Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:37, реферат
Питирим Сорокин (1889-1968) - русский и американский социолог. Представитель позитивистской ориентации в русской социологии. Сам себя Сорокин считал представителем эмпирического неопозитивизма или критического реализма. В детстве Сорокин рано оказался сиротой и бродяжничал. В 1902 поступил, а в 1904 с отличием окончил Гамскую двухклассную школу, затем поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу.
Введение ………………………………………………………………….……....3
1. Два периода творчества Сорокина……………………………….…………....5
2. Русский период творчества…………………………………………………..7
2.1«Преступление и кара, подвиг и награда»……………………………7
2.2«Система социологии»……………………………………...………….8
3. Американский период творчества……………………………………………9
3.1«Социальная революция»………………………….…………………..9
3.2«Социальная мобильность»…………………………….……………...9
3.3«Социальная и культурная динамика.»………………………………10
4. Заключение…………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………....
Федеральное агентство связи
Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики
Дистанционное обучение
Тема: Социология Сорокина
Выполнил: К.М. Елькина
Группа: ББТ-22
Вариант: 14
Проверил: ___________________
Новосибирск, 2012 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Два периода творчества Сорокина……………………………….…………....5
2. Русский период творчества……………
2.1«Преступление и кара, подвиг и награда»……………………………7
2.2«Система социологии»…………………
3. Американский период творчества……………………………………………9
3.1«Социальная революция»……………
3.2«Социальная мобильность»………
3.3«Социальная и культурная динамика.»………………………………10
4. Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Питирим Сорокин (1889-1968) - русский и американский социолог. Представитель позитивистской ориентации в русской социологии. Сам себя Сорокин считал представителем эмпирического неопозитивизма или критического реализма. В детстве Сорокин рано оказался сиротой и бродяжничал. В 1902 поступил, а в 1904 с отличием окончил Гамскую двухклассную школу, затем поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу. В 1906 - арестован за революционную деятельность, заключен в тюрьму в Кинешме, где много читал (Лавров, Михайловский, Маркс, Ленин, Плеханов, Дарвин, Спенсер, Конт и др.).После освобождения решил продолжить образование. В 1909 Сорокин поступает в столичный Психоневрологический институт, где была открыта кафедра социологии Е.В. Де-Роберти и Ковалевским. Через год Сорокин переводится на юридический факультет университета, где проходит обучение под началом Петражицкого. Главным достижением этого периода творчества Сорокин становится его монографическая работа "Преступление и кара, подвиг и награда" (1914), которая представляет собой обстоятельный обзор современных криминологических теорий. В 1917 С. получил звание приват-доцента Петербургского университета. Был активен в области популяризаторства, пытался донести до читателя мысли Дюркгейма , идеи которого пронизывают почти все его работы. Февральская революция застала Сорокин "посреди дел". Отложив работу, он опять занялся политикой, принимал активное участие в работе Госдумы, Временного правительства, редактировал эсеровские газеты. За это время им была написана целая серия социально-политических памфлетов. В 1918 опять арестован, но уже новым, большевистским правительством. В 1920 Сорокин избирается руководителем кафедры социологии при факультете обществознания Петроградского университета. Предлагает конструирование новой дисциплины - "родиноведения", призванной синтезировать знания разных естественных и гуманитарных наук. Тогда же он пишет популярные учебники по праву и социологии, публикует работу в двух томах "Система социологии" (1920), которая стала венцом его творчества в России. В 1922 начались массовые аресты среди научной и творческой интеллигенции. В России оставаться было опасно и Сорокин вместе с женой эмигрируют за границу. Сначала Сорокин жил и работал в Праге, а потом переехал в Америку и прожил там весь остаток своей жизни.
Творчество Сорокина принято делить на два периода: русский и американский. Его основные работы: русского периода - "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913); "Система социологии" (1920); американского - "Социология революции" (1925); "Социальная мобильность" (1927); "Современные социологические теории" (1928); "Систематическая антология сельской социологии" (1930-1932); "Социальная и культурная динамика" (1937-1941); "Общество, культура и личность" (1947) и мн. др.
Значимость фигуры Сорокина все еще адекватно не оценена ни в американской, ни в отечественной социологии. Американцы, безусловно, относят его к числу основателей американской социологии, хотя и оставляют за ним лишь роль "заокеанского наставника", "страстного русского оратора". На исторической же родине имя ученого вплоть до недавнего времени попросту запрещалось произносить вслух. И все же никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами. О собственном мировоззрении начала 20 ст. и стремлении интегрировать гуманитарное знание своего времени в единую, унифицированную систему многими годами позже сам Сорокин напишет: "С философской точки зрения, возникающая система взглядов была разновидностью эмпирического неопозитивизма или критического реализма, основывающейся на логических и эмпирических научных методах познания. Социологически это был некий синтез социологии и взглядов Спенсера на эволюционное развитие, скорректированный и подкрепленный теориями Н. Михайловского, П. Лаврова, Е. Де Роберти, Л. Петражицкого, М. Ковалевского, М. Ростовцева, П. Кропоткина - из русских мыслителей; Г. Тарда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, Р. Штаммлера, К. Маркса, В. Парето и других - из числа западных ученых. Политически - это мое мировоззрение представляло из себя форму социалистической идеологии, основанной на этике солидарности, взаимопомощи и свободы". В историко-социологической литературе традиционно, хотя, видимо, не вполне справедливо, принято разграничивать два периода в творчестве ученого - русский и американский. Конечно же, "оба" Сорокина довольно непохожи друг на друга по кругу анализируемых проблем, по характеру использования материала, по степени зрелости и самостоятельности создаваемых теорий. Однако очевидно то, что интегральная сущность всех работ Сорокина всегда оставалась неизменной. Более того, все его мировоззрение было пронизано философией интегрального синтеза и на уровне сциентистских программ, и на уровне жизненной философии. Пожалуй, в глобализме - главное отличие между молодым и зрелым ученым.
2. Русский период творчества.
2.1 «Преступление и кара, подвиг и награда»
Центральным понятием для
творчества социолога становится "ценность".
Конечно же, многие мыслители и
до него размышляли о природе ценностей,
но, пожалуй, никому до него не удалось показать систематизирующую
и методологическую значимость ценностной
теории в социологии. Первоначально теоретико-методологические
построения ученого-социолога
осуществлялись в духе неопозитивистско-
2.2 «Система социологии»
Через какие-то несколько лет эта на вид довольно наивная схема быстро разбухает и обретает законченный логический вид. В книге "Система социологии" Сорокин формулирует принципы, от которых не отойдет в будущем. Совокупно они составляют самую квинтэссенцию структурного метода. Согласно Сорокину, теоретическая социология распадается фактически на три основных раздела:
В "Системе социологии"
Сорокин предлагает пять принципов
построения
социологии:
3.1 «Социальная революция»
Питирим Сорокин формулирует исходный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах; субъективные же аспекты поведения суть "переменные" величины. В результате "коллективному рефлексу" Питирим Сорокин придает значение интегрального фактора всей общественной жизни. Не трудно пронаблюдать эту установку Питирима Сорокина в его "Социологии революции" (1925), где причины всех великих революций или иных схожих потрясений он видит в подавлении базовых инстинктов людей (пищеварительного, сексуального, самосохранения, самовыражения).
3.2 «Социальная мобильность»
Обоснованный в "Системе" концептуальный подход получает свое дальнейшее развитие в "Социальной мобильности". Согласно Питириму Сорокину, социальная мобильность есть естественное состояние общества и включает в себя не только социальные перемещения индивидов или групп, но и социальных объектов (ценности), то есть всего того, что создано или видоизменено человеком. Мобильность различается по направленности (восходящая и нисходящая), по форме (коллективная и индивидуальная), по интенсивности и масштабности. Вертикальную мобильность он рассматривает в трех аспектах, соответствующих трем формам социальной стратификации (политическая, экономическая и профессиональная): внутрипрофессиональное или межпрофессиональное перемещение, политическая циркуляция и продвижения по "экономической лестнице". При этом С. четко различал социальную мобильность в так называемые "нормальные" периоды относительной общественной стабильности и в периоды социальной дезорганизации (войны, революционные периоды, голод и т.д.). Если в "нормальные времена мобильность является процессом постепенным, регулируемым определенными и твердыми правилами", то в периоды великих бедствий... поступательность, упорядоченность и строго контролируемый характер мобильности существенно нарушается... Иными словами, приобретает черты хаоса". Для Питирима Сорокина, как, впрочем, и для многих исследователей до и после него, очевиден внеисторический динамизм социальной стратификации. Абрис и высота социальной стратификации - вневременные, нормативные черты стратификации, а их флюктуации не содержат никакого однонаправленного движения. Социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей. Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократиях уравнителей, словом - повсюду. По мысли С., история показала, что нестратифицированное общество с "подлинным" равенством всех членов есть миф, никогда не могущий быть реализованным на практике, оставшийся лишь хоругвию эгалитаристов и левых радикалов.
