Социология, ее роль в науке и обществе. Предмет, объект, структура и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:59, доклад

Краткое описание

Социология способствует формированию знаний о социальной действительности и изменения в ней, объясняет логику процессов социального развития, помогает человеку определить свое место в обществе, выбрать жизненный путь и выяснить жизненные перспективы, сконцентрировать личные усилия на решении социальных противоречий. Значение социологии чрезвычайно возросло в наши дни, после распада советского блока и образование из бывших советских республик новых независимых государств. Особенно важное значение социология имеет в подготовке молодых специалистов, являясь составной частью их общего и профессионального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Структура — это упорядоченность, организованность системы. Естественно  поэтому, что существенной характеристикой  структуры является мера упорядоченности, которая в самой общей форме, в кибернетическом смысле, выступает  как степень отклонения от состояния  ее термодинамического равновесия. Социальные системы стремятся повышать степень  упорядоченности, используя содержащиеся во внешней среде вещество, энергию  и информацию для собственного функционирования и развития.

Приведенное понятие структуры  разделяется многими исследователями.

При этом немало исследователей обращает внимание на огромную роль структуры  в формировании целостных свойств  системы. Так, отмечая, что система  являет собой множество взаимосвязанных  элементов, выступающих как определенная целостность, В. Н. Садовский подчеркивает, что «свойства объекта как  целого определяются по только и не столько свойствами его отдельных  элементов, сколько свойствами, его  структуры, особыми интегративными связями рассматриваемого объекта».

Для понятия структуры,—  пишет В. С. Тюхтин,— специфичен особый и в то же время универсальный тип отношений—отношения «порядка, композиции элементов». Причем «понятие структуры отображает устойчивую упорядоченность». При этом В. С. Тюхтин выделяет в интегральной структуре три уровня: зависимости между свойствами компонентов системы, между свойствами системы и свойствами ее компонентов, зависимость системных, ин­тегральных свойств между собой. Структура системы, выражая ее сущность, проявляется в совокупности законов данной области явлений».

«Структура, объединяющая элементы и свойства объекта,— отмечает М. И. Сетров,— выступает как некий закон данного объекта или класса вещей. Этот закон объективен, его существование не зависит от нашей воли, и поэтому, как бы мы ни комбинировали все возможные сочетания свойств и элементов, вещь будет оставаться такой, как она есть».

В применении к обществу как  системе структура выступает  как внутренняя организация общества или его отдельных звеньев. Структура  общества — это совокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и любая конкретная подсистема в его рамках. Причем всякая конкретная система в рамках «глобального» целого — общества — обладает своей специфической структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей структуры, структуры, господствующей в обществе.

Поскольку главным компонентом  любой общественной системы являются люди, то основным элементом ее структуры, если можно так выразиться, ее центральным  звеном являются отношения людей, прежде всего производственные отношения. Люди, однако, действуют в различных  сферах общественной жизни — экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда наличие специфических структур для конкретных сфер целостного общества — экономической структуры, социально-политической структуры, структуры духовной жизни, структуры быта и семенной жизни. Каждая из них обла­дает своими особенностями, которые несут печать качественной природы общества и определяются прежде всего господствующими в нем формами собственности.

   Структура общественной  системы выступает но только как отношения людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни — экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения других общественных сфер — это тоже элементы структуры.

Элементами структуры  могут быть и отношения вещей. При этом нельзя забывать, конечно, что вещи имеют социальную природу. Структура, например, такой системы, как предприятие, заключает в  себе и определенную связь, порядок  расположения машин, механизмов, взаимосвязь  технологических процессов и т. д.

Структура проявляется и  в отношениях людей к вещам, в  частности к средствам, производства, то ость в формах собственности, которые  представляют собой важнейший элемент  структуры общества. Она может  выступать и как отношения  людей к идеям. Это процесс выработки, восприятия, распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д. Имеют место и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т. д. К примеру, общественное сознание как система идей обладает определенными формами, они, эти формы,— наука, политические идеи, искусство и др.— находятся в определенной связи, отношениях.

Структура есть и отношение  людей к процессам—экономическим, политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажем революции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т. д.

Говоря о том, что структура  общественной системы многообразна, проявляется в различных связях н отношениях, ни на минуту нельзя упускать из виду, что, какие бы компоненты ни были связаны в общественном целом, и каком бы виде структура ни выступала, она обязательно в конечном счете проявляется через людей.

Существует множество  способов классификации обществ. Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т. е. тем, как используются и  контролируются экономические ресурсы, которым  оно владеет. (В связи с этим различаются, например, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общества.)

Классификация обществ может  быть составлена также

 основе господствующих  в них религий (например, мусульманское  общество) или языка (франкоязычное  общество). Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировал общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные черты.

