Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:59, доклад
Социология способствует формированию знаний о социальной действительности и изменения в ней, объясняет логику процессов социального развития, помогает человеку определить свое место в обществе, выбрать жизненный путь и выяснить жизненные перспективы, сконцентрировать личные усилия на решении социальных противоречий. Значение социологии чрезвычайно возросло в наши дни, после распада советского блока и образование из бывших советских республик новых независимых государств. Особенно важное значение социология имеет в подготовке молодых специалистов, являясь составной частью их общего и профессионального образования.
Закон взаимосвязи общественного разделения труда от роста народонаселения и уровня развития производительных сил и производственных отношений - разделение труда развивается прямо пропорционально объему и плотности (как материальной, так и моральной) обществ, уровню производительных сил и производственных отношений. Если оно прогрессирует непрерывно в процессе социального развития, то потому, что общества становятся постоянно более плотными и, как правило, более объемистыми, потому, что происходит кооперация производительных сил, повышается качественно их интеллектуальное состояние, потому, что в производственных отношениях реализуются новые достижения научно-технического прогресса;
3.Развитие европейской соц мысли
Одним из родоначальников
социологии в Европе явился французский
философ Огюст Конт (1798 - 1857 гг.), главными
трудами которого были шести томный
"Курс позитивной философии", "Система
позитивной политики" и "Трактат,
устанавливающий религию
Огюст Конт ввел в употребление само название "социология" (учение об обществе). Большое влияние на него оказали идеи Сен-Симона, у которого Конт работал секретарем. Конт стремился к научному изучению явлений общественной жизни, пытался уйти от умозрительных конструкций традиционной философии и историй. Он отделил науку от метафизики и теологии, отрицал философию в старом традиционном смысле этого слова. По мнению Конта, наука должна заниматься открытием законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между явлениями. Он полагал, что наука представляет из себя иерархию, которая выражает исторический процесс развития знаний, от самых простых до самых наивысших понятий, в логической форме. По его мнению, иерархия основных наук должна выглядеть следующим образом: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Он явился родоначальником позитивной философии, представители которой противопоставляют теоретическому мышлению позитивные ("положительные") данные опы¬та и утверждают, будто он "возвысился" над материализмом и идеализмом.
По мнению Конта, социология (или "социальная физика") является теоретической дисциплиной, занимающейся позитивными ис¬следованиями фундаментальных законов, определяющей взаимоотноше¬ния общественных феноменов.
Конту принадлежит открытие "закона трех стадий" развития истории. Согласно этому закону человек в общество сначала проходят теологическую (религиозную) стадию, где господствуют фикции, не имеющее доказательств. Завершение эта стадия полу¬чает в "феодальном католическом режиме". Вторая, метафизическая, стадия означает преобладание абстракций или сущностей, которые принимаются за реальность. Эта стадия занимает период 1300 -1800 гг. Реформация, философия Просвещения, Французская револю¬ция - таковы ее важнейшие события. В это время происходит раз¬рушение старых взглядов и верований, основ общественного порядка. Третья стадия - позитивная - начинается с распространения наук и создания теории позитивизма, которая становится для Конта чем-то вроде религии, определяющей все существование человека. В смене этих исторических стадий, по его мнению, заключается обще¬ственный прогресс. Эту теорию общественного развития от одной стадии к другой Конт назвал социальной динамикой.
На всех исторических этапах общественного развития сохраня¬ются взаимоотношения, определяющие организацию, гармонию социаль¬ных элементов. Теорию общественного порядка и гармонии Конт назы¬вает социальной статикой.
Социальная динамика и социальная статика составляют социоло¬гическую науку. Она рассматривает общество как органическое це¬лое, все части которого могут быть поняты только в единстве. Это понимание общества у Конта соответствует понятию системы. В свя¬зи с этим можно Конта считать родоначальником системного подхода в социология.
В западной социологии под конец XIX, начало XX веков. сложилась органическая школа, представители которой отождествляли общество с организмом. Среди них выделяется Герберт Спенсер (1820 - 1903 гг.), английский философ и социолог-позитивист, который, наряду с Контом, стал одним из основоположников со¬циологической науки. Главным трудом Спенсера является "Осно¬вание социологии". Он предложил рассматривать общество как единый биологический организм.
