Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:31, реферат
Сущность слова "студент". Термин «студенчество". Положение и состав студенчества. Особая роль студенчества в системе общественного разделения труда. Многообразие форм коллективистской деятельности студентов. История развития студенчества при Петре I, в российской империи, при советской власти, в наше время.
Введение
Студент
Возникновение понятия
Студенчество
Студенчество глазами социологов.
Студенчество и ВУЗы при Петре I
Обучение и студенчество в Российской империи
Из жизни студентов конце XIX — начале XX столетия
Становление Российского Студенчества (начало ХХ века)
Студенчество в странах капитализма и социализма
Советское Студенчество
Женские курсы. Студентки.
Студенты 90х -???
Наше время
По воспоминаниям бывших абитуриентов, экзамены проходили иногда весьма непредсказуемо, заставая врасплох своей курьёзностью и неординарностью. Например, известный юрист А. Ф. Кони, в своё время студент Санкт-Петербургского университета, писал: «Я был очень моложав, имея на вид не более 14 лет, был сухощав и маленького роста, так что обращал на себя общее внимание собравшихся на экзамен своим почти детским видом. Знаменитый профессор и академик Сомов, вслушавшись в мои ответы на экзамене, предложил мне несколько вопросов вне программы, на которые мне удалось ответить довольно удовлетворительно. Сомов почему-то пришёл в великий восторг и, сказав мне: «Нет, вас надо показать ректору», — подошёл ко мне сзади, крепко охватил меня руками за локти и, подняв на воздух, воскликнул: «Я вас снесу!» Это мне — будущему студенту — показалось чрезвычайно неуместным, и, увидев моё обиженное лицо, он оставил меня в покое». Согласно способностям к математике А. Ф. Кони был зачислен на математический факультет по чисто математическому разряду. В 1861 году Петербургский университет закрыли из-за студенческих волнений, и Анатолий Фёдорович перевёлся на второй курс юридического факультета Московского университета.
Общая атмосфера безудержной, бурлящей, но такой сравнительно короткой жизни абитуриента передана в рассказах русского писателя Н. В. Успенского, в своё время студента Петербургской медико-хирургической академии. В одном из них автор восхищался: «Всё это двигалось, шумело и дышало такою провинциальною свежестью, что постоянный петербургский житель, глядя на светлые лица молодых людей, не мог не вспомнить и не вздохнуть о своей исчезнувшей юности, когда грудь захватывали поэтические стремления...» Молодые люди, приезжавшие сдавать экзамены, в шляпах, разноцветных фуражках и галстуках, во фраках, со стёклышками, тросточками находились, словно в броуновском движении, заставляя пульсировать в такт себе всё, что их окружало. Пожалуй, с тех пор мало что изменилось.
На ступенях к высшей школе уживались большое волнение и страх с радостью и ликованием. Как перед экзаменом, так и после него у абитуриентов считалось за правило ходить в церковь, а потом отдыхать, забывая страшные эмоции вступительного испытания. Н. И. Пирогов писал, что до экзамена он с отцом отправился «к Троице помолиться», после — у Иверской «отслужил молебен с коленопреклонением», а затем уже «заехали в кондитерскую Педотти, где и последовало угощение шоколадом и сладкими пирожками».
Для успешного поступления в выбранный вуз нужно было иметь не только умную голову на плечах, но и быстрые, крепкие ноги и большое терпение. Среди абитуриентов были и такие, кто приходил к храму науки пешком с котомкой за спиной без знаний, необходимых для жизни в большом городе, однако с надеждой и упорством. Две главные книги-спутницы такой молодёжи — «Путеводитель по городу» и «Студенческий справочник». В первой можно было найти сведения о городских рынках, гостиницах, больницах, во второй — данные о порядке сдачи экзаменов в каждом учебном заведении, о воинской повинности и необходимых справках для её отсрочки, о льготах на проезд в общественном транспорте. Отдельной главой — образцы прошений буквально на все случаи жизни: для допуска к сдаче экзаменов абитуриентом, для получения уже в качестве студента заграничного паспорта, стипендии, отсрочки от экзаменов, на вступление в брак и даже на получение почтовой корреспонденции. Абитуриент был снабжён практически всей информацией, которая могла ему понадобиться: здесь имелись краткие справки о городских библиотеках, музеях, картинных галереях, приводились сведения о студенческом санатории в Пятигорске, лечебном фонде для студентов в Друскениках (теперь Друскининкай,Литва). Это пособие «путешествовало» из рук в руки и становилось затертым до дыр от слишком частого пользования. Однако с ним абитуриент был во всеоружии, предупрежденный о порядке своих действий «при взятии штурмом» выбранной крепости науки.
Подчёркивая важность сделанного выбора, авторы «Студенческого справочника» пишут: «Что касается «карьерных» соображений, то их совсем не следовало бы принимать во внимание при выборе высшего учебного заведения. Идти наперекор своим влечениям в специальное учебное заведение, лишь из желания несколько лучшей карьеры, было бы большой ошибкой, тем более, что и университет даёт обеспеченный кусок хлеба, а следование своему влечению — лучший залог успешной карьеры, чем диплом самого привилегированного института». Пожалуй, эти слова важны для абитуриентов любых поколений.
