Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 20:47, курсовая работа
Целью работы является изучение основных теорий и практических основ общественных благ.
Задачи работы:
1. Исследование экономической природы общественных благ;
2. Рассмотреть способы предоставления общественных благ;
3. Выявить перспективные тенденции в развитии общественных благ.
Большинство общественных благ в отдельно взятом государстве произведено с использованием только национальных ресурсов. Во многих странах существуют ограничения на участие иностранных капиталов в отраслях, затрагивающих национальные интересы и независимость государства: связанных с эксплуатацией природных ресурсов, в функционировании производственной инфраструктуры, спутниковой связи, телекоммуникационных отраслей. Однако во всех остальных случаях возможно привлечение ресурсов зарубежных партнеров.
Иностранные вложения могут осуществляться в виде капитала, трудовых и природных ресурсов, а также информационных (лицензии, технологии и проч.).
Привлечение зарубежных ресурсов может осуществляться как на платной основе, так и на безвозмездной или бартерной (дружественные контракты).
Основную долю иностранных ресурсов, привлекаемых Россией, составляют иностранные инвестиции. Хотя доля иностранных инвестиций в ВВП России составляет небольшой процент, однако для производства различных благ, в том числе и общественных, их значение существенно выше, чем внутренние инвестиции, поскольку вместе с инвестициями Россия получает новые передовые технологии, высококвалифицированных менеджеров, а также новые методы в управлении компаниями. Все это позволяет государству наиболее эффективным способом осуществлять производство общественных благ. При этом не стоит забывать о финансовой независимости России, речь идет о рациональном привлечении иностранных ресурсов и использовании зарубежного инновационного опыта.
В основной массе случаев заграничные финансовложения считаются добавлением к внутренним государственным вложений.
Обилие публичных удобств дозволяет объединить их в зависимости от размера нужных ресурсов на последующие: требующие огромного численности ресурсов, требующие условно маленького численности ресурсов, а еще остальные, зависящие от определенной ситуации.
К образцу, на создание такового публичного блага как государственная защита потребуется немаловажное численность ресурсов, как трудовых, этак и капитальных. К количеству больших планов разрешено отнести муниципальный парк; стройку дорог, мостов; городские площади; незапятнанный воздух; исследование программного снабжения и др.
К количеству публичных удобств, требующих для их изготовления условно маленького численности ресурсов, разрешено отнести последующие планы: публичные салюты, уличное объяснение, радио, телевидение, поддержание правопорядка на улицах городка и др.Установить четкую грань между большими проектами и относительно малыми проектами производства общественных благ довольно сложно. Если в случае производства частных благ все достаточно прозрачно, то, когда дело касается производства общественных благ, тут все гораздо сложнее, поскольку существуют некоторые невещественные общественные блага, измерить которые с помощью финансовых показателей трудно. К числу таких благ можно отнести нравственность, культуру, имидж города, законодательство, знания (человеческий капитал), многие виды творчества и т.п. Поэтому будет правильным в данной группировке выделить еще одну категорию общественных благ –прочие, для которых необходимый объем ресурсов, требующихся для их производства, будет зависеть от конкретной ситуации.
Исходя из административно-
В зависимости от дифференциации границ производства и потребления (по охвату потребителей) общественные блага подразделяются на следующие:
1) локальные (местный характер);
2) региональные;
3) группы регионов (районный характер);
4) общенациональные (общегосударственные);
5) международные.
Под локальными общественными благами понимают такие блага, производство которых осуществляется в целях конкретной местности и преимущественный доступ к потреблению которых имеют жители данного отдельно взятого муниципального образования (городское, сельское поселение, городской округ, часть территории города федерального значения, муниципальный район). Производство муниципальных общественных благ осуществляется за счет средств соответствующего муниципалитета. К числу данных благ можно отнести: живописный город, пешеходные и велосипедные дорожки, городские парки, строительство и содержание дорог и др.
Под региональными общественными благами понимают блага, производство которых осуществляется в целях конкретного региона и преимущественный доступ к потреблению которых имеют его жители.
Существуют различные определения понятия "регион", однако в данной классификации мы будем придерживаться понимания, что регион –это субъект Федерации.
В соответствии с типологизацией субъектов Федерации, законодательно закрепленной в Конституции РФ, региональные общественные блага классифицируются следующим образом: республиканские, краевые, областные, автономного округа, автономной области, города федерального значения.
Под общественными благами группы регионов понимают такие блага, производство которых осуществляется в целях конкретного района и преимущественный доступ к потреблению которых имеют его жители. Согласно официальному районированию Российской Федерации общественные блага классифицируются следующим образом: федерального округа, экономического района, географического района и военного округа.
Общегосударственными общественными благами признаются блага, которые производятся и потребляются в общенациональном масштабе. Данные блага обеспечиваются на федеральном уровне. К их числу можно отнести большинство экологических благ, права человека, национальную оборону, нравственность, культуру и др.
Международные общественные блага –это блага, которые производятся и потребляются либо в глобальном общемировом масштабе, либо на территории двух или более государств. Примерами могут служить следующие блага: чистый воздух, разнообразие флоры и животного мира, маяки и другие.
Одной из наиболее подробных классификаций международных общественных благ является группировка В. Мортикова . Согласно данной классификации международные общественные блага группируются следующим образом:
1. "Глобальные, или чистые: доступ к ним открыт всем жителям Земли, а также поколениям. К их числу относятся: противодействие глобальному потеплению, международная безопасность, чистый воздух.
2. Региональные: потребляются группой стран.
3. Клубные, коллективные (транснациональные клубные блага): производятся и потребляются на уровне группы стран, члены которых добровольно берут на себя определенные обязательства (к числу таких благ относятся беспрепятственная торговля между участниками таможенного союза, спутниковая связь, международные аэропорты, воздушные "коридоры", орбитальные станции, электромагнитные радиочастоты).
4. Блага, которые потребляются одной страной, но внешние эффекты в результате их производства или потребления распространяются на другие страны. Например, разработки военно-промышленного комплекса СССР часто использовались в мирных целях в других странах (так называемый "эффект перелива").
5. Многоцелевого использования (international
joint products) –блага, различные составные
части которых имеют разную
ценность для экономических
В современном мире проблема производства международных общественных благ стоит очень остро, поскольку проблематично разграничивать полномочия на производство таких благ между различными странами. К примеру, одним из самых актуальных глобальных общественных благ является климат, поэтому очень важно решение проблемы изменения климата. Ключевую роль в обеспечении производства глобального (международного) блага играют развитые страны.
По уровню субъекта общественные блага рассматриваются в четырех аспектах:
1) местного уровня;
2) регионального уровня;
3) общенационального уровня;
4) международного уровня.
Данная классификация несколько схожа с предыдущей группировкой по признаку дифференциации границ производства и потребления (по охвату потребителей). Однако ее отличие заключается в ответственности за воспроизводство общественных благ.
В зависимости от формы государственного устройства страны данная классификация может либо расширяться, либо сужаться. В работе необходимо придерживаться классификации, относящейся к странам с федеративным устройством.
Местные органы власти осуществляют управление воспроизводством местных общественных благ, региональные власти –региональных общественных благ, федерация –общенациональных общественных благ.
Управлением воспроизводства общественных благ международного уровня занимаются объединения государств. К примеру, решением комплексной проблемы изменения климата занимается международная организация –ООН со штаб-квартирой в Нью-Йорке (США). Начиная с 1994 года вступила в силу Рамочная конвенция ООН по изменению климата, РКИК (UNFCCC) – соглашение, которое подписали более чем 180 государств мира (по состоянию на 1.06.2009 г. таких стран 192), которое устанавливает общие цели и правила по противодействию изменения климата .
По субъективному характеру общественные блага делятся на имеющие природный характер или человеческий характер.
Общественными благами, имеющими природный характер, называют такие блага, существование которых фактически лишено субъективного фактора (не зависит от человека). Человек через государство и общественный сектор экономики выступает в качестве фактора, поддерживающего существование таких благ. К данной категории относятся практически все экологические общественные блага: чистый воздух и вода, пейзаж, разнообразная флора и животный мир, реки, горы, леса и др.
Общественные блага, имеющие человеческий характер, представляют собой блага, существование которых напрямую зависит от человека. К числу таких благ можно отнести национальную оборону, уличное освещение, права человека, общественные фейерверки и другие.
По степени выражения положительного эффекта общественные блага могут быть социально значимыми (достойными; merit goods) и прочими.
Социально значимыми общественными благами называют такие блага, производство которых вызывает значительный положительный внешний эффект.
Самым ярким примером могут служить услуги образования.
Под прочими общественными благами в данной группировке понимают такие блага, у которых степень выраженности положительного внешнего эффекта не так сильна.
В зависимости от сферы экономики общественные блага можно классифицировать на следующие типы:
1) обеспечивающие поддержание
2) обеспечивающие поддержание
Общественные блага признаются обеспечивающими поддержание производственной сферы, если их производство направлено на поддержание сферы создания материальных благ, т.е. развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др. К примеру, дорога будет являться общественным благом, обеспечивающим поддержание транспортной сферы экономики.
Общественные блага, обеспечивающие поддержание непроизводственной сферы, являются таковыми, если их производство направлено на поддержание непроизводственной сферы экономики, а именно здравоохранения, культуры, образования, социального обеспечения, государственного управления и т.п.
Практически вся непроизводственная сфера экономики относится к ведению государства и, соответственно, тесно связана с общественными благами.
Таким образом, общественные блага, обеспечивающие поддержание производственной сферы, выступают в роли составных элементов отраслей материального производства, в то время как во второй группе сами отрасли в большинстве случаев являются общественными благами.
В зависимости от функциональной классификации общественные блага могут быть представлены в виде:
1) поддержания деятельности
2) международной деятельности: международный порядок и стабильность;
3) национальной обороны;
4) правоохранительной
5) фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;
6) охраны окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологии, картографии и геодезии;
7) транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики;
8) жилищно-коммунального
9) образования, в том числе формирования человеческого капитала;
10) здравоохранения и физической культуры;
11) культуры, искусства и кинематографии;
12) средств массовой информации;
13) социальной политики;
14) прочих.
Таким образом, проведенная классификация общественных благ показывает многогранность различных признаков и путей их применения.
2 Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства
2.1 Проблема «безбилетника»
Достижение эффективного объема производства чистого общественного блага предполагает наличие достоверных данных о предельных выгодах всех потребителей блага. Поскольку существует склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или, по меньшей мере, минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление получило название проблемы «безбилетника» или «зайцев».
Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве.