Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 15:16, курсовая работа
Каждый человек хотя бы раз в жизни принимал участие в конфликте. Все начинается еще в детстве, когда ребенок не хочет что-то делать и вступает в конфликт со старшими. Одних еще с детства раздражают конфликты, и тогда они начинают их избегать. Другие же наоборот еще с малых лет «входят во вкус» и постоянно принимают участие в конфликтах, порой даже становясь зачинщиками. Зачастую такие люди решают все свои проблемы путем конфликта. Бывают и такие случаи, когда статус индивида в группе высок только в ситуации конфликта.
Введение 3
Из истории изучения конфликта 4
Проблема определения 6
Теории конфликтов 9
Стадии конфликта 10
Предконфликтная стадия. 10
Непосредственно конфликт 11
Разрешение конфликта 12
Пути разрешения конфликта 13
Классификация, типы и виды проявления конфликтов 15
Заключение 22
Список литературы 23
Конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. Рациональные конфликты представляют собой «интеллигентное» решение проблемы. Стороны стараются придти к консенсусу, они не переходят на личности и их действия неагрессивны. Те же конфликты, которые наполнены агрессией, в течение которых стороны делают выпады в сторону друг друга, применяют незаконные, неэтичные, неформальные методы влияния, называются эмоциональными. Чаще всего после перехода конфликта на эмоциональный уровень (в большинстве случаев сначала стороны стараются действовать рационально), такой конфликт невозможно погасить, его можно лишь локализовать.
Разрешение конфликта
Смысл этой стадии прост - конфликтное взаимодействие между сторонами прекращается.
Наиболее эффективным методом разрешения конфликта является устранение его причины. Именно таким путем идет разрешение рациональных конфликтов. Эмоциональные конфликты разрешаются:
а) когда соперники перестают видеть друг в друге соперников
(например, одна сторона теряет интерес к объекту);
б) когда стороны идут на уступки;
в) когда у сторон истощаются ресурсы;
г) когда появляется третья сторона, которая создает перевес одной из сторон;
д) когда одна из сторон полностью поражена.
Поскольку для нас важно понять, как же разрешить конфликт, я выделила для этого отдельный раздел в своей работе.
Пути разрешения конфликта
Лучший способ разрешения конфликта - это его предотвращение. Именно поэтому лидер любой организации, группы должен следить за обстановкой, чтобы появившееся социальное напряжение можно было устранить на его начальной стадии, не дав перерасти в конфликт.
Однако если конфликт все же разгорелся, прежде чем предпринимать какие-либо действия, нужно его изучить. Необходимо выявить:
- объект, из-за которого разгорелся конфликт;
- его участников, причем
среди них нужно выявить
- мотивы участников;
- цели участников (какие
проблемы они хотят решить);
- насколько цели участников соответствуют
их интересам;
- объективные и субъективные причины конфликта;
- какие функции конфликт
выполняет относительно его
этапы;
- стратегии и тактики каждой стороны;
- эмоциональный фон;
- круг интересов, благодаря
которым можно сблизить
И только после этого выбрать нужный метод решения конфликта: компромисс, подавление одной из сторон, итегративный способ, который заключается в поисках третьего варианта, который каждая из сторон будет считать своим собственным, при этом этот вариант будет отличаться от первых двух вариантов, которые изначально были у сторон.
Завершают конфликт путем урегулирования и разрешения. Рассмотрим методы урегулирования и разрешения.
1. Уход от конфликта. Одна из сторон избегает конфликт, уходя с «поля боя».
2. Метод «сглаживания». Используется в случае, если расхождение между сторонами не велико. Так же этому методу свойственно коллективное воздействие на враждующих и выделение общих интересов.
3. Метод «скрытых действий». Включает в себя политику «разделяй и властвуй», культурные переговоры и т.п.
4. Метод «быстрого разрешения». Данный метод используется в том случае, когда нужно немедленно завершить конфликт с целью сокращения издержек.
5. Метод «компромисса», представляет собой нахождение золотой середины для конфликтующих сторон.
6. Метод «сотрудничества». Стороны стараются вместе найти лучший вариант разрешения конфликта.
7. Метод «силы» - одна сторона силой навязывает свое мнение другой стороне.
.
Заключение
В заключении мне бы хотелось в первую очередь отметить, что все люди очень разные, что у всех разные взгляды и периодически эти люди пересекаются друг с другом и не сходятся во мнении. Даже если при этом не возникает конфликта, то весь негатив, вся агрессия подавляются сторонами, прячутся в себя, вследствие чего они начинают изнутри влиять на отношения индивида к противоположной стороне. И после такого затишья вполне может разгореться большой конфликт, либо люди могут просто перестать общаться.
Поэтому конфликтные ситуации абсолютно нормальны для развивающегося общества, для развивающихся людей. Ведь все наши отношения состоят из взлетов и падений. В одно время мы прекрасно ладим с человеком, в другое чувствуем, что что-то в наших отношениях не так. Лучше всего не скрывать того, что вас что-то не устраивает. Нужно разобраться с возникающими несогласиями сразу же, не откладывая дела в долгий ящик. Главное при оставаться при этом интеллигентным, культурным человеком, который уважает чужое мнение, не смотря на то, что оно расходится со своим.
Главное для конфликтующих - это умение говорить на одном языке, умение прислушиваться к тому, что говорит оппонент, так как чаще всего, как писал Иоганн Вольфганг Гете, «Спорящим кажется, что они возражают, когда они только повторяют собственное мнение и не выслушивают доводов своего противника».
Список литературы
1. Казаков В. Социальный конфликт: проблема определения // http://www.ecsocman.edu.ru/
2. Кондауров В.И., А.С. Страданченков Социология. Тексты лекций.
3. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.
4. Фролов С.С Социология. - М.: Гардарики 2007. - 344 с.