Социология и ее связь с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:51, доклад

Краткое описание

До недавнего времени самостоятельное место социологии среди других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это простая сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюдения фактов реальной жизни. В данном случае социология не считалась самостоятельной научной дисциплиной.

Вложенные файлы: 1 файл

соц и др науки.docx

— 43.23 Кб (Скачать файл)

1. Социология как наука

Социоло́гия (от лат. socius — общественный; др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По определению Ядова В.А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений  в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».

Вследствие разнообразия подходов, характерного для современного состояния  данной дисциплины, «ни одно определение  социологии не является полностью удовлетворительным».

Основоположник «социологии»

Основоположником социологии принято  считать французского философа Огюста Конта (1798-1857). В своей важнейшей  работе "Курс позитивной философии" (в 6-ти томах - 1830-1842), в опубликованном в 1839 г. 3-ем томе он впервые использовал  термин "социология" и выдвинул задачу изучения общества на научной  основе.

Истоки понимания причин возникновения  социологии как самостоятельной  науки об обществе неразрывно связаны  с философской системой позитивизма, который, в свою очередь, возник на волне  бурного развития естествознания (физики, химии, биологии) в конце XVIII - начале ХIХ вв.

Позитивизм по-своему трактовал  понятие научного знания, считая научным  только такое знание, которое основано на опыте. Именно эта претензия поставить  учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привел к формированию и  развитию социологии.

Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность  появления этой новой науки?

В системе О. Конта обоснование  осуществляется на основе сформулированного  им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека и общества: теологической, метафизической, позитивной.

На первой, теологической стадии развития человеческого ума, которая  продолжалась до 1300 г., человек объяснял все явления как результат  действия многочисленных сверхъестественных сил. Такое знание об окружающем мире, с точки зрения позитивизма нельзя считать научным.

На второй, метафизической стадии, продолжавшейся, по мнению О. Конта  с 1300 по 1800 г., люди отказываются от апелляции  к сверхъестественному и пытаются всё объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Такое знание не может считаться научным, так как не опирается на эмпирически наблюдаемые данные. Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную, или научную.

Суть новой стадии, которая началась с 1800 г., заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров.

На этой стадии человек перестает  оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений  и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться  между ними. Только такое знание, полученное в результате наблюдения связей между явлениями, знание опытное, наглядное, легко проверяемое и  может быть названо подлинно научным.

О. Конт стремился к органическому  синтезу наук, при котором их законы, хотя и связаны иерархически, не сводятся к простым законам физики. Он классифицировал науки по нескольким основаниям:

- историческому (по времени и  последовательности возникновения);

- логическому (от абстрактного  к конкретному);

- по сложности предмета исследования (от простого к сложному);

- по характеру связи с практикой.

Классификация социологии:

Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.

Эмпирическая социология — это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Основная её функция — изучение общественного мнения и разных социальных процессов, описание отдельных частных сторон жизни общества. Эмпирическая социология обречена на ошибки без теоретической социологии.

Наука подразделяется на макросоциологию и микросоциологию.

Макросоциология акцентирует внимание на типичных образцах поведения, которые дают возможность понимания общества в целом. Основными структурными элементами в обществе с точки зрения макросоциологии выступают семья, экономические и политические институты, образование, религия. Главный интерес для макросоциологических теорий представляет собой изучение крупных закономерностей в развитии общества, взаимоотношения между основными элементами общественной системы и изменение этих отношений.

Основные концепции: Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), Р. Дарендорф (системный конфликт).

Микросоциология обращает своё внимание, прежде всего, на поведение индивидов, на мотивы и смыслы, которые люди вкладывают во взаимодействие. Именно те смыслы, которые люди вкладывают в своё взаимодействие с другими людьми, с точки зрения микросоциологии, и влияют на процесс возникновения и развития общества.

Теории разрабатывали: Макс Вебер (Понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д.Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).

 

2. Социология в системе общественных и гуманитарных наук

До недавнего времени  самостоятельное место социологии среди других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это простая сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают  свой материал с помощью наблюдения фактов реальной жизни. В данном случае социология не считалась самостоятельной  научной дисциплиной.

Делались также различные  попытки отождествить социологию с  какой-либо другой общественной наукой (история, право, биология и т.д.). В  результате чего возникли и существуют до настоящего времени различные  школы и направления в социологии, которые связывают существование  социологии с разработкой какой-то определенной области человеческой деятельности или какого-то фактора  общественного бытия, признаваемого  решающим и определяющим для всего  дальнейшего развития.

Данный взгляд возник на начальном этапе развития социологии и имел определенные объективные  основания. Главным при этом было общее состояние всех наук об обществе. В это время они переживали переходный период в своем развитии. Ведь уже О.Конт рассматривал прогресс человечества как развитие знания, который проходит три этапа: от теологических  систем к метафизическим, а от них к позитивному (т.е. реальному, подлинно научному) знанию. Основы социологии закладывались как раз в период перехода от метафизики к позитивизму, что сопровождалось существенной трансформацией методологических основ общественных наук. Наука отказалась от поддерживаемых всей предшествующей философской мыслью, в первую очередь классической немецкой философией, цельных метафизических систем, а в связи с этим и от единого общего взгляда на мироздание. А новое целостное представление об обществе как единой системе со свойственными ей отношениями и противоречиями еще не было разработано. Поэтому социология, выступая “позитивной” наукой, могла только декларировать создание нового общего взгляда на мироздание и реально изучать могла только отдельные факторы, социальные учреждения и структуры, как происходит взаимовлияние между ними.

