Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 07:33, контрольная работа
Необходимо отметить особое положение метода опроса. В практике социологических исследований этот метод является наиболее распространенным и популярным, так как этим методом можно получить такую информацию, которая не всегда отражается в документальных источниках, не всегда доступна прямому наблюдению и позволяет выявить информацию о мотивах внутренних интересах, побуждениях и т. п. Вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Кроме того, практика социологических исследований показывает, что вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная.
Наблюдение применятся в
основном в исследованиях описательного
плана, для проверки достоверности
данных, полученных другими методами
(опросом, анализом документов), а также
для качественного анализа
К преимуществам наблюдения относятся:
1) отсутствие языкового барьера;
2) получение информации в процессе развития той или иной ситуации;
3) социальное поведение
рассматривается в его
4) предоставляется возможность для узкомасштабного детального исследования;
5) отражает действительность
в соответствии с ценностями
и нормами поведения
6) позволяет выявить те вопросы, которые уместно или неуместно задавать.
Но при этом наблюдение
не должно вредить тому, кого мы наблюдаем.
Вообще достаточно часто встает вопрос
об этичности наблюдения, невозможности
охватить все социальные факты непосредственным
наблюдением (например, сферы семейных
и сексуальных отношений). Сложность
наблюдения состоит и в том, что
наблюдателю трудно избегать эмоционально-ценностной
оценки происходящего, попыток истолкования
поведения других людей через
призму собственного «Я», своего собственного
социального опыта. При этом результаты
наблюдения часто смешиваются с
выводами. На объективность результатов
наблюдения влияет взаимодействие между
наблюдателем и объектом наблюдения,
а также сам факт проведения исследования
на наблюдаемую ситуацию. Исследователь
может оказаться слишком «
Виды наблюдения
1) В зависимости от
положения наблюдателя
2)В зависимости от элементов
контроля - контролируемое и
3) По степени формализованности
наблюдения - структурированное
4) По условиям организации наблюдения – полевые (в естественных условиях) илабораторные.
5) Самонаблюдение – особый вид наблюдения, при котором исследователь пользуется не только данными о поведении наблюдаемого, но и его суждениями и оценками тех или иных фактов, собранных в автобиографиях, письмах, дневниках, записях самоанализа.
Эксперимент – изучение поведения человека в искусственно созданных условиях.
Цель эксперимента – проверка гипотез о причинной связи между явлениями. Эксперимент заменяет наблюдение там, где невозможно повторное наблюдение. При определенных обстоятельствах эксперимент может дать весьма значительные научно-практические результаты.
Возможности применения эксперимента в социологии ограничены тем, что исследователь не может с уверенностью сказать, что выявленная в ходе эксперимента зависимость в определенных условиях закономерна и в условиях, находящихся вне эксперимента, и что именно изучаемый в данном эксперименте фактор, а не какой-либо другой является причиной зарегистрированного события. Дж. С. Милль, О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер отрицали возможность применения экспериментального метода в изучении социальных явлений: - они слишком сложны и изменчивы. Экспериментальных социологических исследований произведено крайне мало. При проведении эксперимента, как и наблюдения, есть ограничения, связанные с этическими соображениями.
Эксперимент гораздо чаще применяется в психологии, физике, химии, чем в социологии. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10-15 человек. Все (за редким исключением) социологические эксперименты проводятся не на генеральной совокупности объектов исследования, а на натурной модели – выборке на основе наиболее существенных для данного исследования признаков.
Типы экспериментов
Эксперимент делится на натурный (реальный)
По специфике поставленной задачи выделяют эксперименты однофакторные и многофакторные. В однофакторных экспериментах проверяются гипотезы о наличии причинно-следственной связи одной независимой переменной, в многофакторных - целого комплекса переменных в их взаимодействии.
По логической структуре
доказательств гипотез
Социометрия – совокупность методов и приемов, направленных на получение и анализ количественных данных о межличностных отношениях людей, структуре и функционировании малых групп, ориентированных на регуляцию человеческих взаимоотношений и решение конкретных практических задач. (БЭС: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. - Мн., 2002. - С.795).
Этот термин был предложен американским социологом Дж. Морено в 30е гг. XXвека, который считал, что условием гармонизации отношений во всей социальной системе выступает изменение психологических отношений в малой группе.
Социометрический тест предназначен
для диагностики эмоциональных
связей, т. е взаимных симпатий и
антипатий между членами
Целями проведения социометрической процедуры являются:
1) изучение степени сплоченности или разобщенности в группе;
2) выявление соотносительного
авторитета членов группы по
признакам симпатии или
3)обнаружение группировок
– сплоченных образований во
главе с неформальными
Дж. Морено рассматривает
социометрию как метод
Casestudy – исследовательская стратегия, направленная на глубокий и полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая). Характеризуется опорой на качественные методы сбора и анализа эмпирического материала (свободное интервью, полуструктурированное интервью, групповые беседы, включенное наблюдение), с помощью которых можно реконструировать сферу неформальных отношений между людьми, получить информацию о латентных процессах, обеспечить лучшее понимание социальной реальности, уникальности каждого объекта, в то же время выделить общие черты для дальнейшего обобщения.