Сущность и механизмы социального контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:41, контрольная работа

Краткое описание

Для того чтобы в мире все шло своим чередом, люди должны следовать правилам. Социальный порядок требует соблюдения общих норм, по крайней мере, от большинства людей. Без существования социального порядка взаимодействие людей превратилось бы в настоящую проблему, а их ожидания утратили бы смысл. Общество стремится гарантировать соответствие действий своих членов базовым социальным нормам с помощью социального контроля - методов и стратегий, определяющих поведение людей в рамках общества. Функционалисты и конфликтологи по-разному оценивают роль социального контроля.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и сущность социального контроля.
Глава 2. Основные элементы социального контроля.
Глава 3. Виды социального контроля

Заключение
Используемая литература:

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и механизмы социального контроля.docx

— 35.55 Кб (Скачать файл)

 

2. Основные элементы  социального контроля 

 

Социальный  контроль  помогает  сохранить  живую   ткань   социальных отношений и представляет собой  особый  механизм  поддержания  общественного порядка и включает два главных элемента — нормы и санкции.

 Социальные нормы — это предписания о том ,  как  правильно  надо  себя вести в обществе .

 Социальные санкции — средства поощрения или наказания ,  стимулирующие

людей соблюдать социальные нормы.

Социальные нормы  различаются  масштабом.  Одни  нормы  возникают  и существуют только в малых группах — компании друзей, рабочие  коллективы, семьи, спортивные команды.  Другие нормы возникают и существуют в  больших группах или в обществе в целом и называются “ общими правилами “ ,  а  не  “ групповыми привычками “ . К “общим  правилам “ относятся обычаи  ,  традиции , нравы , законы , этикет , манеры поведения , которые присущи  определенной социальной группе .

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости  от  того, насколько строго  соблюдается  их  исполнение.  За  нарушение  одних  норм следует очень слабое наказание — неодобрение, ухмылка ,  недоброжелательный взгляд . За нарушение других норм следуют  очень сильные санкции —  изгнание из страны , смертная казнь , тюремное заключение.  Строже  всего  карается нарушение табу и юридических  законов  (  например  ,  убийство  человека  , разглашение  государственной  тайны  ),  мягче  всего  —  отдельные   виды групповых привычек, в частности семейные  (  например,  отказ  выключать свет или закрывать входную дверь ) . Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие  санкции.

Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив. Каким  образом подобное происходит.   Во-первых,  нормы  —  это  еще  и  ожидание:  от соблюдающего данную  норму  человека  окружающие  ждут  вполне  однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы,  а  те, кто идет на встречу, передвигаются по левой,  возникает  упорядоченное, организованное   взаимодействие.   При   нарушении   правила    возникают столкновения и беспорядок. Значит,  нормы  формируют  систему  социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов  действия,  самодействие , ожидание , оценку и средства .

Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости  от того, в  каком  виде  они  себя  проявляют  —  как  стандарты  поведения  (обязанности, правила ) или как ожидание поведения  (  реакции,  поведение других людей ). Защита чести и достоинства членов семьи представляет  собой обязанность каждого  мужчины.  Здесь  речь  идет  о  норме  как  стандарте должного  поведения.  Этому  стандарту  соответствует  вполне   конкретные ожидания членов семьи , надежда на то , что их  честь  и  достоинство  будут защищены.

 Почему люди стремятся  соблюдать нормы, а общество  строго  следит  за этим. Нормы стражники  ценностей. Честь  и  достоинство  семьи  —  одна  из важнейших  ценностей  человеческого  общества  с  древнейших  времен.   А  обществом ценится то, что способствует  его  стабильности  и  процветанию.

Семья —  основная  ячейка  общества,  и  забота  о  ней  —  его  первейшая обязанность.

Социальные  нормы  —  действительно  стражники  порядка  и  хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения  олицетворяют  собой  то,  что ценится  группой  или  обществом.  Различие  между  нормой   и   ценностью выражается так : нормы — правила поведения , ценности — абстрактные  понятия о том , что такое добро, зло,  правильное,  неправильное, должное, недолжное и так далее .

Социальные  санкции  —  охранники  норм.  Наряду  с  ценностями  они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы.  Нормы  защищены  с двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций.

Социальные  санкции  —  разветвленная   система   вознаграждений   за выполнение норм, то есть за девиантность . Выделяют четыре типа  санкций  : позитивные и негативные , формальные и неформальные. Формальные  позитивные  санкции  —  публичное  одобрение  со  стороны официальных организаций ( правительство, учреждения ):  правительственные награды, ученые степени , вручение почетных грамот и так далее .

Неформальные  позитивные санкции — публичное одобрение, не  исходящее от  официальных  организаций:  дружеская   похвала ,   комплименты, аплодисменты, улыбка и так далее .

Формальные  негативные  санкции   —   наказания,   предусмотренные юридическими  законами,  правительственными  указами,  предписаниями, распоряжениями : лишение гражданских прав , тюремное заключение,  арест, увольнение , штраф , конфискация имущества .

Неформальные  негативные  санкции  —  наказания   не  предусмотренные официальными инстанциями , инструкциями : порицание, замечание,  насмешка, злая шутка , пренебрежение и так далее .

 

3. Власть

Власть - форма социальных отношений, характеризующая способность влиять на направление деятельности и поведение людей, социальных групп, общностей посредством организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, контроля и насилия. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения. Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры: общественном, охватывающем наиболее сложные социальные отношения; публичном, или ассоциативном, объединяющим общности и отношения в них (организации, объединения, союзы, социальные группы, трудовые коллективы), и личном (частном), в малых группах и т.п.

На всех этих уровнях власть институциализируется, оформляется и распределяется в учреждениях и должностях, иерархиях правящих сил органов власти, лидеров, работников системы управления. Чем более выражен процесс институционализации власти, тем более развиты формы социального контроля: учреждения, ведомства, организации и печатная продукция власти - регламентирующие документы, законы, инструкции, нормы, правила, приказы.

 

4. Самоконтроль

В  зависимости  от  способа  вынесения  санкций  —  коллективного  или индивидуального - социальный контроль может  быть  внешним  и  внутренним. Внутренний контроль еще  называют  самоконтролем:  индивид  самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с  общепринятыми  нормами.  В

процессе социолизации нормы  усваиваются  настолько  прочно,  что  люди, нарушая их,  испытывают  чувство  неловкости  или  вины.  Вопреки  нормам подобающего поведения, человек влюбляется в жену своего друга,  ненавидит собственную жену, завидует более удачливому  сопернику .  В  таких  случаях

говорят о муках совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.

 

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями,  остаются  в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из  стихийных импульсов.  Самоконтроль  означает сдерживание  природной  стихии,   он основывается на волевом усилии.

 

Самосознание  -   чрезвычайно  важная   социально  -  психологическая характеристика человека. Источником, из которого  черпается  представление человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди.  По реакции на его поступки, по их оценкам индивид судит и о  том,  каков  он

сам. На содержание самосознания  влияет  представление  человека  о  том, каким его считают окружающие. Социальное поведение человека в  значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем  окружающих  людей,  причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания.

В отличии от муравьев , пчел и даже обезьян  ,  человеческие  существа могут продолжать коллективное  взаимодействие  лишь  в  том  случае,  если каждый индивид прибегает к самоконтролю . О взрослом  человеке,  неумеющем контролировать себя , говорят , что он “ впал в  детство  “.  Импульсивное

поведение неумение властвовать над своими желаниями  и  прихотью  характерны как раз для детей. Импульсивное поведение, поэтому называют инфантилизмом. Напротив,   поведение   в   соответствии   с   рациональными   нормами, обязательствами, волевыми усилиями служат признаком взрослости .

Примерно  на  70  %   социальный  контроль  осуществляется  за   счет самоконтроля . Чем выше у членов общества развит самоконтроль ,  тем  меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю. И наоборот ,  чем меньше у  людей  развит  самоконтроль  ,  тем  чаше  приходится  вступать  в

