Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:43, реферат
Целью данной работы является анализ структуры и уровней социологического знания, изучение классификаций социологических теорий.
Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Структура социологии обусловлена, тем, что она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1.МАКРО- И МИКРОСОЦИОЛОГИЯ ………………………………..4
2. ТРЕХУРОВНЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТРУКТУРЫ СОЦИОЛОГИИ…………………………………………………………….. 6
3.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ, ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИИ………………………………………… 11
4.ОТРАСЛЕВАЯ СОЦИОЛОГИЯ……………………………………….. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………............ 19
В структуре социологии присутствуют два теоретических уровня (общесоциологическая теория и специальные теории) и один эмпирический уровень (конкретно-социологические исследования). Необходимо подчеркнуть, что, хотя эмпирические и теоретические исследования имеют свои качественные особенности, между ними существует диалектическая взаимосвязь. При эмпирических исследованиях регистрация и обобщение социальных фактов идет при помощи понятий, которые вырабатываются посредством теоретического анализа. В то же время полученные в результате эмпирических исследований сведения о социальных фактах являются базой для дальнейших теоретических обобщений. Истинность этих обобщений проверяется социальной практикой и новыми эмпирическими исследованиями, то есть опытным (эмпирическим) путем. Практика является критерием истинности и основой развития любой теории.
По цели исследования выделяются еще два уровня исследований: фундаментальные и прикладные исследования.
Цель фундаментального исследования — развитие и совершенствование самой науки, т.е. получение нового научного знания, а цель прикладного исследования — решение конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное — выяснить, как можно в конкретных ситуациях использовать знание выявленного закона. Получаемые в ходе фундаментального исследования знания об обществе имеют чисто научный, или академический, интерес, а прикладные исследования обычно носят прагматический характер.
Следует подчеркнуть, что фундаментальное исследование может быть как теоретическим, так и эмпирическим. Это зависит от того, какое знание будет получено в конечном итоге — теоретическое или эмпирическое.
Прикладное социологическое
исследование, как правило, бывает эмпирическим.
Прикладное социологическое исследование
— это исследование, ориентированное
на практическое решение социальных
проблем, чаще всего ограничивается
поиском пути решения конкретной
проблемы в конкретной социальной ситуации
и на конкретном социальном объекте,
не претендуя на установление каких-либо
общих закономерностей или
Очень часто в социологической литературе прикладные и эмпирические исследования смешивают, но это неверно, так как и при проведении теоретического исследования содержится прикладной, практический аспект.
Большинство проводимых в нашей стране исследований — это теоретико-прикладные исследования, они направлены как на выявление существующих социальных проблем, их общих закономерностей, типических причин и других их характерных особенностей, так и на поиск типового решения данных социальных проблем.
Существует большое число отраслевых социологий, которые занимаются изучением отдельных сфер жизнедеятельности общества. Такая дифференциация социологии на отдельные отрасли определена многообразием социальных явлений, процессов в обществе, а также наличием двух относительно самостоятельных сфер жизни, материальной и духовной.
В соответствии с этим мы выделяем экономическую, политическую социологию, социологию духовной сферы, социологию управления.
Что касается экономической
социологии, то надо сразу отметить,
что экономическую жизнь
При всей важности экономического сознания его характеристика всегда нуждается в сопоставлении со статистическими показателями развития производства, условий труда, социальной деятельности людей. Только такой подход дает возможность социологии делать научно обоснованные выводы.
Тщательный анализ социальной жизни подтверждает, что социологический аспект в ней присутствует в более сложном и полном виде. Сфера социальной жизни в значительной степени складывается вне воли и сознания людей, т.е. материальные отношения в них представлены в достаточно большом объеме. В то же время сознательное начало присуще ей в той мере, в которой возникают предпосылки для превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности. Последнее означает, что в области социальных отношений гораздо сильнее, чем в экономике, проявляется сознательное начало, которое можно измерить.
В политической жизни роль социологии возрастает. Политика открывает огромный пласт перехода от объективного к субъективному, сознательному развитию. Она не только обобщает классовые интересы, но и концентрирует их. В данном случае речь идет о сосредоточении сил, воли, знаний и действий, т.е. о методах и формах выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп.
Социологический аспект политической
жизни обращен ко всему спектру
чувств, мнений, суждений и отношений
людей к процессам
Объектом социологии в сфере политики является политическое сознание, анализ его реального состояния, функционирование политической культуры как одной из существенных предпосылок достижения прогрессивных целей.
Сфера духовной жизни общества – активная деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных.
Социологические исследования выявили острую необходимость комплексного развития духовной жизни. Сознание и поведение человека выступают объектами главного интереса конкретных исследований, когда многообразие духовного мира порождает возможность различных подходов и способов решения возникающих общественных проблем.[4, 143]
В настоящее время начинают появляться и другие уровни структуры социологии. Так, например, А.А.Радугин и К.А.Радугин вычленяют в структуре социологии следующие три относительно независимых уровня: теоретическую социологию, прикладную социологию, социальную инженерию. Первый уровень — теоретическая социология — это уровень фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области. Второй уровень — прикладная социология — это уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем на основе существующих фундаментальных знаний. Третий уровень — социальная инженерия — уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий [6, 10]. По мнению А.Н.Елсукова, социология в настоящее время представляет собой сложную систему знания, основными элементами которой являются: социальная философия, теоретическая социология, конкретно-социологические дисциплины (специальные теории), прикладная социология, практическая социология. [7, 65-68]
Появление такой науки, как
метасоциология, дает основание некоторым
ученым выделить ее как еще один,
самый высокий уровень
Таким образом, социология подразделяется на следующие структурные элементы:
По сфере общественной жизни:
По масштабам:
По задачам исследования:
По уровням социологического знания:
1. Андреева, Г.М. О соотношении микро- и макросоциологии // Вопросы философии / Г.М.Андреева — М., 1970. — №7. — С.14-23.
2. Андреева, Г.М. Современная буржуазная эмпирическая социология: Критич. очерк. / Г.М. Андреева — М.: Мысль, 1965. — 301с.
3. Краткий словарь по социологии / Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова; Под общ.ред.: Д.М.Гвишиани,Н.И.Лапина. — М.: Политиздат, 1989. — 477с.
4. Основы социологии: Опыт разраб. лекц. курса / Под ред. Г.В.Дыльнова. — Саратов, Изд- во Сарат. ун-та, 1992. - 158с.
5. Румянцев, А.М, Осипов, Г.В. Марксистская социология и конкретные социальные исследования // Вопросы философии / А.М.Румянцев — М.,1968. — №6. — С.3-13.
6. Радугин, А.А., Радугин, К.А. Социология: Курс лекций: Для студентов и преподавателей вузов, техникумов и учащихся старших классов школ, колледжей, гимназий, лицеев / А.А.Радугин — М.: «Владос», 1995. — 189с.
7. Социология: Учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений / А.Н.Елсуков, Е.М.Бабосов, А.Н.Данилов и др.; Под ред. А.Н.Елсукова (отв.ред.) и др. — Минск: «ТетраСистемс», 1998. - 559 с.
8. Социология для студента: Учеб. пособ. / Под общ. ред. Г.Е.Зборовского; Свердл. инж.- пед. ин-т. — Свердловск, 1991. — 162с.
9.Смелзер, Н. Социология: Пер. с англ. / Н. Смелзер Науч.ред. издания на рус. яз. В.А.Ядов. — М.: Феникс, 1994. — 687 с.
10. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В.Осипова; Ред.-сост. А.В.Кабыща. — М.: ИСПИ РАН, 1995. - 939 с.