Социология человека-индивида-личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:19, реферат

Краткое описание

Понятия «человек», «индивид», «личность» тесно взаимосвязаны. В обыденной речи они часто употребляются в одном и том же значении. Но в науке эти понятия используют в разных контекстах, наделяя их различным смыслом.
Человек: 1) высшая ступень развития живых организмов на Земле; 2) представитель вида Человек разумный (Homo sapiens), по своей природе сочетающий социальные и природные качества и выступающий в качестве целостной, многосложной биопсихосоциальной системы; 3) продукт общественного бытия и само общественное бытие; 4) субъект общественно-исторической деятельности. Это наиболее общее понятие, которое используется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей, способа жизнедеятельности, сформированного культурой в ходе исторического развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 51.92 Кб (Скачать файл)

К основным теориям  личности относят статусную, ролевую, нормативную, диспозиционную. Согласно статусной теории различают приписанный статус (по этническому и социальному происхождению, положению в обществе) и приобретенный, достигнутый статус (который приобретается в процессе социальной деятельности людей и воплощается в должности, профессии, месте человека в социальной организации общества). Большое значение при трактовке личности с этих позиций имеет стартовая социальная позиция личности, наличие власти и богатства. Основоположниками этой теории были Т. Знанецкий и Ч. Томас, которые полагали, что социолог должен понимать индивида не только так, как он «действительно есть органически и психологически», а то, как он «сделан» другими и самим собой и его собственным опытом.

Ролевую теорию личности разрабатывали Ч. Кули, Дж.Г. Мид, Т. Парсонс, Р. Мертон, в отечественной социологии — И.С. Кон. Согласно этой теории личность есть функция от совокупности социальных ролей, исполняемых индивидом в обществе. Личность предстает как драматический актер в театре общества, и его деятельность определяется ролевым набором. Человек играет различные роли как на разных этапах своей жизни, так и в зависимости от пространственной, социально-экономической, социально-политической и культурной ситуации. Выполнение ролей тесно связано с мо-тивационной характеристикой и нередко жестко регламентировано (роль военнослужащего, пожарного, охранника).

Нормативная теория личности тесно связана с изучением ценностей и ценностных ориентации, начало разработке которой положил немецкий философ И. Кант (1724—1804), сопоставляя представления о должном (ценностях и нормах) и о сущем (о том, что есть). Эта концепция трактует характеристики личности как обязывающие и ориентирующие, предписывающие человеку определенные формы восприятия, оценки и поведения в окружающей его действительности. Разработка и обоснование этих идей связано с именами Т. Парсонса, В. Франкла, в отечественной социологии — Н.И. Лапина.

К этой теории примыкает диспози-ционная теория, под которой (в отечественной социологии эту теорию разрабатывал В.А. Ядов) подразумевают предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к оп-

ределенному поведению в этих условиях, которые обусловлены предыдущим социальным опытом.

Все существующие концепции личности выходят на общую проблему — социализацию личности, которая, по сути, является специфической формой присвоения человеком общественных отношений и реализуется в процессе его активного взаимодействия с окружающей (макро-, мезо- и микро-) средой.

«Рожденный ползать летать не может» (М.Горький) – А Вы как думаете?

«Песня о Соколе» М. Горький  – притча о смысле жизни.

Выбирай: жить, как гордый Сокол, воспаряя в небеса, и погибнуть в неравном бою или тлеть в тепле, как Уж.

Сокол гибнет. Он встречает смерть отважно, не боясь ее холодных объятий. Могилой Соколу становится бурное море, столь же мятежное, как и погибший боец. «А волны моря с печальным  ревом о камень бились... И трупа  птицы не видно было в морском  пространстве...» Смелому Соколу противопоставлен трусливый и самодовольный Уж. Он не может реально оценить свои возможности, а намного завышает их. Это льстит его самолюбию. Но автор беспощаден в приговоре над Ужом: «Рожденный ползать - летать не может!» Уж находит себе красивое оправдание, прикрываясь патриотизмом: «Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье - землей живу я». Автор же на стороне отважных безумцев, которые двигают жизнь вперед. Они гибнут, но благодаря им человечество идет, а не стоит на месте. Писатель восторгается Соколом, посвящает ему гимн. «О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!» Такой всплеск фантазии и эмоций не может оставить равнодушным читателя. И вслед за автором с восторгом повторяешь: «Безумству храбрых поем мы песню!» А перед глазами «молчит опаловая даль моря...». В такую волшебную ночь веришь в любые чудеса, легенды и песни. Хочешь стать лучше и добрее, смелее и самоотверженнее, как Сокол.

 

2.Общество как понятие. Варианты толкования. Меняется ли роль общества в жизни  человека? Ваше личное восприятие конкретного общества.

Общество – группа людей, создавшаяся  благодаря целенаправленной и разумно  организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в  случае подлинной общности.

Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включённости в общество, чем в зависимости от включённости в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством.

 После попыток объяснения  сути понятия «общество» в  древности

(Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский)  вопрос этот стал, в особенности  1 18 века политико-философской проблемой,  исчёрпывающее решение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому общество стало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки – социологии.

В самом широком понимании общество изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире.

 Существуют различные толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное, которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

 Общество как предельно широкое  понятие для обозначения той  части материального мира, которая  обособилась от природы и определённым  образом взаимодействует с нею.  Это обособление состоит в  следующем: в отличие от стихийных  природных сил в центре общественного  развития стоит человек, обладающий  сознанием и волей. Природа  же существует и развивается  по своим собственным, не зависящим  от человека и общества законам.  В этом смысле обществом называют  совокупность всех форм объединения  и способов взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их миром.

Общество – это продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в  многообразных (экономических, нравственных, религиозных и других) связях и  отношениях между людьми, их объединениями  и общностями.

Человек является первичной клеткой  общества. Общество – система взаимосвязей разумных существ.

Первобытное общество долгое время  было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого  расслоения. Постепенно структура общества усложнялась: с изменением экономических  отношений появились социальные общности, группы, классы, имеющие свои интересы и особенности.

Исторически первый социальный институт – родовые общины. Род – группа людей, объединенных кровным или  предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным  распределением. Далее Роды объединяются в более крупные социальные институты  – племена. Позднее – возникают  религиозные объединения (ордена), торгово-купеческие гильдии.

Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупным стало  государство.

По мере усложнения общества и развития демократии возникают: социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (п/партии) и другие институты.

Общество - в широком смысле –  совокупность исторически сложившихся  форм совместной деятельности людей.

Общество - в узком смысле – исторически  конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Признаки общества:

Совокупность индивидов, одаренных  волей и сознанием.

Общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания  общих и индивидуальных интересов  его членов.

Взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов. Должна быть заинтересованность друг в друге  дающая возможность осуществления  интересов каждого.

Регулирование общественных интересов  посредством обязательных правил поведения.

Наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.

Также можно дать другое понятие  общества.

Общество — социальная организация  страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность  людей. Это обособившаяся от природы  часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся  форму связей и отношений людей  в процессе их жизнедеятельности. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Признавая подход к обществу как  отношения индивидов, К. Маркс, проанализировав  связи и отношения между ними, ввел понятия «общественные отношения», «производственные отношения», «общественно-экономические  формации» и ряд других. Производственные отношения, формируя общественные отношения, создают общество, находящееся на той или иной определенной ступени  исторического развития. Следовательно, по Марксу, производственные отношения  выступают первопричиной всех отношений  людей и создают большую социальную систему, называемую обществом.

По представлениям К. Маркса, общество — это взаимодействие людей. Форма  общественного устройства не зависит  от их воли (людей). Каждую форму общественного  устройства порождает определенная стадия развития производственных сил.

Люди не могут свободно распоряжаться  производительными силами, ибо эти  силы — продукт предшествующей деятельности людей, их энергии. Но сама эта энергия  ограничена условиями, в которые  люди поставлены уже завоеванными производительными  силами, формой общественного устройства, существовавшей до них и которая  является продуктом деятельности предшествующего  поколения.

Таким образом, общество - такой тип  социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности  относительно своей среды, включающей и другие социальные системы. Полная самодостаточность, однако, была бы несовместима со статусом общества как подсистемы системы действия. Любое общество для сохранения себя в качестве системы  зависит от того, что оно получает в порядке взаимообмена с окружающими  системами. И, значит, самодостаточность  в отношении среды означает стабильность отношений взаимообмена и способность  контролировать взаимообмен в интересах  своего функционирования.

Человек практически постоянно  находится в обществе, на работе, дома, с друзьями. И его поведение  напрямую связано с конкретным типом  общества, что его окружает. Существуют даже определенные стереотипы, которые  также могут повлиять на отношение  к какому либо обществу, - мы много  знаем о качествах людей тех  или иных стран. У человека непроизвольно  закладывается поведение в разных окружениях. На работе мы сдержанны, отдыхаем дома, и веселимся с друзьями. По мере взросления человека меняется и его восприятие конкретного  общества. В детстве на первое место  мы выносим семью, она является для  нас как бы главной опорой, со временем ее влияние ослабевает, мы взрослеем, много времени проводим с друзьями, создаем собственную  семью, сами становимся ее «защитниками», т е социальный статус человека меняется на протяжении всей его жизни.

