Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:31, реферат
Сущность слова "студент". Термин «студенчество". Положение и состав студенчества. Особая роль студенчества в системе общественного разделения труда. Многообразие форм коллективистской деятельности студентов. История развития студенчества при Петре I, в российской империи, при советской власти, в наше время.
Введение
Студент
Возникновение понятия
Студенчество
Студенчество глазами социологов.
Студенчество и ВУЗы при Петре I
Обучение и студенчество в Российской империи
Из жизни студентов конце XIX — начале XX столетия
Становление Российского Студенчества (начало ХХ века)
Студенчество в странах капитализма и социализма
Советское Студенчество
Женские курсы. Студентки.
Студенты 90х -???
Наше время
Лит.: Рубин Б. Г., Колесников Ю. Студенчество, Студент глазами социолога, Ростов н/Д., 1968; Кон И. О., Студенчество на Западе как социальная группа, «Вопросы философии», 1971, № 9; Молодёжь и образование, М., 1972; Турченко В. Н., Научно-техническая революция и революция в образовании, М., 1973; Иконникова Студенчество Н., Молодёжь. Социологический и социально-психологический анализ, Л., 1974; Лясовский В. Т., Дмитриев А. В., Личность студента, Л., 1974; Parsons Т., Platt G. М., The American university, 2 ed., Camb. (Mass.), 1974. см. также лит. при ст. Молодёжь и Студенчество Кон.
Советское Студенчество
Советское Студенчество под руководством партийных и комсомольских организации участвует в хозяйственной, социально-политической, научной, культурной и спортивной жизни страны, а также в международном студенческом движении. Деятельность Студенчество в СССР неразрывно связана с интересами советского народа. В 20-е гг., следуя указанию В. И. Ленина о необходимости «... довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 года дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие разрушения этого господства...» (Полн. собр. соч., т. 38, 5 изд., с. 116), Студенчество способствовало «пролетаризации» высшей школы. Студенты-коммунисты участвовали в создании рабочих факультетов. К 30-м гг. изменился социальный состав студентов, среди них выросло число комсомольцев (см. Высшее образование).
В годы довоенных пятилеток (1929—40) советское Студенчество помогало осуществлению социалистических преобразований: индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, культурной революции (введение всеобщего семилетнего образования, ликвидация неграмотности и др.). Тысячи студентов оказывали помощь предприятиям и стройкам, колхозам и совхозам. Комсомольские организации вузов основное внимание обращали на совершенствование учебного процесса и политического воспитания, соединение теоретического обучения с производственной практикой, развитие научно-исследовательской работы. В 30-е гг. советские студенты создавали хозрасчётные студенческие «бригады реального проектирования», научные кружки при кафедрах; в 40-е гг. научные кружки, бригады и др. были объединены в научные студенческие общества и студенческие конструкторские бюро (см. Студенческие научные общества в СССР).
В годы Великой Отечественной войны 1941—45 240 тысяч студентов стали воинами Советской Армии. Более 1000 воспитанников МГУ в июне 1941 ушли на фронт добровольцами. В 460 вузах страны студенты учились под девизом: «Всё для фронта, всё для победы!». 150 тысяч из них совмещали учёбу с работой на производстве. В 1941 в Москве была создана студенческая секция Антифашистского комитета советской молодёжи (с 1956 Студенческий совет СССР). После окончания войны 30 тысяч фронтовиков поступили в вузы. Они оказывали существенное влияние на студенческую молодёжь своей принципиальностью, политической активностью и трудолюбием.
В конце 50-х гг. зародились студенческие строительные отряды, участники которых во время летних каникул работают на промышленных и с.-х. объектах страны, прокладывают линии электропередач, железные и шоссейные дороги, строят жилые дома, школы, больницы и клубы. Студенты работают летом в торговле, в сфере обслуживания, на транспорте. В 1974 в таких отрядах было более 600 тысяч студентов. Совместный труд с рабочими и колхозниками стал школой общественно-политической и трудовой закалки будущих специалистов.
