Социология образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 21:04, контрольная работа

Краткое описание

Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества. Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и учащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством. ХХ век в первую очередь называют веком образования. Оно интегрирует вокруг себя другие общественные системы (экономику, науку, культуру, экологию), предопределяя не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека. По большом счету, в цивилизованном обществе, если исключить крайности протекционизма, судьба человека, его биография и карьера зависят от двух основных факторов - здоровья и качества полученного образования.

Содержание

Введение
1. Образование как социальный институт
2. Социальные функции образования
3.Негативные процессы и проблемы образования в
современном российском обществе, пути их преодоления
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

    Дефицит профессионализма - беда российской интеллигенции. Достаточно сказать, что закупленные  в западных странах техника и  технология у нас используются со значительно более низкой эффективностью. Именно по этой причине сильно отстают  переработка сельскохозяйственной продукции, экологизация производства. Очевидно, что за крупными экологическими катастрофами Арала и Ладоги, техногенными авариями Чернобыля и Уфы стоит, прежде всего, недостаточный профессионализм тех специалистов, которые проектировали, оценивали ситуацию, принимали решения.

    Проблема  заключается и в том, что в  плановой экономике централизованные формы планирования и распределения  молодых специалистов не стимулировали  качества подготовки. Выпускник практически  не искал себе работу, предприятие не платило за его подготовку, получало молодых специалистов бесплатно, а значит, и не стремилось их эффективно использовать.

    Качество  подготовки в школе и вузе - одна из основных проблем социологии образования. Здесь важно все, но прежде всего личность преподавателя, педагога. Из-за низкой зарплаты и престижа в школах текучесть кадров, высокая степень их феминизации. Наверное, ключевая проблема - это зарплата. Если заработная плата учителя будет не ниже, чем в промышленности, то и мужчины обязательно появятся в школе.

    Обозначились  тенденции: уход научно-педагогических работников в коммерческие структуры; старение преподавательских кадров вузов - их средний возраст составляет 58-59 лет. Возникли серьезные проблемы с пополнением одаренной молодежью аспирантур вузов и академических институтов. По оценкам социологов, в столичных вузах четвертая часть выпускников намерена выехать для работы за рубеж.

    Если  указанные тенденции сохранятся, то в российской высшей школе будет  нарушена складывавшаяся десятилетиями нормальная система воспроизводства научно-педагогических кадров.

    Разумеется, квалифицированные научно-педагогические кадры - не единственное условие, которое  определяет качество подготовки специалистов. На этот показатель влияют многие организационные вопросы, которые также являются предметом интереса социологов. К примеру, зависимость между числом отчисленных студентов и увольнением преподавателей по сокращению штатов; наиболее оптимальная численность студенческой группы. Все они были большей частью решены в последние годы с помощью социологов.

    Студентам следует предоставить как можно  больше академической свободы, в  том числе индивидуальный график, свободное посещение занятий, экстернат  и т. п. Но, с другой стороны, должна быть увеличена мера ответственности. Только в такой связке может серьезно повыситься качество образования.

    Важнейшая социологическая проблема образования - формирование культуры, гуманитарная подготовка студентов. Всегда есть соблазн  готовить специалиста узкого профиля - меньше затраты. Во всем цивилизованном мире ставка была сделана на университетское образование, а в нашей стране - на узкоспециализированные вузы. Естественно, их выпускники не знали иностранных языков, экологии, права, не имели необходимой гуманитарной подготовки. В результате страдает не только дело, но обкрадывается сам человек, ведь хорошая гуманитарная, общекультурная подготовка дает возможность вести полноценную жизнь.

    Среди социологических проблем образования  сейчас все больше обозначается проблема сохранения здоровья учащихся и студентов. Здоровье - бесценный дар, которым в молодости никто не дорожит. Главная причина такого положения - низкий уровень культуры народа: нет моды на здоровый образ жизни. Следовательно, для сохранения здоровья надо давать необходимые знания, прививать привычку к здоровому образу жизни на всех ступенях образования. И нужно искать не только медицинские пути решения проблемы, но и социологические, организационные. К примеру, заболеваемость детей в детских учреждениях резко снижается, если работники получают хорошую доплату за здоровье своих воспитанников. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В целом существующая система образования, ее многообразные звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными тенденциями.

    Изменилось  содержание образования. Сокращены  часы по предметам гуманитарного  цикла, таких как русский язык, русская литература, история. Вместо основ наук все более изучаются  их прикладные направления. Целью обучения и воспитания становятся успешность, карьера, вхождение в общество западного типа. Формируется система образования адаптационного типа, позволяющая молодому человеку приспособиться к условиям жизни в обществе, но исключающая условия для его духовного, а значит, личностного роста.

    Необходима  такая система образования, которая  позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому  знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях. Другого пути нет. Невозможно искусственно создать основания, позволяющие исправить присущую человеку от рождения поврежденность первородным грехом, возвысить жизнь человеческую до Божественной высоты, включить все познавательные силы человека, а не только его ум, освободить от власти эгоистических устремлений. Приобщение детей всех национальностей к мировой православной культуре позволит им освоить культурные богатства цивилизованного мира, облегчит процесс социализации в нашем обществе, жизнь которого определяется тысячелетней православной традицией 
 
 

    Список  использованной литературы 

    
  1. Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования // СОЦИС, 1996, №9.
  2. Борисова Л.Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере российского учительства 60—90-х гг.): Дис. д-ра социол наук, Новосибирск, 1993.
  3. Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников // СОЦИС, 1996, №8, С.68.
  4. Жизненный путь социальной когорты. / Под ред. М. Титмы М., 1996.
  5. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства проблемы, пути решения, М., 1992.
  6. Руткевич М.Н., Потапов В.П. После школы. Социально - профессиональные ориентации молодежи, М., 1995.
  7. Социология проблемы духовной жизни. / Под ред. Л.Н. Когана, Челябинск, 1992, С.178.
  8. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи состояние и перспективы // СОЦИС, 1996, №9, С.88-92.
  9. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки // СОЦИС, 1996, № 6.

Информация о работе Социология образования