По его имению, процесс развития ("разрастания") любой со¬циальной единицы сопровождается прогрессирующей дифференциаци¬ей её функций и структур: чем больше развит организм, тем более он сложен. В простом обществе социальные элементы могут легко взаимоизменяться. В сложных обществах, считает Спенсер, не¬удачные действия одних не могут быть компенсированы другими. Поскольку сложные общества более уязвимы по своей структуре, в силу этого необходимо создавать некие регулирующие системы, которые бы координировали и контролировали действие социальных элементов, составляющих данный общественный организм.
Спенсер выделяет "воинствующие" общества, регулируемые по средствам жестких принуждений, и "индустриальные" общества, где конт¬роль и централизация слабее. По его мнению, социальный орга¬низм состоит из трех главных систем: "регулятивной", "произво¬дящей средства для жизни" и "распределительной".
Спенсер первым в социологии применил понятия функции и структуры, системы, института. По его мнению, изменения в струк¬туре ведут к изменению функций. Большое внимание он уделял со¬циальному контролю, а также институтам, осуществляющим эту функцию: государству и церкви.
Спенсер, основываясь на теории Дарвина о естественном от¬боре, утверждал, что увеличение населения общества стимулирует повышение его социальной активности, и в связи с этим, выжить смо¬гут лишь те, кто превзойдет других в интеллектуальном отноше¬нии. Источником классовых различий он считал войны, завоевания.
Таким обозом, Г. Спенсер был представителем натуралисти¬ческой ориентации в социология, для которого эволюция является универсальным процессом, объясняющим все изменения, как природ¬ной всеобщности, так и самих частных социальных и феноменов. Он рассматривал общество как единый биологический процесс.
Во второй половине XIX - начале XX вв. в западноевропей¬ской социологии разновидностью натуралистического, биологического направления явилась расово-антропологическая школа, пред¬ставителями которой были Ж.А. Габино, О. Аммон, Л. Вольтман и др. Их взгляды стали основой идеологии национал социализма, шовинизма.
Жозеф Артур Гобино (1816 - 1882 гг.) - активно защищал "чис¬тоту расы", причем единственной цивилизованной расой считал бе¬лую. По его мнению, именно она определяет ход история. Все дру¬гие расы стоят значительна ниже. В белой расе он видит три раз¬новидности: "хамиты", "семиты" и "яфетида". Первые две являются не жесткими, не стойкими: они смешиваются с черной и желтой ра¬сами. "Яфетиды" порождают "расу владык", "семейство арийцев", которым свойственны энергия, бесстрашие и созидательный гений.
О. Аммон пытался установить прямую зависимость между классо¬вой принадлежностью и антропологическими параметрами индивидов.
Л. Вольтман все достижения мировой культуры связывал с "гер¬манской расой". Кризис биолого-натуралистических теорий в конце XIX в. способствовал усилению психологической тенденции в социологии. Представители социологического психологизма стремились объяснять социальные процессы исключительно психологическими ка¬чествами людей.
Так Гюстав Лебон (1841 - 1931 гг.) полагал, что на рубеже XIX - XX вв. европейское общество вступило в "эру толпы" (новый период развития), когда иррациональное сознание масс бе¬рет верх над разумным критическим началом личности. Лебон счита¬ет, что ход мысли каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. Лидерами он считал людей с резко выраженными чертами психических отклонений, которые позволяют влиять на толпу. Все достижения цивилизации Лебон связывает с деятельностью элиты.
Одним из авторов теории элит был итальянский социолог Виль¬фредо Парето (1848 - 1923 гг.). Им в 1912 г. была написана рабо¬та "Трактат по обшей социологии". Основу социологической теории Парето составляет концепция нелогического действия. Он считал ир¬рациоциональным и алогичным характер человеческого поведения, в пер¬вую очередь в истории.
Парето, исходя из иррациональной природы человека, полагал, специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум в корыстных целях. Он считал истинными движущими силами истории чувства. Исторические законо-мерности Парето сводил к закономерностям иррационально-психической жизни отдельных индивидов. Любые идеологии он считал оправданием действия, желанием скрыть его истинные мотивы.
Идеологические системы, обладающие ложным содержанием, Парето называл деривациями, т.е. производными от чувств. Все мно¬гочисленные варианты человеческого поведения Парето пытался объ¬яснить комбинациями шести дериваций (инстинкта комбинирования, стремления к поддержанию постоянства, стремления человека проявить свои чувства в общественных действиях и поступках, чув¬ство социальности, собственности и полового инстинкта). Он рас¬сматривал общество как систему, находящуюся в состоянии динамич¬ного равновесии и разнородности, которые обусловлены наличием определенных биологических качеств индивида.
