Статусный образ. Имидж личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:28, реферат

Краткое описание

Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяет социальный статус человека. Статус предполагает соотнесение: чтобы воспринимать себя как личность, имеющую определенный статус, необходимо чтобы какие-то люди занимали более низкое положение.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Статусный образ.Имидж личности.

Личность изучается  комплексом наук. Социология - одна из решающих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и  т.д. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности - личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д.

Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права  по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяет социальный статус человека. Иначе  говоря, в статусе фиксируется тот набор конкретных действий, которые должны быть ему предоставлены для осуществления своей деятельности. Зная социальный статус конкретного человека, его социальные функции, мы ожидаем от него, что он будет осуществлять исключительно типичный набор действий, обладать ГГ должен выполнять человек c тем типичным набором качеств и особенностей, которые как нам представляется, необходимы для исполнения этих функций.

Каждый человек включен  не в одну социальную связь, социальный институт, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействует с другими людьми и выполняет различные функции. Особую роль играют генеральные статусы. Первый - статус человека, его права и обязанности другой генеральный статус - статус члена данного общества, государства (гражданина) . Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности. Статус можно обрести от рождения. Это - национальность (русский, башкир и т.д.) , место рождения (москвич, минчанин, одессит) . Подобные статусы называются предписанными. Другие статусы мы приобретаем, достигаем, т.е. это статусы приобретенные, достигнутые. Это статус учителя или футболиста, пианиста или жены.

Статусы могут быть формализованными или неформализованными, что зависит  от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов, и более широко - социальных взаимодействий - выполняется та или иная функция. Множественность статусов не означает их равнозначности. Они находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Безусловно, что во всех случаях особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией. Хотя следует отметить, что иерархия статусов может меняться. Видимо следует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая срабатывает в большинстве случаев, и специфическую, проявляющуюся в особых условиях.

Выделение главного статуса  хотя и сложно, но важно так как  именно он определяет и, что не менее  важно самоопределяет человека социально. Причем не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем статусом, какой выделяет в себе как главный сама личность. На этой почве возникает немало драматических противоречий внутреннего мира личности, неадекватно представляющей свое место в обществе, в общественном мнении. Так предприниматель может надеяться, что главное в его социальной характеристике - материальное положение. Но в общественном мнении, среди значимых для него родственников, друзей и приятелей решающее значение может приобрести уровень его образования и культуры. Принятая иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации данного общества. Когда мы говорим о ранжировании статусов, мы имеем в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж по сути представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в общественном мнении. Сама иерархия, и соответственно, престиж статусов формируется под влиянием двух факторов: 1. Реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур; 2. Системы ценностей, шкалы предпочтений учитываемые в данной культуре при "взвешивании" социальных функций.

Эти два фактора тесно  взаимодействуя, в то же время обладают ощутимой независимостью. Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии в особенности, молодежи. Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприятия другим своего статуса. И последнее не менее, если не более значимо.

"Статус - положение  субъекта в системе межличностных  отношений, определяющее его права,  обязанности и привилегии. В различных  группах один и тот же индивид  может иметь разный статус. Важными  характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида. " (А. В. Петровский. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990 г.)

Статус предполагает соотнесение: чтобы воспринимать себя как личность, имеющую определенный статус, необходимо чтобы какие-то люди занимали более низкое положение. Таким образом, одно психологическое преимущество любой системы статусов - это ощущение превосходства. Многие из нас могут припомнить, как когда-то испытывали тайное удовольствие от чьей-то неудачи - возможно, когда наказывали брата или сестру. Предрассудки часто более сильны у тех, кто занимает невысокое социально-экономическое положение или чье положение резко ухудшилось. Возможно люди с более прочным статусом меньше нуждаются в ощущении собственного превосходства. Но и другие факторы, связанные с низким статусом могут также быть причиной предрассудков. Может ли провал в тестировании повлиять на оценку, данную вам в школе? По сравнению с контрольной группой, чьей самооценке ничего не угрожало студенты, потерпевшие неудачу, давали более высокие оценки своей школе и более низкие - университету. По-видимому, чувство гордости за свою собственную группу и принижение "их" также может укреплять собственное Эго. Все это наводит на мысль о том, что мужчина, сомневающийся в собственной силе и независимости, может путем выражения сострадания слабым и зависимым женщинам повышать значимость своего маскулинного образа. Когда просили мужчин - студентов Государственного университета в Вашингтоне просмотреть видеозаписи интервью с женщинами при приеме на работу, мужчины с низким уровнем самооценки испытывали неприязнь к сильным, независимым женщинам. А мужчины с высокой самооценкой отдавали предпочтение именно таким. Презрение к "ним" служит и другой цели: потребности принадлежать к "своим". Школьный дух единства никогда не бывает столь сильным, как в то время когда в игре до предела обостряется соперничество. Чтобы Германия сплотилась вокруг нацистов, Гитлер использовал "еврейскую опасность". Презрение к "чужим" может сплотить группу.

