) Самонаблюдение – особый вид наблюдения, при котором исследователь пользуется не только данными о поведении наблюдаемого, но и его суждениями и оценками тех или иных фактов, собранных в автобиографиях, письмах, дневниках, записях самоанализа.

Эксперимент – изучение поведения человека в искусственно созданных условиях.

Цель эксперимента – проверка гипотез о причинной связи между явлениями. Эксперимент заменяет наблюдение там, где невозможно повторное наблюдение. При определенных обстоятельствах эксперимент может дать весьма значительные научно-практические результаты.

Возможности применения   эксперимента в социологии ограничены тем, что исследователь не может с уверенностью сказать, что выявленная в ходе эксперимента зависимость в определенных условиях закономерна и в условиях, находящихся вне эксперимента, и что именно изучаемый в данном эксперименте фактор, а не какой-либо другой является причиной зарегистрированного события. Дж. С. Милль, О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер отрицали возможность применения экспериментального метода в изучении социальных явлений: - они слишком сложны и изменчивы. Экспериментальных социологических исследований произведено крайне мало. При проведении эксперимента, как и наблюдения,  есть ограничения, связанные с этическими соображениями.

Эксперимент гораздо чаще применяется в психологии, физике, химии, чем в социологии. Методология  и методика эксперимента пришли в  социологию из психологии.  Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10-15 человек. Все (за редким исключением) социологические эксперименты проводятся не на генеральной совокупности объектов исследования, а на натурной модели – выборке на основе наиболее существенных для данного исследования признаков.

 

Типы экспериментов

Эксперимент делится на натурный (реальный) и мыслительный. Натурный эксперимент предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Он может быть контролируемым и неконтролируемым. При контролируемом эксперименте производится тщательное выравнивание всех условий, которые могут исказить влияние экспериментального фактора. При мыслительном эксперименте экспериментатор не вмешивается в ход эксперимента и оперирует информацией о свершившихся событиях. Особой разновидностью мыслительного эксперимента является эксперимент «экс-пост-факто», при котором предполагается сбор данных для проверки гипотез о причинных связях. Классическим экспериментом этого вида является проведенное в сер. 30-х гг. XXвека исследование американского социолога Э. Христиансена, в ходе которого подтвердилась гипотеза о том, что чем выше уровень образования (количество оконченных классов), тем успешнее человек включается в экономическую деятельность. Реальный эксперимент всегда является проективным (т. е. направленным в будущее), мысленный эксперимент обычно ретроспективный, направлен в прошлое,  так как манипуляция совершается с информацией об уже свершившихся фактах.

По специфике поставленной задачи выделяют эксперименты однофакторные и многофакторные. В однофакторных экспериментах проверяются гипотезы о наличии причинно-следственной связи одной независимой переменной, в многофакторных  - целого комплекса переменных в их взаимодействии.

По логической структуре  доказательств гипотез различают  эксперименты параллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные). В параллельном эксперименте создаются две группы – экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе вводятся новые экспериментальные факторы, в контрольной - все остается по-старому. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Доказательство гипотезы при этом типе эксперимента опирается на сравнение состояния исследуемого объекта до и после воздействия «фактора».

Социометрия – совокупность методов и приемов, направленных на получение и анализ количественных данных о межличностных отношениях людей, структуре и функционировании малых групп, ориентированных на регуляцию человеческих взаимоотношений и решение конкретных практических задач. (БЭС: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. - Мн., 2002. - С.795).

Этот термин был предложен  американским социологом Дж. Морено в 30е гг. XXвека, который считал, что условием гармонизации отношений во всей социальной системе выступает изменение психологических отношений в малой группе.

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных  связей, т. е взаимных симпатий и  антипатий между членами группы.

Целями проведения социометрической процедуры являются:

1) изучение степени сплоченности  или разобщенности в группе;

2) выявление соотносительного  авторитета членов группы по  признакам симпатии или антипатии,  «лидеров» и «отвергнутых». Социограмма может показать, в каком соотношении находятся формальный и неформальный лидер, кто является инструментальным лидером («лидер-отец»), который помогает группе достичь поставленной цели, а кто эмоциональным лидером («лидер-мать», выполняющий функции психологической поддержки);

3)обнаружение группировок  – сплоченных образований во  главе с неформальными лидерами.

Дж. Морено рассматривает  социометрию как метод предупреждения социальных революций и замены «революции диктатуры революциями сотрудничества». Социометрия позволяет выяснить планы населения в «отношении всех видов деятельности, в которых оно участвует или собирается участвовать» (Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 286).

Casestudy – исследовательская стратегия, направленная на глубокий и полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая). Характеризуется опорой на качественные методы сбора и анализа эмпирического материала (свободное интервью, полуструктурированное интервью, групповые беседы, включенное наблюдение), с помощью которых можно реконструировать сферу неформальных отношений между людьми, получить информацию о латентных процессах, обеспечить лучшее понимание социальной реальности, уникальности каждого объекта, в то же время выделить общие черты для дальнейшего обобщения.

 


Информация о работе Социологические методы