Статусный образ. Имидж личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:28, реферат

Краткое описание

Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяет социальный статус человека. Статус предполагает соотнесение: чтобы воспринимать себя как личность, имеющую определенный статус, необходимо чтобы какие-то люди занимали более низкое положение.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому не совсем верно  определять имидж только как «эмоционально  окрашенный образ». Сравните два имиджа: «Об этом человеке сложилось мнение, что он может решить не только такую  задачу, но и более сложную» - чисто  рациональная оценка, в отличие от «Об этом человеке идет молва, что он так хорош собой, что просто невозможно не влюбиться в него с первого раза» - и это тоже имидж. 

 

Всякий ли образ, возникший  в психике человека в результате восприятия, являющийся отражением характеристик  объекта (прототипа образа), о котором есть мнение (эмоциональное или рациональное), может считаться имиджем этого объекта?

Если имидж – это  именно такой образ, к которому у  человека, воспринявшего характеристики прототипа образа, есть определенное эмоциональное или рациональное отношение (т.е. есть мнение об этом объекте), то можно ли полагать имиджем образ самого себя?

Допустим, человек живет  на необитаемом острове (и даже без  Пятницы); у этого человека есть образ  самого себя, есть мнение об этом образе (о самом себе); можно ли будет этот образ, это мнение о своем образе считать имиджем? Ответ очевидно отрицательный и не только потому, что это не согласуется с практикой имиджелогии, а еще и вот почему. Допустим, у человека есть некая черта его характера, об этом знает только он сам и никто другой. В психике других людей сформирован образ этого человека, но без этой черты характера. Следовательно, этот образ не полный, следовательно, и этот имидж не полный. Следовательно, образ самого себя без презентации этого образа в психику другого человека (без восприятия характеристик этого объекта, без возникновения образа в психике другого человека) не может считаться имиджем. Значит, имиджем данного человека можно назвать только тот оценочный образ этого человека, который возник у другого человека, а не у самого себя.

И тогда имидж человека можно было бы определить следующим  образом: 

 

 

 «Имидж человека – это мнение о нем, возникшее на основе оценочного образа прототипа, сформированного  в психике другого человека в результате восприятия им  тех или иных характеристик данного прототипа».

И тогда фраза: «у него имидж мудрого политика»  означает, что в психике  другого человека возникло мнение об этом политике на основе образа, сформированного в психике этого другого человека в результате восприятия им  тех или иных характеристик данного политика. 

 

Всякий ли образ объекта, возникший в психике человека в результате восприятия, образ, являющийся отражением характеристик объекта (прототипа образа), образ, о котором  есть мнение (эмоциональное или рациональное) у другого человека, может считаться имиджем этого объекта? 

 

Предположим, что возник образ (на основании восприятия тех  или иных характеристик) объекта (человека, предмета, явления) в психике другого  человека;  об этом объекте у этого человека сложилось определенное мнение. Например, избиратель пришел на митинг, послушал выступление кандидата, у избирателя сложилось определенное мнение об этом кандидате («он скорее всего слабый, безвольный человек». Но возникло такое мнение об этом кандидате в психике только одного человека на свете, а в психике других людей такого образа этого кандидата нет. Можно ли в этом случае говорить, что данный образ (образ слабого, безвольного человека) – это имидж этого человека? Ответ с очевидностью отрицательный, поскольку когда говорят «у него имидж слабовольного политика», то имеют в виду мнение об этом человеке у определенной (или неопределенной) группы людей, а не у одного Иванова.

И тогда имидж объекта  можно было бы определить следующим  образом: 

 

 

 «Имидж объекта – это мнение об объекте, возникшее в психике  определенной или неопределенной группы людей на основе образа, сформированного в их психике в результате восприятия ими  тех или иных характеристик данного объекта».

И тогда тестовая фраза: «у него имидж мудрого политика» означает, что в психике определенной или неопределенной группы людей возникло мнение об этом человеке как о мудром политике на основе образа, сформированного в их психике в результате восприятия ими таких качеств данного человека, которые его характеризуют как мудрого.

При этом следует иметь  в виду, что у одной группы может  быть мнение об этом человеке, а у  другой никакого мнения о нем может  и не быть, равно как и у одной  группы людей мнение о данном объекте  может быть одно, а у другой группы людей – даже прямо противоположное. Поэтому всегда следует говорить об имидже применимо к какой-либо группе людей (имидж у кого»).

Всякий ли образ объекта, о котором есть мнение (эмоциональное  или рациональное) у определенной или неопределенной группы людей, может считаться имиджем этого объекта?

Ответ и на этот вопрос следует дать отрицательный, и вот  почему.

Мнение об объекте  на основе образа, сформированного  в психике группы людей, может  возникнуть не в результате восприятия таких-то характеристик этого объекта, а на основе восприятия уже ранее сформированного мнения об этом объекте других людей. Например, «мне один знающий человек сказал, что этот политик – достаточно умудренный опытом человек, а я не могу не верить этому человеку».

И тогда имидж объекта  можно было бы определить следующим  образом: 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Имидж  – это всегда такой образ объекта или явления, о котором сложилось мнение, или: имидж – это всегда мнение об объекте, явлении, сложившееся на основе образа.

Имидж всегда возникает у определенной или неопределенной группы людей.

Имидж всегда возникает  на основе образа, сформированного  в психике других людей.

Имидж является следствием  

либо прямого восприятия тех или иных внешних или внутренних характеристик данного объекта или явления,

либо косвенного –  через восприятие образа, мнения об этом образе, возникшего в психике  других людей об этом объекте, явлении.

И тогда:

имидж человека – это мнение об этом человеке у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего в следствии прямого их контакта с этим человеком или вследствие полученной об этом человеке информации от других людей; по сути имидж человека – это как он выглядит в глазах других людей, или – что одно и тоже – каково о нем мнение других людей;

имидж фирмы – это мнение о данной организации у группы людей на основе сформированного у них образа этой фирмы, возникшего в следствии либо прямого контакта с этой фирмой, либо в результате информации, полученной об этой фирме от других людей; по сути имидж фирмы – это то, как она выглядит в глазах людей, или – что одно и тоже – каково о ней мнение людей;

имидж товара  - это мнение о данном товаре у группы людей на основе образа данного товара, возникшего либо при покупке, использовании этого товара лично, либо на основе мнения об этом товаре других людей; по сути имидж товара – это то, как он выглядит в глазах людей, или – что одно и тоже – каково о нем мнение людей. 

 

В завершении  - о еще некоторых интерпретациях понятия «имидж», которые не следует признать полными или адекватными пониманию имиджа, сложившемуся в практике.

В частности, есть определение  имиджа «как образа субъекта, создаваемого в интерсубъектном взаимодействии» (3-27), что противоречит пониманию имиджа организации, предмета и т.п. Такое определение могло быть допустимо только к одному виду имиджа – к имиджу человека, и оно не может быть распространено на понимание любого вида имиджа.

Есть определение имиджа как отражения только внешних  характеристик человека, на основе чего строится «технология личного обаяния», технология восприятия внешности человека (5-6), что, повторим, противоречит, например, пониманию имиджа какого-либо явления, не имеющего визуального образа (внешнего вида).

Есть точка зрения, что имидж – это иллюзия, иллюзорная форма сознания. Если считать иллюзией «искаженное восприятие действительности» (1-388), то далеко не любой возникший в психике образ отвечает этому определению. А поскольку имидж – это возникшее на основе образа мнение, а образ – это не всегда (далеко не всегда) есть иллюзия, следовательно подобное определение имиджа также следует рассматривать как неадекватное. 

 

РЕЗЮМЕ 

 

Имидж объекта (явления) возникает  тогда, когда 

некий человек (входящий в некую социальную группу людей; например, избиратель, находящийся на митинге)

воспринимает внешние и (или) внутренние характеристики какого-либо объекта: другого человека, или предмета, или явления (например, избиратель видит кандидата, слышит его выступление),

в результате этого восприятия в  психике этого человека возникает образ данного объекта (у избирателя возникает образ этого кандидата),

этот объект человеком обычно невольно соотносится с собственной системой ценностей, где «записано», что в мире есть «хорошо» и что есть «плохо» (у избирателя в его психике «записано»: «практическая забота о людях – это хорошо», «сильно жестикулировать руками на трибуне – это не очень хорошо», «разговаривать с людьми, а не читать по бумажке – это хорошо» и т.п.),

в результате чего у человека возникает отношение к этому объекту в виде мнения  (избиратель, уходя с митинга: «да, по-моему это достойный человек» или «нет, это не порядочный человек»…).

Вот такое мнение, сложившееся у  определенной или неопределенной группы людей (например, у присутствовавших на митингах этого кандидата) о каком-либо человеке, предмете, явлении и есть имидж этого человека, предмета, явления (об этом кандидате потом специалисты будут говорить: « у него весьма положительный имидж у большей части населения этого региона» или «над его имиджем еще надо поработать, поскольку большинство населения этого региона о нем не самого лучшего мнения»).

Люди, у которых возникло это  мнение, у которых возник этот имидж  и о котором они потом могут  сообщать другим людям (в нашем примере  – избиратели, побывавшие на митинге), являются теперь носителями этого мнения о данном образе (о данном объекте), являются носителями имиджа.

А тот человек (или предмет, явление), о котором сложилось мнение у  данной группы людей (в нашем примере  – выступавший на митинге кандидат), является прототипом имиджа.

 

 

 


Информация о работе Статусный образ. Имидж личности