Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 12:03, контрольная работа
Важную роль в социальной работе может сыграть технология программно-целевого проектирования, задача которой – выработка организационных моделей решения социальных проблем, координирование механизмов их реализации. В силу своей комплексной природы, сочетания определенности и гибкости такие технологии, применяющиеся для развития системы учреждений социального обслуживания, могут обеспечить ее долгосрочные перспективы и функциональную насыщенность.
Технологическая схема проектирования позволяет сформулировать исходные цели, проанализировать современное положение дел и данные, полученные на основе экспертных заключений и поисковых прогнозов, выявить варианты решения задач 14 оценить их в соответствии с критериями непротиворечивости, совместимости с программами других продуцентов социальных программ, комплексности, интегративности, ресурсной доступности.
Введение
1. Религиозная сфера и опыт социальной работы в ней.
2. Сфера управленческой деятельности и опыт социальной работы в ней.
3. Организационные формы предоставления социальных услуг безработной молодежи.
Заключение
Список литературы
Кроме того, отклонения в реализации программы или ошибки в ней могут постепенно выявляться в процессе деятельности. Плановые контроль и коррекция осуществляются по этапам, каждый из которых промежуточный результат. В конце каждого полугодия или года анализируется выполнение программы и оценивается, насколько итог деятельности способствует продвижению к намеченным целям.
Технологии контроля основаны на сравнении того, что есть, с тем, что должно быть, и используют три аксиомы:
1) необходимо
постоянно устранять
2) ожидание
кризиса заставляет
3) необходимо
отметить первые проявления
Технологизация различных сторон и процессов управления в социальной работе соответствует требованиям времени. Все более новые и эффективные процедуры используются в этой сфере. Специалисты в области социальной работы обязаны применять их, постоянно пополняя свои знания и навыки.
3. Организационные формы предоставления социальных услуг безработным
Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица (незанятость) — явление, свойственное определенной стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в Украине.
Рынок, как и любой другой социальный институт, имеет и положительные, и отрицательные стороны. Рынок — один из регуляторов общественных отношений, и без рынка не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов групп населения, имеющих деньги. Все это не способствует всеобщей занятости населения.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обусловливает сокращение прежде всего работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экологических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от социально-экономической системы.
Однако в переходный период на первый план выступают факторы иного порядка, которые обусловлены, как, например, ныне в Украине, уровнем и характером складывающихся рыночных отношений. Среди них: приватизация, акционирование предприятий, аренда и т. д., ведущие к оптимизации численности занятых; ликвидация или сокращение убыточных и нерентабельных предприятий и др. В условиях системного кризиса в стране проблемы безработицы обостряются из-за резкого падения производства (до 50% и более в разных отраслях) и дестабилизации экономики (вследствие межнациональных конфликтов), в результате конверсии военного производства и сокращения вооруженных сил. Кроме того, к обострению ведет социальная политика государства, защищающая интересы прежде всего зажиточных, разбогатевших слоев населения.
Как показывают социологические исследования, в числе безработных ныне в Украине оказываются, в первую очередь, неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, незащищенные демографические группы (молодежь, пожилые работники, женщины с детьми). Молодежь, женщины, работники предпенсионного возраста составляют до 70% безработных и более.
Безработица сказывается прежде всего на материальном положении незанятых, их социально-психологическом самочувствии.
В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.
В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями: 1) содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке; 2) стимулирование образования гибкого рынка труда.
Законами и другими нормативными актами предусматривается обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободного его выбора всем гражданам Украины независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
Государство, в соответствии с законами, должно помогать осуществлять трудовую и предпринимательскую инициативы граждан, содействовать развитию их способностей к производительному и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности труда, свободному волеизъявлению в выборе вида занятости, обеспечивать социальную защиту в сфере занятости.
Особое внимание государство призвано уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка: молодежи; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; одиноким и многодетным родителям, имеющим несовершеннолетних детей; инвалидам; лицам предпенсионного возраста; беженцам, вынужденным переселенцам; лицам, освобожденным из исправительных учреждений, а также длительное время не имеющим работы. Законом «О занятости населения» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматривается создание специализированных предприятий и организаций, создание дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа). Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.
