Тема смерти в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Первая глава посвящена представлению смерти в тех культурах цивилизаций и стран, которые оказали огромное влияние на культуру других народов. Так как культура цивилизаций неотрывна от религии и ее воздействия, вторая глава раскроет представление о смерти в мировых религиях. В третьей главе кратко представлены символы и образы смерти. Четвертая глава раскрывает структуру, по которой сложился сегодняшний образ смерти, отношение к ней.

Содержание

• Введение
• Глава 1. Представление о смерти в истории цивилизаций и стран
• 1.1 Древние египтяне
• 1.2 Древние греки
• 1.3 Древние римляне
• 1.4 Древний Китай
• Глава 2. Представления о смерти в мировых религиях мира
• 2.1 Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия
• 2.2 Ислам - понимание смысла жизни, смерти и бессмертия
• 2.3 Отношение к смерти и бессмертию в буддизме
• Глава 3. Облики смерти
• