Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:31, реферат
Сущность слова "студент". Термин «студенчество". Положение и состав студенчества. Особая роль студенчества в системе общественного разделения труда. Многообразие форм коллективистской деятельности студентов. История развития студенчества при Петре I, в российской империи, при советской власти, в наше время.
Введение
Студент
Возникновение понятия
Студенчество
Студенчество глазами социологов.
Студенчество и ВУЗы при Петре I
Обучение и студенчество в Российской империи
Из жизни студентов конце XIX — начале XX столетия
Становление Российского Студенчества (начало ХХ века)
Студенчество в странах капитализма и социализма
Советское Студенчество
Женские курсы. Студентки.
Студенты 90х -???
Наше время
Стипендиаты выбраны были из духовно-учебных заведений, знающие латинский язык, на котором велось преподавание иностранными профессорами; кроме того, велено и из шляхетского корпуса желающих отсылать на университетские лекции, "дабы профессора никогда не были праздны и тем не отговаривались, что у них нет учеников".
В 1753 г. был произведен первый выпуск студентов. Из 20 экзаменовавшихся стипендиатов окончили курс только 9: четверо с учеными степенями магистра (Барсов, Яремский, Поповский и Константинов), двое -- адъюнкта (Софронов и Румовский), двое -- "переводчиками" (Павинский и Федоровский) и один -- "учителем гимназии" (Студинский). Хотя на смену выпущенных поступили новые студенты из Академической гимназии, однако в 1757 г. "от давнего уже времени" ни один профессор в Университет лекций не читал. Вступивший в 1758 г. в заведование Университетом Ломоносов находил, что "при Академии наук не токмо настоящего Университет не бывало, но еще, ни образа, ни подобия университетского не видно".
После, академическое образование в России начало угасать. Упадок университетского преподавания при Академии объясняется в значительной степени и тем, что "для учения высшим наукам желающим дворянам и для генерального обучения разночинцам" создано было в середине века новое специальное учреждение -- Московский Университет. По-видимому, устройство Университета в Москве принципиально решено было во время пребывания здесь двора, 1754 г.; в июле того же года И. И. Шувалов представил в сенат свой знаменитый проект, выработанный им сообща с Ломоносовым.
Доказав пользу науки делами Петра - "в столь короткое время переменой нравов и обычаев и невежеств, долгим временем учрежденных, строением градов и крепостей, учреждением армии и заведением флота", - Шувалов приводил следующие основания для учреждения Университета именно в Москве: "1) великое число в ней живущих дворян и разночинцев (за дальностью имеющих многие препятствия к приезду в Петербург), 2) положение оной среди российского государства, куда из вокруг лежащих мест способнее приехать можно, 3) содержание всякого не стоит многого иждивения, 4) почти всякий имеет у себя родственников или знакомых, где себя квартирою и пищею содержать может, 5) великое число в Москве у помещиков на дорогом содержании учителей, из которых большая часть не только учить науки не могут, но и сами к тому никакого начала не имеют, и только через то младые лета учеников и лучшее время к учению пропадает".
Привлечь дворянство в новый Университет должны были и предоставленные студентам права по службе; окончившие курс дворяне получали офицерский чин. Действительно, родовитое дворянство стало отдавать в Университет своих детей; общее число студентов в 1758 г. доходило до 100.
Обучение и студенчество в Российской империи
Крупным событием начала 19 века стало открытие Императорского Царскосельского лицея. Лицей был основан по распоряжению императора Александра I в 1810 году. Он предназначался для обучения дворянских детей. Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных чиновников высших рангов. В лицей принимались дети 10-12 лет; прием осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 октября 1811 г. Первоначально находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году переподчинен военному ведомству.
Продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 -- четыре класса по полтора года). За это время изучались следующие дисциплины:
* нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
* словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
* исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
* физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го - 9-го классов. Для желающих поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814--1829 г. при лицее действовал Благородный Пансион.
Учебное заведение было размещено в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Флигель был построен в 1790-х годах архитектором Ильей Нееловым (или Джакомо Кваренги) для великих княжон, дочерей императора Павла I. В 1811 году здание было перестроено архитектором В.П.Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения. Состоит из 4х этажей.
Первым директором Лицея стал Василий Федорович Малиновский (1765--1814). 6 сентября 1843 года учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург, в здание Александровского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, д. 21. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским.
С этого времени начинается связная история русских Университетов, делящаяся, соответственно действовавшим в разное время уставам, на четыре периода: 1) период действия устава 1804 г., введенного, кроме Московского, во вновь учрежденных Казанском и Харьковском Университете; одновременно реорганизован Виленский Университет и вновь учрежден Дерптский (Юрьевский). 2) Период устава 1835 г.; вновь основан в это время Университет Св. Владимира (Киевский). 3) Период устава 1863 г., в течение которого открыт Новороссийский Университет 4) Период устава 1884 г., приходящий к концу в настоящее время; учрежден Университет Томский.
Первыми представителями студенческой субкультуры являлись ваганты. Ваганты были студентами, они учились и бродяжничали, они жили. Естественно, что их жизнь очень интересна. Само слово "ваганты" происходит от латинского "vagari" - бродяжничать. Встречается и другой термин - "голиарды", производное от "Goliath" (здесь: дьявол) и от "gula" - глотка: бродячие дьяволы с широкой глоткой, горлопаны, выпивохи, обжоры, неугомонные проповедники мирских радостей .
Однако ваганты, вынужденные принять это название, перетолковали его по-своему и стали объяснять, что оно образовано от имени героя библейских сказаний великана-филистимлянина Голиафа, один вид которого наводил ужас на целое неприятельское войско. Другие вагантские предания утверждают, что Голиаф - это имя прародителя вагантов, стихотворца и обжоры, который "съедал за одну ночь больше, чем святой Мартин за всю жизнь". Мифическому Голиафу часто приписывались антипапские сочинения самых разных авторов. Надобно сказать, мифология вагантов имела успех, и впоследствии название "голиард" потеряло ругательный смысл и стало простым синонимом "ваганта".
Все произведения вагантов очень музыкальны, они не только обладают своеобразной ритмикой, лиричностью, но и, как считают исследователи, исполнялись под музыку, хотя мелодии до наших дней не дошли, и остается лишь догадываться, какими они были. Известно, что многие из этих произведений писались по образу церковных гимнов, но в то же время они несут в себе черты застольных или народных песен. В песнях вагантов присутствуют восклицания, обращения, очень часто они выглядят как обращение, просьба, жалоба, а иногда это даже диалог. То есть все эти произведения пример живой, устной речи, но заключенной в форму и ритм песни или гимна. Ваганты, таким образом, насмехались над средневековыми церковными канонами, над фанатичным следованием им, вместо неживой застывшей формы молитвы, когда человек или священник уже сам не понимал, что и зачем он произносит, и почему именно так.
У вагантов существует очень много песен, являющихся гимнами пьянству, вину и Бахусу. Они совершенно не считали это грехом. Потому что эти бурные возлияния, как они считали, помогали им в почитании бога. Это звучит странно, но этому есть объяснение: у греков празднования во славу Вакха (Бахуса) превращались в пьяные оргии, которыми они, по сути, были с самого начала. Так как Вакх - бог вина, и как иначе его можно почтить, кроме как выпив божественного напитка? Ваганты переняли эти традиции, но также нашли и обоснование своему поведению и в христианстве. Разве могли они, образованные священнослужители, забыть один из самых важных моментов христианства - тезис о том, что вино - это кровь Христова? Все это они удачно соединили и создали свою "идеологию".
Они считали, что веселый и свободный человек угоден Богу, и что когда они пьют, то тем самым приобретают вдохновение, которое необходимо для творчества (ведь это кровь Христова, а следовательно, с ней приходит и божественная сила).
За столом могли вестись серьезные ученые, философские беседы. Ваганты посчитали себя их наследниками и с гордостью продолжили традицию, перекроив ее на свой лад. С полной уверенностью можно сказать, что именно эти отважные молодые люди и являются первыми представителями студенческой субкультуры.
Из жизни студентов конца XIX — начала XX столетия
Знакомясь с газетами начала ХХ века, я встретил любопытное объявление: «Вступить въ бракъ, чтобы имѣть возможность въ этомъ году поступить въ университетъ бѣдному, интересному, высокому блондину. Разсудительная, богатая, добрая, средней полноты и в.-ср. роста дѣвица или молодая дама. Окончилъ я среднюю школу и не имѣю средствъ продолжать образованiя. Предложенiя серьезныя. Вышлю фотограф. карточку; если не понравится, прошу возвратить по адресу: Одесская Главная почта, до востребованiя, Колесникову. Предложенiем прошу не медлить, т.к. нужно подавать прошенiе въ универ. въ перв. числахъ iюня» («Брачная газета», 1907). Попытка найти спонсора (что актуально и в наше время) принимала иногда весьма странные формы.