3.3 «Социальная и культурная динамика.»
В гарвардский период интегралистские тенденции и настроения в творчестве С. окончательно оформляются в единую модель, что нашло отражение в первую очередь в его четырехтомной "Социальной и культурной динамике".
В частности, все люди, по Сорокину, вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, половое влечение и т.п.) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. В отличие от случайностных и временных агрегатов (типа толпы), характеризуемых отсутствием ясных и пролонгированных связей между людьми, только общество способно продуцировать значения, нормы, ценности, существующие как бы внутри оциосознательных "эго"-конституирующих общество членов. Поэтому любое общество можно описать и понять лишь только через призму присущей ему системы значений, норм, ценностей. Эта система суть единовременное культурное качество.
Скрытые в социосознательных
индивидах и обществах
единое социальное целое (Польза). Любую
социально значимую человеческую активность
можно объяснить посредством этих четырех,
поистине универсальных категорий. Игнорирование
их или подмена другими объясняющими факторами
неизбежно ведет к сциентической неудаче
искусственного перевода этих категорий
на язык других и менее
адекватных терминов. Интегральный подход
в равной мере применим при описании индивидуального
типажа или культурной ценности. В самом
деле, любой индивид вписан в систему культурных
ценностей - значений - норм, а его бессознательные
мотивы и биосознательные стимулы контролируются
и подчиняются его социосознательному
"эго". Также и культура становится
интегральной лишь тогда, когда общество
добивается успеха, балансируя и гармонизируя
энергию людей, отданную на службу Истине,
Красоте, Добру. Подобный "интегрализм"
характеризуется логико-значимой взаимосвязью
всех существенных компонентов личности
или культуры. Модель"интегральной"
культурной сверхсистемы - результирующая
систематического и гармонизирующего
ценностного образца - дает значительно
больше для полноценного и адекватного
определения и описания культуры, нежели
традиционные оциологические, антропологические
или культурологические методы. По С.,
базовые факты
социологии ментальны по своей природе,
а посему могут быть поняты лишь в категориях
человеческого социокультурного универса,
как чего-то целого. Отсюда вытекают три
отличительные системы истины: истина
веры, разума и чувств. Все они частью ложны,
частью истинны. Интегральная истина ближе
всего стоит к абсолютной истине. Дескриптивный
анализ социальной жизни должен быть подчинен
исходному примату культурных ценностей
даже в таких аспектах социального бытия,
где, как может показаться с первого взгляда,
отсутствует прямое восхождение к культурным,
ценностным системам. К примеру, понятия
"группа", "роль", "класс",
"стратификация", "социальное действие"
и им подобные приобретают научную обоснованность
лишь тогда, когда интерпретируются как
переменные культурных сверхсистем, конгруэнтных
связей ценностей - норм - знаний. В силу
этого новая философия истории должна
исходить из тезиса о том, что в пределах,
заданных относительно
константными физическими условиями (климат,
географическое положение и т.п.), наиважнейшим
фактором социокультурных изменений (динамики)
становится распад той или иной доминантной
культурной сверхсистемы - "идеациональной",
"идеалистической", "чувственной".
Именно в этом смысле тождественны социология
и философия истории, ибо они концентрируют
свое внимание на проблематике генезиса,
эволюции, распада и кризиса доминантных
систем, в результате чего проясняется
вопрос: как, почему и когда происходят
те или иные социокультурные изменения?