Люди с высоким статусом обладают наибольшим влиянием. Исследование нарушений правил уличного движения, проведенные с помощью 24 тысяч  ничего не подозревающих пешеходов, выявили что частота нарушений  обычно составляющая 25%, падает до 17% в присутствии законопослушных "подсадных" и возрастает до 44% когда "подсадные" начинают играть роль нарушителей. Милграм (1974 год) сообщает, что в его экспериментах на подчинение люди м низким статусом намного охотнее выполняли указание экспериментатора, чем испытуемые с высоким статусом.

В заключение уместно  было бы привести в пример изречение  Джеймса Болдуина: "Главное достижение общества (и его беда) состоит  в том, что оно способно убедить  людей, которым предоставляет низкий статус, будто бы его приговор соответствует реальному положению вещей. " Проведя сравнительный анализ одного и того же определения в двух научных дисциплинах приходим к выводу о разном подходе в интерпритации и значении данного понятия. Несомненно есть и сходства, заключающиеся в принадлежности этого понятия к общественному или социальному в рамках социологии и социальной психологии. Несмотря на то что социологи и социальные психологи имеют дело в некоторой степени с одинаковым понятийным аппаратом, иногда используют аналогичные методы исследования, социальные психологи включают в свой арсенал еще и эксперименты, в которых они манипулируют тем или иным фактором. Например, наличием или отсутствием давления со стороны сверстников, чтобы посмотреть к какому результату это приведет. Факторами, которые исследуют социологи обычно трудно или неэтично манипулировать.

Следует заметить о "внешней  стороне" изучения данного определения  в социологии, отнюдь не подразумевающего поверхностный характер, основываясь  на теории и социологических исследованиях.

Характеризуя подход социальной психологии к данному  определению делаем вывод о совокупности "внешней и внутренней стороны", синтезе теории, практики и эмпирических исследований не уменьшая роли в изучении поведенческого компонента.

 

 

 

 

ЧТО ТАКОЕ ИМИДЖ

Имидж – внешнее отражение человеческого  образа, наглядно-выразительный “срез” его личностных характеристик. В  этой связи такие его атрибуты, как модели поведения, одежда, прическа имеют огромное значение в его  утверждении.

Чтобы быть притягательной личностью, внешней выразительности недостаточно. Она – желаемый компонент имиджа, но не решающий, как это кажется многим.

Имидж – собирательное понятие. Это облик, то есть та форма жизнепроявления  человека, благодаря которой “на  люди” выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики. Среди них приоритетными следует признать воспитанность, эрудицию, профессионализм. Вот те три кита, на которых надежно держится имидж конкретной личности.

 

 

 

ИМИДЖ ПОЛИТИКОВ

Имидж – наглядное свидетельство  иллюзии совместимости политики и народа. Обретение имиджа невозможно без решения проблемы доверия. Чтобы вызывать к себе такое отношение, надо знать психологию людей, обладать доходчивой идеей, не допускать менторского тона. Политический лидер должен иметь команду по формированию своего имиджа, своего имиджмейкера и внимательно относиться к его советам, как улыбаться, ходить, носить костюм и шляпу и т.д.

Все ведущие политические деятели  имеют своих личных консультантов  по имиджу не для того, чтобы они  писали для них запоминающиеся речи, а чтобы обучали их усиливать впечатление от сказанного и разбираться в одежде, которая придает им необходимый облик. Гарольд Макмиллан одержал победу как премьер-министр с помощью телевидения.