 

 

3.Неравенство людей:  причины, формы, оценка и восприятие.     Историческая практика России.

Среди важнейших теоретических  проблем социологии можно выделить проблему социальной несправедливости, социального неравенства. Социальное неравенство существовало на протяжении практически всей разумной истории  человечества. Не смотря на то, что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критике  и никогда не вызывало симпатий у  членов общества, люди в ходе исторической практики с поразительным упорством  сопротивлялись созданию “совершенных”  обществ, основанных на социальном равенстве  и отсутствии угнетения и принуждения  одних социальных групп другими.  
 
Все развитые общества характеризуются неравным распределением материальных и символических благ, вознаграждений и возможностей, как в отношении отдельных индивидов, так и между группами внутри общества. Неравенство выступает констатацией специфического человеческого существования. Это является причиной того, что в любом сложном обществе существуют те или иные структуры социальных неравенств, что порождает усилия по поиску их объяснения и оправдания.  
 
Любое общество структурировано по многим основаниям - национальным, социально-классовым, демографическим и т.п. Структурирование, то есть принадлежность людей к тем или иным социальным, профессиональным, социально-демографическим группам, может порождать социальное неравенство. Даже естественные генетические или физические различия между людьми могут стать основой для формирования неравных отношений. Но главное в обществе - те различия, те объективные факторы, которые порождают социальное неравенство людей.  
 
Неравенство — это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию — совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев: бедных, зажиточных, богатых. Если прибегнуть к физической аналогии, то социальный состав — это беспорядочная совокупность железных опилок. Но вот положили магнит, и все они выстроились в четком порядке.  
 
Стратификация — это определенным образом «ориентированный» состав населения. Социальная стратификация – центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых. Во всем многообразии неравенств в обществе мы должны различать неравенства природных возможностей и социальных позиций, также неравенства, образующие и не образующие иерархический порядок.  
 
Сущность социального неравенства и его причины 
 
Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах. 
Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие “социальной стратификации”. 
 
При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются занятыми экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности. 
 
Именно социально - экономическая неоднородность труда – не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих преимуществ в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опирается на них. Если представители таких групп размещаются по иерархическому принципу, то эти группы являются социальными слоями. 
 
Социальная стратификация обладает традиционным характером: неравенство положения разных групп людей сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации. 
 
Представим ситуацию, когда в обществе многочисленны социальные слои, социальная дистанция между которыми невелика, уровень мобильности высок, низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологический рост постоянно повышает “планку” содержательного труда на нижних ярусах производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего, гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудно отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по-своему идеальная модель, чем обыденная реальность. 
 
Большинство современных обществ далеки от этой модели. Им присущи концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством. Это означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам.  
 
Формы социального неравенства. Депривация 
 
Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами). Ощущение депривации может быть осознанным, когда индивиды и группы, переживающие депривацию, могут понимать причины своего состояния. Но возможно и такое развитие ситуации, когда депривация переживается как что-то иное, т.е. индивиды и группы воспринимают свое состояние в превращенной форме, не сознавая его подлинных причин. В обоих случаях, однако, депривация сопровождается острым желанием ее преодолеть. Исключением могут быть только ситуации, когда депривация оправдывается системой ценностей данного общества, например, кастовая иерархия в Индии.  
 
Объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни. Основания для такой неравной оценки могут быть самые разнообразные. В современном обществе молодых ценят выше, чем пожилых, мужчин-работников - выше, чем их коллег-женщин, талантливым людям предоставляют привилегии, недоступные для посредственных. Социальная депривация обычно дополняет экономическую: чем меньше человек имеет в материальном плане, тем ниже его социальный статус, и наоборот. В целом образованный человек стоит “выше” на социальной и экономической шкале, чем необразованный. Существует ещё такое понятие как организмическая депривация. Она связана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека - физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.д. 
 
В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие “социальной стратификации”. 
 
При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются, заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности. 
 
Именно социально - экономическая неоднородность труда не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и, опираются на них, и если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями. 
 
В социальной стратификации имеет тенденцию наследование позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами. 
 
Социальная стратификация обладает традиционным характером, поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, т. е. неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации. 
 
Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей. 
 
Сопоставим ситуацию, когда в обществе многочисленны социальные слои, социальная дистанция между которыми невелика, уровень мобильности высок, низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологический рост постоянно повышает “ планку” содержательного труда на нижних ярусах производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего, гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудно отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по-своему идеальная модель, чем обыденная реальность. Большинство современных обществ далеки от этой модели. Или присущи концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством. Это означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам.

Информация о работе Социология человека-индивида-личности