Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 19:52, контрольная работа

Краткое описание

С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам. Они анализируют рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д.

Содержание

1. Понятие, предмет, объект социологии.
2. Социальные институты.
3. Структура социологии.
4. Основные функции социологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Sotsiologia_kak_nauka.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Модуль 1. „Общая социология ”

 

Тема 1. Социология как наука.

Содержание

  1. Понятие, предмет, объект социологии.
  2. Социальные институты.
  3. Структура социологии.
  4. Основные функции социологии.

 

Ключевые  слова: социология, предмет социологии, социальное, социальные институты, функции социологии.

 

    1. Вопрос. Понятие, предмет, объект социологии.

Прочитайте  и выделите основные положения. 

С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам. Они анализируют рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука?

С этим как раз нам и необходимо разобраться.

Начнем с этимологии.

Запишите:

Термин «социология» — производное от двух слов: латинского слова societas — общество и греческого logos — слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология — наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т. д. Для того, чтобы понять особенности социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

Запишите:

Любая наука имеет  свой объект и свой предмет исследования. Объект — это круг явлений, которые изучает наука. Общество — это объект изучения многих общественных наук, в число которых входит социология. Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии — это социальная жизнь общества. Социологию интересует не всё в обществе, а лишь то, что может быть социальным. Социальное — это не просто какая-то отдельно взятая область общества, например, экономическая или политическая. Социально всё то, что происходит в результате взаимодействия людей. Они стремятся упорядочить, организовать, регламентировать свою жизнь. Поэтому социальное всегда выступает как система относительно устойчивых отношений. Социальное означает структурное.

Общество — это  основная категория социологии. Общество — это целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание.

Общество состоит из экономической подсистемы (материальная сфера), политической подсистемы (управляющая система), социальной подсистемы (социальные связи — этнические, национальные, культурные, религиозные отношения).

В качестве объекта той  или иной науки всегда выступает  определенная сфера объективного или  субъективного мира, в то время как предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким образом, объект той или иной науки — это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки — это результат исследовательских действий.

Принято считать, что  объектом социологического познания является совместная жизнь людей в обществе. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) — независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность.

Мыслить социологически – значит уметь соотнести частную  реальность личности с социальной макрореальностью. Социология сосредоточена на проблемах, которые превосходят жизнь отдельного индивида.

Пример. Безработица. Когда в городе со стотысячным населением один безработный, это его проблема, а что бы помочь ему, надо посмотреть на его характер, квалификацию и доступные ему возможности трудоустройства. Но когда в государстве с 40 миллионами, 10 – безработные – это уже проблема, которую, ориентируясь на индивида, не решить.

Пример. Развод. Любая пара может разойтись, но если из 1000 пар разводятся 250 – это уже проблема, связанная с институтом брака и семьи.

Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования  этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Запишите:

Социология возникает  в конце 30-х — начале 40-х годов XIX в. Основоположник социологии французский мыслитель О. Конт (1798-1857) считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Конт ввёл термин «социология».

Он противопоставил  социологию философии. По его мнению, наука должна отказаться от изучения того, что невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные наблюдению. Социология должна была стать позитивной наукой. Сам же Конт является родоначальником позитивизма (от лат. – положительный), который признавал только знания, полученные в результате опыта (наблюдения, эксперимента). Идеалом научности того времени были естественные науки (науки о природе) за их точность, доказательность. Общество рассматривалось как продолжение природы, поэтому и должно было изучаться такими же методами.

Конт выделил социологию из других наук и обозначил предметное поле ее изучения.

Запишите:

Уточняет предмет социологии Э. Дюркгейм. Он считал, что социология должна изучать социальные факты и объяснять все явления социальной жизни исключительно социальными причинами.

Выдающийся французский  социолог Э. Дюркгейм пришёл к выводу, что социология — это наука про социальное. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого  социолога М. Вебера, социология —  это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом  социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных  элементов — личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение имеет следующее определение социологии. Социология — это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты. В учебном пособии «Социология» (М.: Мысль, 1990. — С. 25) Г. В. Осипова, написанном с марксистских методологических позиций, социология определяется как наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.

