Сущность, характеристика и функции конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 23:02, контрольная работа

Краткое описание

Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества — это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Социально-психологический конфликт происходит на уровне межличностных и межгрупповых отношений, на уровне субъектов, занимающих определенный статус и исполняющих соответствующие роли.

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая социология вариант 18 (Марина татарникова).doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Главное преимущество мирного разрешения конфликта с помощью компромисса – это введение конфликта в конструктивные рамки и налаживание процесса коммуникации сторон, нахождение определённых моментов согласия (компромисса). Тем не менее, компромисс, по словам известного западного конфликтолога К. Ласуэла, – «это лоскутное одеяло, которое конфликтеры перетягивают на себя». Компромисс, как модель решения конфликта, безусловно, предпочтительнее, цивилизованнее, чем силовая или разъединительная, но она не универсальна и имеет свои границы применимости. Не надо думать, что на ее основе можно легко решить любой конфликт.

4. Интегральная модель (интегральная стратегия) – предусматривает возможность удовлетворения интересов всех конфликтеров при условии пересмотра (ревизии) ими своих ранее сформировавшихся позиций, тех целей, которые они намерены были достичь в конфликте. Она называется интегральной не потому, что объединяет качества и достоинства предыдущих моделей, а потому, что способна интегрировать интересы конфликтеров. При ее использовании никто не жертвует своими интересами. Каждый конфликтер добивается удовлетворения своих интересов, а потому чувствует себя победителем. Для достижения столь желательного итога конфликтеры должны отказаться от своей позиции, пересмотреть те свои цели, которые они ставили в данном конфликте [1, с. 302].

Кроме того, существуют также и симбиозные способы разрешения конфликта – модели, сочетающие в себе в определённой последовательности – силовую, компромиссную, разъединительную и интегральную модели разрешения конфликта.

 

Заключение

 

Понятие «социально-экономический конфликт» включает не только конфликты, связанные с трудовой деятельностью и оплатой за труд, но и всю совокупность социально-экономических отношений в обществе. Например, выплата стипендий, детских пособий, содержание детских домов и домов инвалидов, создание социальной инфраструктуры, финансирование бюджетных институтов и организаций (науки, образования, здравоохранения, институтов культуры), а также отношения между властью и предпринимателями, производством и потреблением и т. д. Социально-экономические противоречия пронизывают все сферы жизнедеятельности общества (производство, науку, образование, торговлю и т.д.) и на всех его уровнях взаимодействия (от спора рабочего с мастером до конфликта между федеральным центром и регионом). На первом месте по своей конфликтогенности находится линия противоречий, разделяющая работодателей и наемных работников. Другая линия противоречий проходит между предпринимателями и властными структурами, регулирующими предпринимательскую деятельность. Противоречия между различными профессиональными категориями граждан, обусловленные желанием перераспределения ресурсов в свою пользу. Противоречия между федеральным Центром и регионами, а также между отдельными регионами, вызванные проблемами распределения и перераспределения ресурсов.

Участниками социальных конфликтов могут быть как отдельные люди, так и разнообразные по составу социальные группы, общности, организации.

Для начала конфликта необходим инцидент, повод, когда одна из сторон «спускает крючок» и начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Для развития конфликта необходимо наличие конфликтной ситуации – такого совмещения обстоятельств и интересов, которые создают почву для реального противоборства между субъектами. При этом развитие конфликта проходит через три основных стадии: латентную, открытую и стадию завершения. Ответные действия другой стороны свидетельствуют о начале открытой стадии конфликта, характеризующейся определенностью позиций противоборствующих сторон и взаимными действиями. Конфликт порождает социальную напряженность, которая сопровождает его масштабом.

В то же время конфликт не может длиться вечно, рано или поздно он завершается. Завершение конфликта может проходить в различных формах, что связано с особенностями ситуации и характеристиками сторон.

Конфликтогенная обстановка в сфере трудовых и социально-экономических отношений усугубляется еще и тем, что в России отсутствуют действенные механизмы урегулирования социально-трудовых конфликтов, поэтому большинство из них трансформируются в социально-политические. Вполне очевидно, что кардинальное улучшение конфликтогенной обстановки в социально-экономических отношениях невозможно без выхода экономики страны из кризиса. Однако на возникающие в обществе социальные конфликты необходимо реагировать незамедлительно. Основную роль в урегулировании этих конфликтов должно играть государство (правительство, суды, прокуратура) либо как сторона конфликта, либо в качестве посредника и/или арбитра.

 

Список литературы

 

  1. Волков, Б. С. Конфликтология: учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Трикста: Акад. проект, 2005. - 376 с.
  2. Горбова, Г.А. Основы социологии и политологии: учеб. пособие / Г.А. Горбова, С.И. Самыгин. - М.: «Март» Ростов н/Дону. - 2005. – 336 с.
  3. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учебник / А. В. Дмитриев. - М.: Альфа-М.: ИНФРА-М, 2012. - 335 с.
  4. Муштук О.З. Конфликтология: учеб. пособие / О.З. Муштук, А.Ю. Деев, О.С. Коротова. - М.: Маркет ДС, 2007. – 160 с.
  5. Попов, В.И. Социальный конфликт: учеб.-метод. пособие / В. И. Попов. - Рубцовск: б. и., 2010. - 31 с.
  6. Сивцова А. В. Психология и конфликтология: учебное пособие / А. В. Сивцова, Н. С. Колмогорова. - Барнаул: АГАУ, 2013. - 64 с. 
  7. Соколова, Г.Н. Экономическая социология учебник / Г. Н. Соколова. - Минск: Вышэйш. шк., 1998. - 367 с
  8. Толстов, В.К. Экономическая социология: учебно-методическое пособие / В.К. Толстов. - Рубцовск: б. и., 2010. - 34 с.
  9. Халиков, М.С. Экономическая социология: распределительные отношения: учеб. пособие / М. С. Халиков. - М.: Акад. проект, 2008. - 253 с.

 


 



Информация о работе Сущность, характеристика и функции конфликтов