В конце XIX — начале XX столетия российская система высшего образования могла предложить выпускникам школ и гимназий большой выбор различных специальностей. «В последние годы, — писали в одном из пособий для поступающих в вузы — «Студенческом справочнике», — с усилением в русском обществе стремления к расширению образования и в связи с представлением большого простора частной инициативе в деле насаждения народного просвещения в России возник целый ряд новых школ высшего типа, как общеобразовательных, так и специальных… В последнее время у нас народился также новый тип высшего образования – коммерческого, быстро достигшего значительного развития». В дореволюционные годы, как и сейчас, студенты были вынуждены не только оплачивать своё образование, но и включать в статью расходов затраты на жильё и пропитание. Особенно это касалось молодых людей и девушек, прибывших из провинции.
«Найти свою дорогу, узнать своё место — в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой», — писал В. Г. Белинский. Справедливость этих слов несомненна и для абитуриента, главные усилия которого в конечном итоге сводились к двум задачам — выбору специальности и успешному исходу вступительных экзаменов.
В конце XIX — начале XX столетия в книжных магазинах появляются различные путеводители в мире образовательных учреждений. В 1897 году выходит книга известного историка Н. И. Кареева «Выбор факультета и прохождение университетского курса», затем в 1907-м «Университет и наука» социолога Л. И. Петражицкого. Многие из подобных пособий рассматривали вопросы просвещения с точки зрения идеалов высшего образования, но были лишены «каких-либо практических советов и указаний учащимся, стучащим в двери высшей школы». Для восполнения этих пробелов в 1909 году в Киеве выходит двухтомный «Студенческий справочник», в котором можно найти сведения для поступающих не только в отечественные, но и в зарубежные учебные учреждения.
Пожалуй, одним из самых полных руководств был «Студенческий справочник», составленный инженером Д. Марголиным. В большинстве пунктов этот справочник соответствует современным пособиям для поступающих в вузы: здесь краткие очерки всех высших учебных заведений России, полезные сведения о преподавании, «программы конкурсного испытания с указанием различных экзаменационных требований», список литературы, рекомендуемой для подготовки к вступительным испытаниям по соответствующим предметам и многое другое. И всё это не сухая информация с привлечением статистических данных по рейтингу вузов, ежегодному конкурсу при зачислении в студенты, а, скорее, художественное произведение об учебных заведениях.
В 1917 году издаётся книга «На распутье» под редакцией Н. А. и М. А. Рыбниковых с описанием двадцати двух различных профессий, для получения которых требовалось высшее образование. «Призвание, — писал Н. А. Рыбников, — это зов, исходящий изнутри нас самих, самых интимных сторон нашей личности». В его поисках в определённый момент своей жизни находится, пожалуй, каждый человек. Куда идти? «Обыкновенно на абитуриента, решающего, куда ему попасть, действуют многие и разнообразные влияния. Трудности конкурсных экзаменов делают в глазах многих институты привилегированными учебными заведениями…», — продолжает автор. Большую роль при выборе профессии играли не только рейтинг и статус учебного заведения, но и устрашающие рассказы об исключении за неуспеваемость, о трудностях прохождения не только конкурса, но и самих вступительных испытаний. «Вступление в университет, — вспоминал Н. И. Пирогов об экзамене в Московском университете, — было таким для меня громадным событием, что я, как солдат, идущий в бой, на жизнь или смерть, осилил и перемог волнение и шёл хладнокровно. Знаю только наверное, что я знал гораздо более, чем от меня требовали на экзамене».
Словно в подтверждение этому, авторы «Студенческого справочника» пишут: «Получить высшую отметку (5) не так трудно, как многие думают. Всякий толково и связно ответивший на данный ему вопрос и решивший задачи может на нее вполне рассчитывать. Не надо думать, что требуется особый блеск ответа, изящные способы доказательства, решение задач несколькими способами и так далее».