Парето существенной чертой всех человеческих обществ считал их деление на способную и не способную к управлению элиту и не элиту. "Круговорот" же элит, т.е. их стабилизация и последующая деградация, по его мнению, является движущей силой общественно¬го развития, лежащей в основе всех исторических событий. Парето называет небольшую группу лиц в обществе, которая за счет своих психологических качеств способна господствовать над осталь¬ной массой, навязывая ей свою волю.
Элитой Парето называет небольшую группу лиц в обществе, которая за счет своих психологических качеств способна господствовать над остальной массой, навязывая ей свою волю.
По его мнению, элита подразделяется на "лис" и "львов", что предопределяется предрасположенностью ("остатками" от рожде¬ния) к манипулированию массами. "Лисы" осуществляют манипулиро¬вание при помощи хитрости и обмана, а "львы" - посредством наси¬лия, твердости и решительности.
Таким образом, создается два типа правления, которые приходят на смену друг другу. Процесс смены элит определяет весь строй общественной жизни. По мнению Парето, правящая элита противодействует своей собственной деградации путем кооптации новых членов из низших классов. В противном случае наступает социальная революция, которая призвана обновить персональный состав правящей элиты общества. "Теорию круговорота элит", построенную на психологическом фундаменте, Парето считал вечной и всеобъемлющей.
Важный вклад в становление
социологии как науки под конец
XIX -начало XX вв. внес французский ученый
Эмиль Дюркгейм (1858 -1917 гг.). Он исходил
из примата специфичности и
По его мнению, индивидуальное сознание выступает как подчиненный, вторичный феномен, находящийся в зависимости от первичных социальных факторов, т.е. от социальной среды. Социальная среда (законы, обычаи, правила поведения, религия, денежная система), существующая объективно, оказывает на индивида социальное принуждение. Главной силой, создающей общество как целое, является разделение труда, т.е. профессиональная специализация, которая, по Дюркгейму, создает общественную связь в обществе, вытесняет религиозное сознание. Обмен продуктами человеческой деятельности предполагает, что члены общества зависят друг от друга, это формирует такое чувство как солидарность. Дюркгейм рассматривает солидарность как высшую универсальную ценность, высший моральный принцип. Мораль является основным общественным регулятором.
Под конец XIX - начало XX вв. в Западной Европе сложилось такое направление, как понимающая социология, которая основное внимание уделяла анализу значимых, смысловых элементов социальной жизни.
Одним из авторов этого направления явился немецкий социолог Макс Вебер (18б4 - 1920 гг.). В своих работах "О категориях по¬нимающей социологии", "Протестантская этика и дух капитализма" он свою социологию создает на основе теории "понимания" как особого метода общественных наук, отличных от наук естественных. Вебер считал, что суть всех форм социальной жизни составляет тот субъ¬ективный смысл, которым мы же сами их и наделяем. Методом изуче¬ния этого субъективного смысла должно быть "понимание" - субъективная процедура "вчувствования" исследователя в предмет иссле¬дования.
Вебер, утверждая рационалистический характер "вчувствования", соответствующий рациональности социального, понимает социологию как науку об идеальных типах (моделях, образах), которые реализуют социальные, действия людей.
Идеальный тип, обоснованный Вебером, представляет собой искусственно сконструированное понятие, позволяющее выделять основные черты, при исследовании социального феномена. У Вебера идеальный тип - это теоретическая конструкция результатов мыслитель¬ной деятельности социолога, способ систематизации и упорядоче¬ния конкретного материала эмпирического исследования.
Основной социологической теорией М. Вебера является концеп¬ция социального действия. По его мнению, социальное действие - это осмысление индивидом своих поступков, осмысление человечес¬кого поведения. Социология, по Веберу, призвана вскрыть рацио¬нальное в индивидуальных и групповых действиях, субъективные мотивы, определяемые идеальными типами. Социальные действия, по его мнению, включают в себя два субъективных момента: субъек¬тивную целеполагающую мотивацию индивида или группы и ориентацию на других - "ожидание".
Макс Вебер большое
внимание уделял социологии религии, в
частности, роли протестантской хозяйственной
этики в становлении
Особое место в
Маркс и Энгельс рассматривали общество как социальный орга¬низм, как единую социальную систему. Это единство предопределя¬ют производственные, экономические отношения, являющиеся базис¬ными в социальном развитии, а также надстройка, включающая по¬литические формы классовой борьбы, государственный строй, право, политические, юридические, философские и религиозные воззрения.
Информация о работе Социология, ее роль в науке и обществе. Предмет, объект, структура и методы