    1. Вопрос. Социальные институты. Семья как социальный институт.

Прочитайте  и выделите основные положения.

Социальная практика показывает, что для человеческого  общества, жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые  социально-значимые отношения, сделать  их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования  общественной жизни являются социальные институты.

Запишите:

Социальные институты (от лат. institutum — установление, учреждение) — это исторически сложившиеся  устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте армии, институте религии и т.д. Во всех этих случаях имеются в виду относительно устойчивые типы и формы социального поведения индивидов и организаций в определённой сфере деятельности.

Рассмотрим же конкретно, что вызывает к жизни социальные институты, и каковы их наиболее существенные характеристики.

Запишите:

Основные группы социальных институтов:

      • Экономические: собственность, рынок, деньги
      • Политические: государство, армия, политические партии
      • Духовные: наука, образование, воспитание, мораль
      • Семьи: семья, брак, отцовство, материнство

Основное предназначение социальных институтов — обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, регулирует отношения между полами, поколениями и т.д. Потребность в безопасности и социальном порядке обеспечивают политические институты, важнейшим из которых является институт государства. Потребность в добывании средств существования и распределения ценностей обеспечивается экономическими институтами. Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров обеспечивают институты образования. Потребность в решении духовных и, прежде всего, смысложизненных проблем обеспечивается институтом религии.

Социальные институты  образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социальных групп, слоев и иных общностей по поводу реализации тех или иных жизненно важных потребностей.

Запишите:

С внешней стороны (формальной) социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определёнными материальными средствами и выполняющими определённую социальную функцию. С внутренней (содержательной) стороны – это определённый набор норм, ценностей, стандартов поведения определённых лиц в определённых ситуациях.

Прочитайте:

Так, институт высшего образования состоит из определённой совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

На основе всего вышеизложенного  можно дать следующее определение  социального института.

Социальные институты  — это организованные объединения  людей, выполняющих определенные социально  значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Запишите:

Любой институт включает в себя систему  санкций.

Социальные санкции – система вознаграждений за выполнение нормы и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность.

Типы санкций: позитивные / негативные; формальные / неформальные.

Классическим примером простого социального института  является институт семьи.

Прочитайте:

В структуре  социального института выделяют:

  1. Набор социальных позиций и ролей.
  2. Социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной области.
  3. Группа лиц, профессионально занятых в данной области.
  4. Совокупность организаций и учреждений, функционирующих в данной сфере.
  5. Ресурсы и материальные средства.

Виды социальных институтов.

По степени формальности социальные институты подразделяются на:

  1. формальные (например, государство) – взаимодействие между субъектами в рамках данного института осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов.
  2. неформальные (например, дружба) – формальная регламентация социальных ролей, функций, способов и методов деяльности и санкций за ненормативное поведение отсутствует.

В зависимости от реализуемых потребностей:

  • экономические – это все те институты, которые занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда и т.д., т.е. реализуют потребности добывания средств существования: пищи, одежды, жилья. К ним относят: собственность, деньги, рынок, фирму, трудовую деятельность и т.д.
  • политические – институты, связанные с поддержанием законов, правил и стандартов, т.е. они реализуют потребность в безопасности и социальном порядке. Это – государство, политические партии, выборы, армия, полиция и т.д.
  • социокультурные – институты, нацеленные на открытие, освоение и последующее воспроизводство знаний, культурных и социальных ценностей, социализацию индивидов, защиту определенных ценностей и норм. Это – образование, мораль, общественное мнение, средства массовой информации, религия, наука и т.д.
  • семейные – отражают потребности воспроизводства населения (брак, родство, семья).
  • религиозные – потребности в решении духовных проблем, поиска смысла жизни (церковь, культ).

Информация о работе Социология как наука