1. Общества, живущие охотой  и собирательством. Большинство  таких обществ, например бушмены  Юго-Западной Африки и аборигены  Центральной Австралии, обычно  ведут кочевой образ жизни,  занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной  растительной пищи. Охотники и  собиратели имеют самые примитивные  орудия труда: каменные топоры, копья, ножи; их имущество ограничен самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей; известно, что в обществе охотников и собирателей растений каждый знает, кто кому приходится близким и дальним родственником. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе его обычно стоит старейшина или дождь, другие властные структуры в нем не сложились.

2. Огороднические общества  впервые возникли на Ближнем  Востоке примерно за четыре  тысячи лет до нашей эры,  в дальнейшем они получили  распространение от Китая до  Европы; в настоящее время они  сохранились, главным образом,  в Африке, на юге Сахары. В самых  примитивных городнических обществах при разделывании садов не применялись металлические орудия и плуги. В более развитых городнических обществах имелись металлические орудия оружие, но не использовались плуги. Так же как и общество охотников и собирателей растений, огороднические общества не производят прибавочного продукта: люди, которые трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйств. Политические структуры простых огороднических обществ имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обществах этого типа их насчитывается четыре и более. Система родственных связей также является основой социальной структуры этих социумов, но здесь она значительно усложняется; иногда общества состоят из многих кланов, отличающихся сложными взаимосвязями, включая правила, регулирующие брачные отношения между представителями различных родов.

3.   Аграрные общества  впервые возникли в Древнем  Египте, чему способствовало, прежде  всего, усовершенствование плуга  и использование животных в  качестве рабочей силы. Благодаря  возросшей продуктивности сельского  хозяйства эти общества могли  производить больше продуктов,  чем требовалось для обеспечения  сельского населения. Появление  прибавочного сельскохозяйственного  продукта создало возможность  для возникновения городов, развитие  ремесел и торговли. На основе  аграрных обществ возникло государство  (которое сформировало ограниченный  бюрократический аппарат и армию), была изобретена письменность, появились  первые денежные системы и расширилась торговля. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее, родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни; крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основной производственной единицей.

4.   Промышленные общества  возникли лишь в современную  эпоху, в конце XVIII в. под влиянием индустриализации в Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например в Индии, Мексике, Бразилии, некоторых странах Африки, также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от огороднических обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную

 роль в развитии  промышленных обществ. Промышленное  производство связано с применением  научных знаний, необходимых для  управления производственным процессом;  мускульная сила человека и  животных уступает место использованию  тепловой энергии (получаемой  путем сжигания каменного угля), а также электрической и в дальнейшем атомной энергии.

Прибавочный продукт, производимый в условиях высокоразвитого промышленного  производства, огромен по сравнению  с теми излишками, которыми располагали  общества других типов. Это дает возможность  обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи.

2.Соц связи и отношения,соц группы и общность,соц нормы и ценности.

Социальная связь это  не просто совокупность разного рода отношений и зависимостей, она  представляет собой организованную систему отношений, институтов и  средств социального контроля, объединяющих индивидов, подгруппы и другие составные  элементы в функциональное целое, способное  к устойчивости и развитию. Установление социальной связи не зависит от личных характеристик индивида, оно объективно. Их установление обусловлено социальными  условиями, в которых живут и  действуют индивиды, а сущность данных связей проявляется в содержании и характере действий людей.

Разные виды контактов (пространственный, психический, социальный), социальное действие, социальные взаимодействия, социальные отношения, социальный контроль, социальные организации и социальные институты - выступают, с одной стороны, как компоненты социальной связи, а  с другой стороны, с некоторой  долей условности, как этапы ее формирования.

Социальная группа — объединение  людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в  некоторой деятельности, связанной  системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными  социальными институтами. [1]

Социальные отношения  — это система нормированных  взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения — это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Необходимо отметить, что не тождественны и  понятия социальная зависимость  и социальные отношения. Зависимость  является только элементом социальных отношений, она полностью не раскрывает их сущность. Социальные отношения  — это сложная система, которая  состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера  зависимостей.

Социа́льная о́бщность — относительно устойчивые совокупности людей, для которых характерны более-менее сходные черты жизнедеятельности и сознания, а следовательно, и интересы.

Социальные нормы - это  правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила  поведения, которые установлены  или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись  в обществе, выражают представления  людей о добре и зле, справедливости  и несправедливости, долге, чести,  достоинстве. Действие этих норм  обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами  общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это  правила поведения, которые, сложившись  в обществе в результате их  многократного повторения, исполняются  в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые  он ориентируется в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые  служат моральными ориентирами для  каждого человека, помогают ему чувствовать  себя достойной личностью, дают уверенность  в завтрашнем дне, ощущение того, что  живет он не напрасно, что будущие  поколения смогут вспомнить его  добрым словом. Это те нормы, которые  выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностями. К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.

3.Личность в  структуре общности:понятие индивид,индивидуальность,личность.

Индивид (от лат. individuum — неделимое) — 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (см. Генотип; Фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.). 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами (см. Высшие психические функции; Сознание).

Информация о работе Социология, ее роль в науке и обществе. Предмет, объект, структура и методы