Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:48, контрольная работа
Социологическое исследование — один из основных способов развития социологии, сфера профессиональной деятельности социологов.
Социологические исследования представляют собой последовательность определенных этапов деятельности профессиональных социологов, целью которых является изучение некоторых, как правило, проблемных фрагментов социальной действительности на основе научно разработанной методологии и методики, позволяющих систематизировать факты об изучаемых социальных явлениях и процессах, их связях, отношениях и зависимостях.
1. Введение……………………………………………………3
2. Понятие, объект и назначение социометрии……………6
3. Основная форма социометрической процедуры………11
4. Обработка результатов. Социоматрица………………..20
5. Заключение………………………………………………..25
6. Литература………………………………………………..28
Социометрическая теория ставит своей целью выявление законов формирования и функционирования взаимодействий внутри малых социальных групп.
Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки эмпирической информации (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.
Основной формой социометрической процедуры является социометрический опрос. Он позволяет:
анализировать внутриколлективные
и внутригрупповые отношения
на основе измерения степени
изучать структуру микрогрупп
и положение в них отдельных
членов (так называемые социометрические
позиции — относительный
обнаруживать внутригрупповые подсистемы, сплоченные образования, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
С помощью социометрического опроса можно также установить величину социодинамического расхождения между официальной (формальной) и неофициальной (неформальной, неявной, социометрической) структурами. Результаты социометрического опроса выступают в качестве предпосылки и основы превращения старого социального устройства в новое и, если это необходимо, преобразования его групп таким образом, чтобы его формальная структура как можно больше соответствовала глубинной (неформальной или эмоциональной) структуре.
Наиболее плодотворно социометрический опрос используется при формировании команд.
Кроме того, с помощью социометрического опроса можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Использование социометрической
процедуры позволяет проводить
измерение авторитета формального
и неформального лидеров для пе
Социометрические опросы
могут проводиться в
Основными требованиями к проведению социометрического опроса являются:
рациональная формулировка целей и задач исследования;
четкое определение
корректное использование полученной информации.
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем.
После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Как правило, социометрический критерий — это критерий, по которому устанавливается структура отношений между членами группы.
Он представляет собой социометрический вопрос, в котором опрашиваемым предлагается выбрать одного или нескольких членов группы для той или иной совместной деятельности. Каждый член группы обязан отвечать на эти вопросы, выбирая членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д. Например, исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второго, и т. д.».
Примеры вопросов для изучения деловых отношений
1а) Кого из своих
коллег по группе Вы попросили
бы в случае необходимости
предоставить помощь в
16) Кого из своих коллег
по группе Вы не хотели бы
просить в случае
2а) С кем Вы поехали
бы в продолжительную
26) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?
За) Кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т. д.)?
36) Кому из членов группы
тяжело будет исполнять
Примеры вопросов для изучения личных отношений
1а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
16) С кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
2а) Если бы все члены
Вашей группы жили в общежитии,
26) Если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?
За) Кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
36) Кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?
Социометрическая процедура может проводиться в двух вариантах.
Первый вариант —
Достоинством данного варианта процедуры является то, что он позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы свыше 12—16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.
Другим недостатком
Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора.
Так родился второй вариант — параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно повышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.
Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N— 1) сохраняется только для совокупности получаемых выборов (т. е. от группы — участнику). Для совокупности отданных выборов (т. е. в группу — от участника) она измеряется новой величиной — и (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять эту величину одинаковой для всех исследуемых групп. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:
Р(А) = d/(N - 1),
где Р — вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N — число членов группы. Необходимо, однако, заметить, что авторская трактовка выбора члена группы как случайного события — это дань сложившейся традиции. Выбор, который делает участник социометрического опроса, конечно же, неслучайное событие: оно вполне осмысленно и, следовательно, детерминировано. Это надо всегда иметь в виду.
Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20—0,30. Подставляя эти значения в формулу для определения и с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.
Недостатком
параметрической процедуры
Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.
Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.). Критерии определяются в зависимости от цели данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
Пример социометрической карточки
№ п/п |
Тип |
Критерий |
Выборы | ||||
|
|
|
1 |
2 |
3 |
п | |
1 |
Работа |
а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром? |
1 |
|
3 |
п | |
|
|
б) Кого бы вы не хотели выбрать своибригадиром? |
1 |
2 |
3 |
... |
п |
2 |
Досуг |
а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года? |
1 |
2 |
3 |
п | |
|
|
б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года? |
1 |
2 |
3 |
п |
При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14—0,25 можно произвести, пользуясь табл. 1.1