В настоящее время социология занимает особое место в системе  общественных и гуманитарных наук. Это обусловлено рядом следующих  причин:

Во-первых, социология — это наука об обществе, которая изучает законы его функционирования и развития. В отличие от истории, изучающей то, что повторить нельзя и нельзя экспериментально проверить, социология в основном изучает повторяющиеся циклы деятельности общества.

Во-вторых, социология выступает  в качестве теории и методологии  для всех общественных и гуманитарных наук, благодаря обшей теоретической социологии, которая является одним из трех уровней социологии.

В-третьих, социология разрабатывает  технику и методику изучения человека и его деятельности, методы социального  измерения и т.п., которые необходимы и используются всеми другими  общественными и гуманитарными  науками для получения наиболее достоверной информации об интересующем их социальном явлении или процессе.

В-четвертых, в настоящее  время проводится целая система  исследований на стыке социологии с  другими науками, которые получили название социальных исследований (социально-экономические, социально-демографические, социально-политические и др.).

Интересен пример, данный П.А.Сорокиным  при определении понятия социологии, что если имеется “n” разных объектов изучения, то их будет изучать “n” частных наук, к которым присоединится “n+1” наука — социология, которая будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам . Социология имеет большое значение для других наук, так как она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, а также помогает им уяснить законы и закономерности взаимодействия его различных структур. Можно сравнить положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам (и общественным наукам), как положение общей биологии по отношению к физиологии, анатомии, морфологии и другим специальным биологическим отраслям знания; химии — по отношению к органической химии, неорганической химии и т.п.

В то же время в системе  общественных наук есть ряд дисциплин, связь социологии с которыми наиболее тесная и даже взаимно необходимая.

 

2.1. Специфика методологии  социологического познания 
 
Специфика положения социологии в системе социогуманитарных наук заключается в следующем:  
 
1. Социология является наукой об обществе в целом, его явлениях и процессах.  
 
2. Социология включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других социогуманитарных наук.  
 
 
3. Все социальные и гуманитарные науки изучающие различные стороны деятельности жизни общества всегда затрагивают социальный аспект, т.е. те законы и закономерности, которые реализуются посредством деятельности людей.  
 
4. Техника и методика изучения человека и человеческой деятельности, методы социального измерения и т.д., разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими социальными и гуманитарными науками.  
 
5. Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук, которые получили название социальных исследований.  
 
Между тем социология не претендует на роль философии в отношении социогуманитарных наук. Она дает научно обоснованную теорию общества, его структуры, дает понимание законов и закономерности развития и функционирования этих структур. Взаимодействия субъектов и общества.  
 
При сопоставлении социологии с другими науками, можно выявить следующую специфику: 

2.2 Социология и философия.

Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени социологическое  знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как О.Конт отделил  социологию от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия  все равно продолжает играть заметную роль в социологическом знании.

При исследовании ряда ключевых проблем  общественной жизни теоретическая  социология тесно переплетается  с социальной философией, так как  многие положения и выводы второй оказываются органично включенными  в первую. Но нельзя полностью отождествлять  социологию с социальной философией, ибо это ставит под вопрос само существование социологической  науки. Социальная философия — это  раздел философии, занимающийся осмыслением  качественного своеобразия общества в его отличие от природы. Данная наука анализирует такие проблемы, как смысл и цели существования  общества, генезис и перспективы, направленность развития общества и  т.д. Она исследует общественную жизнь прежде всего под углом зрения решения мировоззренческих проблем, при этом центральное место среди них занимают смысложизненные проблемы.

Социология не является философской  наукой и поэтому изучает законы меньшей степени общности, чем  социальная философия. Социальная философия, осуществляя анализ развития общества, опирается на общефилософские законы, Т.е. законы, действующие и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении. Примеры законов социальной философии — законы соотношения общественного бытия и общественного сознания, законы, характеризующие источник самодвижения общественной жизни. В них находит отражение специфика социальной формы движения реальной действительности по сравнению с природой. Но для получения исчерпывающего знания об обществе этого недостаточно. Ведь обществу присущи и свои собственные, специфические связи и взаимодействия, стороны, свойства, которые отражаются законами, категориями и понятиями, не сводимыми только к специфическому проявлению общефилософских законов, категорий и понятий в общественной жизни. Изучением этого и занимается социология.

Общим для социологии и социальной философии является то, что они  рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц.

Таким образом, можно отметить, что  социальная философия выступает  как общетеоретическая и методологическая основа социологии, так как знание законов и категорий более  общего порядка всегда является необходимым  предварительным условием правильного  подхода к изучению законов и  категорий менее общего порядка.

Информация о работе Социология и ее связь с другими науками