действие институтам социального контроля ,  в частности , армии  ,  судам  , государству . Чем слабее самоконтроль  ,  тем  жестче  должен  быть  внешний контроль . Однако жесткий внешний контроль мелочная опека  граждан  тормозит развитие самосознания  и  волеизъявления  ,  приглушает  внутренние  волевые усилия . Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам , с  целью навести  порядок  .  Но  привыкшие  подчиняться   принудительному   контролю граждане  не  развивали  внутренний  контроль.   Они   деградировали   как социальные существа , способные брать на себя ответственность и  вести  себя в соответствии с рациональными нормами . Они  подвергали  сомнению  как  раз саму разумность принудительных  норм  ,  исподволь  подготавливая  разумное обоснование  всякому  сопротивлению  этим  нормам  .  Великолепным  примером служит Россия , где декабристы , революционеры , цареубийцы,  покушавшиеся на основы социального порядка , оправдывались общественным мнением потому,

что разумным  считалось  сопротивление,  а  не  подчинение  принудительным

нормам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким, образом, социальный контроль - это элемент социальных институтов, наличие которого обеспечивается следованием индивидов социальным нормам, правилам деятельности и социальным ограничениям. Такой способ регулирования человеческой жизнедеятельности способствует воспроизводству определенного типа отношений и социальных общностей, слоев, стабилизации общества. Помимо создания условий для устойчивости социальной системы, социальный контроль стимулирует позитивные изменения обществе, просеивая различные по социальному смыслу отклонения от социальных норм в деятельности индивидов и т.п. Дисфункционные, приносящие обществу вред, отклонения от социальных требований в поведении человека система социального контроля пресекает, а позитивные отклонения - допускает и даже поощряет.

Проблема взаимоотношений индивида и общества занимает основное место в налаживании социального контроля. Теоретически отношения общества и личности в условиях социального контроля выглядят довольно просто: подгонка индивидуальных качеств под социальный стандарт. В действительности отношения усложняются наличием у личности индивидуального сознания, а, следовательно, возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Социальный контроль осуществляется в пределах взаимовлияния индивидуальных и коллективных, которые соотносятся как контролируемая деятельность индивида и контролирующая деятельность социальных институтов. Субъектом контролирующего действия выступает не только государство, но и социальные институты: образование, мораль, культура и т.п.

Социальный контроль осуществляется посредством реакции общества, социальной общности на индивидуальное поведение личности. Общество использует различные санкции. Санкции - это способы реагирования окружающих на поведение человека, осуществляемые в формах поощрения и наказания. Отсюда возникают позитивные (поощрения за действия желательные обществу) и негативные (наказания за нежелательные действия) санкции. Конкретное содержание санкций зависит от особенностей культуры, морали, религиозных догм, политических концепций, законодательства определенной общественной, государственной системы и т.п. Характер общественной реакции (санкции) определяет и характер воспроизводства индивидуального акта: его повторение, изменение или прекращение.

В обществе существуют множество самых различных санкций. Одни из них (правовые санкции) строго регламентированы, формализованы и применяются полномочными лицами, властными структурами в соответствии с нормами права. Иные санкции (моральные) неформальны и применяются отдельными членами общности. Все виды социальных санкций образуют некую систему, могут взаимно нейтрализовать друг друга, если вступают в противоречие, или усилить друг друга при совпадении их содержания.

Общество постоянно стремится бороться с негативным поведением. Но до этого времени большинство средств социального контроля и профилактики вызвано эмоциями, догмами и иллюзиями и наименее всего - реальными закономерностями процессов, которыми общество пытается управлять.

Проблема социальных отклонений, девиантного поведения обращает на себя все большее внимание отечественных социологов. Активнее разрабатываются пути рационального контроля и распространения положительного поведения. Важным заданием исследователей становится также типологизация девиантного поведения личности, разработка концептуальных основ механизма социального контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

  1. 2. http://humanitar.ru/page/ch7_9
  2. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива
  3. Основа социологии  С. С. Фролов. г. Москва, 1997г.
  4. Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология.- Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  5. 6. Основы социологии   Харчева , Учебник , г.Москва,1997г.
  6. Общая социология: Учеб. пособие / Под ред. А.Г. Эфендиева.- М.: ИНФРА - М, 2002
  7. Теория социологии  Г. П. Зинченко, г. Ростов-на-Дону ,1993г.
  8. Социология. А.И. Кравченко. Издательский центр Академия, М.: 2002
  9. Грошева И.А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации // Социологические
  10. исследования.- 2008.
  11. Социология. Общий курс. Ж.Г. Тощенко, – М.: Прометей, Юрайт, 1999

Информация о работе Сущность и механизмы социального контроля