Становление Российского студенчества в начале ХХ в.
Как и во все времена, российское студенчество проходило суровую школу жизни.
В изданной в 1903 г. Книге П. Иванова «Студенты в Москве. Быт. Нрав. Типы. (очерки)» приводится ряд сведений о то, как жили студенты в начале ХХ в.
Средний студенческий бюджет (месячный) составлял 25 руб. Эти деньги распределяли следующим образом.
Квартирная плата – не менее 11 руб. Минимальная месячная плата за обед ( полусытный и нездоровый) в кухмистерских столовых 7 руб. 50 коп. Такая же цена и в платной столовой « Общества для пособия нуждающимся студентам». Чай четверка – 50 коп. Сахару – по 4 куска утром и вечером ( студенты обыкновенно пьют по 2 стакана и кладут по 2 куска) – в месяц выйдет 80 коп. Хлеба обыкновенно съедается утром на 5 коп. и вечером на 5 коп. – в месяц 3 руб. Освещение при небольшой лампе – 50коп. Прачка – 1 руб. Мелкие расходы ( баня, мыло, почтовые марки, бумага, зубной порошок и проч.) – 50 коп. в итоге 24 руб. 80 коп. На табак, на театр, на все остальное остается 20 коп.
Но разве возможно человеку жить, как заведенная машина? Экстренные расходы всегда бывают. Нечаянно вечером съел на гривенник колбасы, потому что есть страшно хотелось, разорвались сапоги, заболел – вот и нарушено бюджетное равновесие. Приходится все время быть на строже, следить за каждым грошом, напрягать свою силу воли, чтобы отказывать себе в малейших желании. Не удивительно, что в конце концов нервы расстраиваются до невозможности. К концу зимы студент чувствует себя совершенно разбитым с радостью уезжает домой на каникулы, чтобы поправить расстроенное здоровье. Хорошо, если у кого есть дом…!
Расходами на материальные потребности студент не может ограничиться. Ему нужны книги – пособия к лекциям. А университетские учебники ( нужно отдать справедливость их издателям )чрезвычайно дороги. На них студент ежегодно тратит 10 – 15 руб. (смотря по факультету и курсу) Этот расход тяжелым бременем ложиться на его бюджет. Приходится ещё больше сокращать насущные потребности.
Как же все таки живут те, которые имеют менее 18 руб. в месяц ? они тратят в день 15 коп. на обед, питаясь чаем, сыром и черным хлебом. В месяц обед обойдется в 4 руб. 50 коп. Их бюджет равен 15 руб. но, разумеется, этот бюджет скорее фикция, чем действительность. Это – « переходный» бюджет до... счастливого случая или освободившихся вакансий в комитетской столовой В прочем. Некоторые предпочитает сухоягиние и из самолюбия не обращаются в столовую с просьбой выдачи им бесплатного обеда.
Круто приходится всем этим беднякам и с одеждой, в особенности потому, что она непременно должна быть форменной. В университет не пустят не в форме. И вот многие покупают пальто и тужурку где-нибудь по случаю: у товарищей, у старьевщиков на Сухоревке или у Ильяновских ворот. У Ильяновских ворот есть даже две лавки специально студенческих старых костюмов. Тут не приходится рассуждать, приятно или не приятно носить платья с чужого плеча, быть может, с больного или умершего от заразных болезней.
Казалось бы, студентам не следует браться за труд ,который мешает его университетской жизни, несовместим с ней., несовместим с ней. Но ведь не корысть причина этому, а нужда. Студент занимает какие - нибудь сверхштатные места в различных учреждения – места, оплачиваемые сплошь и рядом хуже, чем многие уроки. И эти места не могут достаться всем желающим. Вот почему сфера приложения студенческого труда чрезвычайно разнообразна. И хотя мы ещё до Америки не дошли – обыкновенный физический труд не принят среди студентов, но уже «интеллигентность» их труда нужно понимать в очень широком смысле. Подсчет избирательных шаров в каком нибудь кредитном обществе – чем особенно это, «интеллигентное» занятие отличается от занятие простого рабочего? Тоже нужно сказать и о лидерах, т.е. ездящих на рекламных велосипедах от какой нибудь велосипедной фабрики, или о позировании одного студента в качестве одного натурщика у художника ( получал он за двух часовой сеанс 1 руб.). Вообще характер заработка студентов редко соответствует их призванию. Многие, например, служат певчими в различных церквях, другие играют в оркестре. Играю даже в оркестре увеселительного заведения г. Омона. В летнее время некоторые железные дороги приглашают студентов на службу в качестве дачных контролеров в жалованием рублей по 40 в месяц. Летом, кроме того , многие студенты служат разъездными земскими статистиками, получая небольшое вознаграждение 30 руб. в месяц. Столько же получают зимой немногие счастливцы ( кандидатов бывает масса), занимаясь статистикой в земской управе. Дума – ещё больше привилегированное учреждение в этом смысле : там зарабатывают до 30 руб. в месяц. Но попадают туда уже по « чрезвычайной» протекции. Самым соблазнительным и, правде сказать, наименее соответствующим достоинством занятие является служба контролером тотализатором на бегах и скачках. По размеру жалования это действительно очень выгодное место ( за день на бегах 8 руб. , на скачка – 4руб. ),говорят что за лето можно выработать здесь 500 руб. и более. В тотализаторском труде очень утомляют напряженность и продолжительность его ( 8-9 часов в день), да и нравственное состояние не особо завидно: приходится дрожать за каждое упущение. Благодарная огромной конкуренции на эти места тотализатор со служащими студентами не церемонится.