В соответствии с указанным выше законом, к числу занятых относятся граждане, работающие по найму или имеющие иную оплачиваемую работу, временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства; предприниматели, фермеры, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, члены производственных кооперативов; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящих службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел; трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению государственной государственной службы занятости населения.
«Занятость— это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)». Такая трактовка занятости, как видно, в целом коррелируется с перечнем лиц, определяемых выше в качестве занятых. В то же время вряд ли от этого легче тем, кого считают занятым по причине временного отсутствия, в связи с нетрудоспособностью, приостановкой производства. Законодатель здесь преследовал прежде всего свои интересы, а не интересы граждан. Вместе с тем приведенное толкование занятости имеет позитивное значение не только для решения проблем рынка труда вообще, но и для более адресной разработки социальной политики, определения приоритета социальных программ, источников их финансирования и формирования как всех уровнях.
Представляется социально важным признание в законодательном порядке воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, учебы с отрывом от производства, общественной деятельности как необходимых и полезных видов занятости наряду с трудом в общественном производстве.
Важным направлением деятельности государства по уменьшению тяжести безработицы является (т. е. должно быть) стабилизация экономической ситуации в стране, борьба с инфляцией. Значение данных шагов огромно, так как в условиях нынешнего состояния экономики в Украине пособие по безработице установлено в размере 70% от минимальной оплаты труда, а она из-за инфляции значительно ниже уровня бедности.
Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств, численности пациентов в психиатрических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д.
Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход из одной социальной группы в другую. Исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформизм, пессимистичность и осторожность в поведении; недоверчивость или скептизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние.
Поэтому главным в социальной политике является предупреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Допустимой считается незанятость в пределах 2-4%. Хотя и в этом случае общество несет определенные потери: возрастает объем пособий по безработице, функционируют биржи труда (центры занятости), возрастает масштаб общественных работ, расширяются программы социальной защиты. Однако массовая безработица (превосходит нормативную в 2-4 раза) может явиться детонатором социального взрыва, что особенно опасно в современных условиях. Ныне в Украине по официальным данным около 2 млн. безработных, по другим источникам — от 5 до 10 млн, что превосходит нормативную безработицу.
Местные власти, руководители предприятий и учреждений пытаются своими силами сдержать рост безработицы. Помимо отмеченных уже выше мер (создание специализированных предприятий для отдельных категорий населения, использование надомных форм работы, укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя), практикуются и отпуска без сохранения заработной платы, оказание финансовой помощи для развития самозанятости, предпринимательства, а также новых форм занятости, установление квоты приема отдельных категорий населения (молодежи, инвалидов) на предприятиях. Очень важна такая мера, как введение льготных налогообложения и кредитов предприятиям, создающим дополнительные рабочие места для женщин и молодежи, других категорий граждан.
Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда. Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан.
У нас еще слабо используется проведение общественных работ для дополнительных категорий населения (освобожденных из мест заключения, бомжей). Как правило, такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей, работа в детских садах, благоустройство и уборка территорий, погрузочно-разгрузочные работы и т. д. Их финансируют предприятия, для которых выполняются эти работы, а также используются средства местного бюджета и государственного фонда занятости.
В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на непродолжительный период своей деятельности, они становятся все более важным органом оказания социальной помощи в трудоустройстве, социальной защиты граждан, потерявших работу.
Служба занятости имеет разветвленную сеть. В своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ) и соответствующими законами и нормативными актами Украины.
Центры занятости всех уровней решают следующие основные задачи:
• сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;
• консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
• профессиональная ориентация всех групп населения;
• выплата пособий по временной незанятости;
• консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;
• оказание помощи в кадровом планировании предприятий;
•организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.
Практика показывает, что важнейшим звеном в деятельности служб занятости является также социально-психологическая работа с клиентами.
В деятельности служб занятости большое значение имеет трактовка понятия «безработные». Такая трактовка содержится в Законе Украины о занятости населения. В соответствии с законом, безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не берутся во внимание оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, выплата выходного пособия и среднего заработка работникам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с ликвидацией или сокращением численности их штата.
Информация о работе Сфера управленческой деятельности и опыт социальной работы в ней