Президент США Линдой Джонсон, не отличавшийся красотой, добавил несколько сантиметров к воротникам своих рубашек, чтобы скрыть выпирающий кадык. Президент Джимми Картер стал носить длинные шерстяные жилеты во время его зажигательных бесед с американцами в период энергетического кризиса 70-х годов, чтобы заставить людей убавить огонь своих обогревателей, а вместо этого утеплиться самим, как сделали он и его семья в Белом доме. Все в мире с восхищением наблюдали за изменениями, которые происходили с первой леди – премьер-министром Великобритании. Все, начиная с того, как миссис Тэтчер говорила (ее научили понижать свой голос и говорить более свободно), до цвета волос прически, макияжа и одежды – все было изменено в лучшую сторону на наших глазах.

Даже преемник Тэтчер, самоуверенный  Джон Мейджер, воспользовался подобными советами. Трудно поверить, но его очаровательный, не поддававшийся описанию имидж был постепенно переделан. Серые костюмы были заменены качественными от Честера Барриз, галстуки стали выглядеть консервативнее, голубые рубашки, которые интенсивно подчеркивали линию подбородка, стали розового или мягкого белого цвета, а на линзы его очков было нанесено защитное покрытие. В общем, изменения оказались не слишком велики, но получилось как раз то, что надо мистеру Мейджеру в данный момент.

 

 

ВАШ ИМИДЖ В ГЛАЗАХ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Если вы заинтересованы в подготовке к общественной жизни, вы должны решить, что хотите изменить в себе, прежде чем окажетесь в центре внимания. Нежелательно, чтобы ваш имидж  становился предметом обсуждения, чтобы публика решала, какие изменения вам следует произвести, вместо того, чтобы принимать вас такой, какая вы есть. Хорошо продуманный имидж может и не стать основной причиной, по которой вы получите работу, но благодаря ему вас будут внимательно слушать и доверять вам. Хороший имидж устраняет преграды между вами и людьми, занимающими различное положение в обществе, или людьми разных возрастов. Это важно не только для политика, но и торгового агента, и, например, человека, занимающегося благотворительной деятельностью.

Удачный имидж подчеркнет все лучшее, что есть в вас, и придаст вам  смелости быть самой собой в любой  ситуации.

 

 

 

 

ИМИДЖ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО

ПОНЯТИЯ ИМИДЖЕЛОГИИ

 

 

  

Термин «имидж» в российском лексиконе начал активно  использоваться примерно с середины 90-х годов прошедшего века; в начале в основном в политологической области в контексте «имидж политика» («у него имидж мудрого политика», «у этого политика хороший имидж», «имидж этого политика оставляет желать лучшего», «необходимо, пока не началась предвыборная компания,  поработать над его имиджем»).

Сегодня термин «имидж» используется не только применимо к политикам, не только применимо к человеку вообще, но и к иным объектам («имидж данного  продукта», «имидж банка») и явлениям («имидж образовательной системы в России…»), хотя некоторые авторы полагают: «Правомерно утверждать, что «имидж» соотносим только с личностью, <…> поэтому некорректно говорить об имидже каких-то неодушевленных предметов» (5-365).  Надо полагать, что это – все еще отзвук того времени, когда у нас об имидже говорили только в связи с политиками, с людьми.

В настоящее время в русском  языке (в том числе и в профессиональном) данный термин используется:

во-первых, в словосочетаниях, где  дается ответ на вопрос «имидж - чей?»: «У этого политика имидж порядочного человека»; «Имидж этого банка оставляет желать лучшего»; «Имидж России в некоторых странах мира весьма положительный»; «Имидж социализма как общественной системы в последнее время в мире явно потускнел»; в данном случае «политик», «банк», «Россия», «социализм» являются прототипами имиджа;

во-вторых, в словосочетаниях, где  дается ответ на вопрос «имидж - у  кого?»: «имидж этого политика у пенсионеров очень положительный, а вот у научной интеллигенции – наоборот, негативный»; «имидж этого товара, сформированный у новых русских, весьма положительный»); здесь группы людей «пенсионеры», «научная интеллигенция», «новые русские» являются группами носителей имиджа или – аудиторией имиджа.

Таким образом, следует  различать выражения: «имидж – чей?» и «имидж – у кого?». Нельзя говорить о каком-либо конкретном имидже, если нет ответа на эти два вопроса: о имидже кого идет речь, и о имидже у кого идет речь. 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  ИМИДЖА 

 

В настоящее время в отечественной  литературе и в практике имиджмейкинга термин «имидж» интерпретируется настолько широко, что некоторые формы его употребления даже специалистами в области имиджелогии нередко противоречат друг другу.

Информация о работе Статусный образ. Имидж личности