Трудно перечислить все виды студенческого заработка: при редакциях газет. Секретарями при различных конторах, у присяжных поверенных, статистами в театрах – на всех этих поприщах приходится фигурировать студентам.
Вроде бы грустная картина. Но следует учитывать. Что конечная цель учебы во многом оправдывала, студенческие мытарства. Впереди для тех, кто целеустремлен и трудолюбив, - карьера и соответственно обеспеченное будущее. Дипломированные специалист - врач, инженер, юрист, финансист и д.р. – был востребован обществом, и его услуги оценивались весьма высоко.
Студенчество в странах капитализма и социализма
Студенчество как особая группа возникло в Европе в 12 в. одновременно с первыми университетами. Средневековое Студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль Студенчество в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда др. социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 — начале 20 вв. Студенчество отличалось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни. В. И. Ленин в 1903 писал, что Студенчество «является самой отзывчивой частью интеллигенции, а интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе. Студенчество не было бы тем, что оно есть, если бы его политическая группировка не соответствовала политической группировке во всем обществе, — «соответствовала» не в смысле полной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе и численности, а в смысле необходимой и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в обществе» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 343).
Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе Студенчество Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодёжных возрастных группах. С 1950 по 1966 численность студентов высшей школы увеличилась в мире в 3,2 раза. В 1913 число студентов на 10 тыс. населения составляло в Европе от 7 до 11, в 1934 — от 11 до 30 чел. Эта пропорция составляла в США в 1971/72 учебном году 273, в СССР (1973/74) — 186, во Франции (1970/71) — 132, в Италии (1972/73) — 118, в Великобритании (1971/72) — 94, в ФРГ (1971/72) — 66. Быстро растет число студентов в развивающихся странах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация Студенчество, студенческие городки становятся всё более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает Студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определённые сдвиги происходят и в половозрастной структуре Студенчество, в частности увеличивается количество женщин.
Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, Студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определённую социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у Студенчество известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причём это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют др. социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организации.
Однако, несмотря на эти общие черты, Студенчество социально неоднородно и нет никаких оснований считать его общественным классом, как это предлагают некоторые западные социологи (например, И. Л. Горовиц и У. Фридленд, США). Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение Студенчество и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.
В капиталистических странах, несмотря на значительный рост численности Студенчество, высшее образование остаётся классовым. Растущая стоимость высшего образования, инфляция, недостаточность числа и размеров стипендий, неподготовленность высших учебных заведений к наплыву студентов и т. д. особенно тяжело сказываются на представителях беднейших слоев общества. Численность детей рабочих и особенно крестьян в вузах значительно меньше, чем выходцев из средних слоев; они также чаще отсеиваются. Во многих странах, в том числе развивающихся, содержание образования не соответствует запросам жизни, архаичная система высшего образования (в частности, односторонний крен в сторону гуманитарных дисциплин) не обеспечивает подготовки специалистов того профиля, который требуется народному хозяйству. В др. странах (например, в США) перенасыщение рынка рабочей силы вызывает высокую безработицу среди квалифицированных кадров. Это сказывается на положении и настроениях Студенчество, побуждает его к протесту (см. Студенческое движение).
В социалистических странах Студенчество представляет передовой отряд молодёжи. Если численность населения СССР в 1922—72 выросла на 55%, то число студентов вузов увеличилось в 21 раз. В 1940/41 учебном году в СССР было 812 тыс. студентов, в 1973/74 — 4621 тыс.; выпуск специалистов возрос соответственно со 126,1 тыс. в 1940 до 692,3 тыс. в 1973. Важным завоеванием является увеличение числа женщин в составе Студенчество (с 28% в 1927/28 до 50% в 1973/74). Систематически увеличивается стипендиальный фонд и принимаются другие меры для повышения материальной обеспеченности Студенчество Подготовительные курсы, рабфаки и сами правила приёма направлены на то, чтобы облегчить поступление в вузы представителей рабоче-крестьянской молодёжи и обеспечить равенство социальных возможностей всех классов и социальных групп. Высокая социальная активность Студенчество выражается в том, что, помимо овладения научными знаниями, Студенчествоактивно участвует в трудовой и общественно-политической жизни страны (летний трудовой семестр, комсомольская работа и т. д.). Коммунистическая партия и Советское государство уделяют большое внимание совершенствованию системы образования и идейно-политическому воспитанию Студенчество, его вовлечению в самостоятельную научную работу, расширению культурного кругозора.