В 60—70-е гг. советские студенты участвовали в создании школ молодого лектора, факультетов общественных профессий, организации всесоюзных студенческих агитпоходов и всесоюзных конкурсов студенческих работ по общественным наукам, истории ВЛКСМ и международному молодёжному движению. 19—20 октября 1971 в Москве состоялся Всесоюзный слёт студентов. В 1972—74 в 5-м всесоюзном конкурсе, посвященном 50-летию со дня присвоения комсомолу имени В. И. Ленина, участвовало более 1.5 млн. студентов (в первом конкурсе 1966/67 учебном году — 86 тысяч). С 1973 проходит всесоюзная олимпиада «Студент и научно-технический прогресс». Развивается научно-исследовательская деятельность студентов. В 1971—74 они получили свыше 5300 авторских свидетельств и патентов, участвовали в выполнении более 70 тыс. работ, внедрённых в производство.
Студенты участвуют в создании общественных подготовительных курсов для поступающих в вузы. Они являются членами групп народного контроля и др. Представители студенческих организаций входят в Совет по высшей школе при министерстве Высшего образования СССР, в советы ректоров учебных заведений, в состав научных, технических, культурных, спортивных и др. общественных организаций, которые занимаются вопросами учёбы, быта, труда и отдыха молодёжи вузов. В СССР выходит общественно-политический и литературно-художественный журнал«Студенческий меридиан». Советские студенты имеют своё спортивное общество «Буревестник».
В жизни советских студентов большую роль играют комсомольские организации. В 1974 они охватывали более 95% студентов вузов (в 1928 — 19,2%, в 1935 — 32,5%).
Советские студенты на протяжении всей истории Советского государства участвовали в международном движении прогрессивного Студенчество Они входили в Коммунистический интернационал молодёжи в 1919—43, боролись за создание антифашистского фронта молодёжи в годы 2-й мировой войны 1939—45. Студенческий совет СССР сотрудничает со студенческими организациями более 100 стран. Представители советского Студенчество участвуют в работе Международного союза студентов, в мероприятиях, проводимых совместно со Всемирной федерацией демократической молодёжи (ежегодно отмечается Международный день студентов, организуются Всемирные фестивали молодёжи и студентов и др.). Советские студенты — участники всемирных летних и зимних универсиад, студенческих лагерей и др.
За отличную учёбу, активную общественную деятельность, самоотверженный труд в 1970—74 более 4 тыс. студентов награждено орденами и медалями СССР. Свыше тысячи студентов — депутаты Верховных Советов союзных республик и местных Советов депутатов трудящихся.
Лит: Комсомол и высшая школа. Сб. документов и материалов, М., 1968: Комсомол в вузе, М., 1973; Всесоюзный слет студентов, Москва, 1971. Документы и материалы, М., 1972; Студенты-наследники революции. Встреча студентов социалистических стран, М., 1975. В. И. Барсуков, В. М. Орёл.
Женские курсы. Студентки.
Высшие женские курсы — высшие учебные заведения для женщин в дореволюционной России. Они возникли под влиянием демократического движения 60-х годов XIX века.
В 1863 году в ответ на запрос Министерства народного просвещения большинство университетов, за исключением Московского и Дерптского, высказались за предоставление женщинам права на высшее образование. Несмотря на это, по университетскому уставу 1863 года доступ в университеты женщинам разрешен не был. Организации высших женских курсов в России предшествовала борьба за создание женских университетов, которая длилась более десяти лет и участие в которой приняли широкие круги русской общественности.
Первые женские курсы с разрешения правительства были открыты в 1869 году (Аларчинские курсы в Петербурге и Лубянские — в Москве). Одним из этапов борьбы за женский университет была организация в Петербурге в 1870 году систематических «Публичных лекций» для мужчин и женщин. Эти лекции получили название «Владимирских курсов» по имени Владимирского училища, где они помещались. За деятельностью женских курсов был установлен надзор.
В 1872 году были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и Высшие женские курсы профессора Московского университета В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 году в Казани и в 1878 году в Киеве Высшие курсы для женщин имели по два факультета: физико-математический и историко-филологический.
В 1878 году в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с ученым и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские высшие женские курсы (названы по имени профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, который был официальным учредителем курсов и возглавлял их в 1878—82 годах).
В период контрреформ Александра III, в 1881 году, царское правительство предрешило закрытие всех женских курсов. В 1886 году по распоряжению Министерства народного просвещения прием на Высшие женские курсы был прекращен, и несколько позже они были закрыты.
Возрождение высших женских курсов оказалось связано с расширением демократического движением конца XIX — начала XX века. В Петербурге и в Москве были восстановлены некоторые женские курсы, стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В Петербурге в 1904 году открылись Стебутовские высшие женские сельскохозяйственные курсы, в 1906 году — Женский политехникум, Историко-литературные и юридические женские курсы Раева, Юридические курсы Песковской, Естественно-научные курсы Лохвицкой. В Москве были организованы Историко-филологические и юридические курсы Полторацкой, Высшие женские педагогические курсы, Высшие женские медицинские курсы, Высшие женские сельскохозяйственные курсы. В течение 1905—16 годов высшие женские курсы были также созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тифлисе, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение.
Значительную роль в развитии женского образования в России сыграли курсы Герье и особенно — Бестужевские курсы. Общеобразовательные курсы Герье вначале были двухгодичными, с 1879 года был введен трехлетний, а затем и четырехлетний срок обучения. Преподавали на курсах профессора Московского университета, в том числе выдающиеся русские ученые В. О. Ключевский, Ф. А. Бредихин, Ф. И. Буслаев, Д. Н. Анучин. Как и другие женские курсы, курсы Герье в конце 80-х годов были закрыты. В 1900 году они открылись, имея в своем составе три факультета: историко-филологический, физико-математический и собственно математический; в 1906 году был создан медицинский факультет.
Бестужевские курсы были первым женским университетом в России. В состав курсов входили три факультета: словесно-исторический, физико-математический и специально математический, в 1906 году открылся четвертый факультет — юридический. Срок обучения на курсах до 1881 года был 3-годичный, затем — 4-годичный. Лекции читали профессора Петербургского университета, в частности Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Д. Н. Овсянико-Куликовский, О. Ф. Миллер.
Попытка добиться для девушек, окончивших курсы, права преподавания во всех классах женских гимназий была отклонена правительством. Хотя высшие курсы давали знания в объеме историко-филологического факультета университета, выпускницам не присваивалось никакого звания.
Сравнительно в меньшей степени, нежели другие учебные заведения, связанные опекой Министерства народного просвещения, курсы имели возможность применять передовые методы преподавания, основанные на самостоятельной работе слушательниц. В 1886—89 годах прием на курсы Бестужевские был прекращен, но они были единственными женскими курсами, которые продолжали работать в эти годы благодаря широкой общественной поддержке. В 1889 году правительство было вынуждено разрешить новый прием слушательниц на курсы, но лишило их автономии, которой они пользовались в первые годы: была повышена плата за обучение, слушательницам было разрешено проживание только у родных или в общежитии и так далее. После 1905 года на курсах была введена предметная система обучения. Число слушательниц на Бестужевских курсах в год их организации составляло свыше 880 человек (в том числе 348 вольнослушательниц), в 1914 году – уже около семи тысяч. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и в младших классах мужских средних школ.
На высших женских курсах учились многие деятельницы революционного движения. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках. Из среды слушательниц женских курсов вышло немало замечательных деятелей науки и искусства, в том числе действительный член АН СССР П. Н. Полубояринова-Кочина, член-корреспондент АН СССР В. Пигулевская, писательница А. Караваева.
После Октябрьского переворота все женские курсы были закрыты.
По статье: Высшие женские курсы // Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 1 / Глав. Ред. И.А. Каиров. – М.: Советская энциклопедия, 1964.
Заключение.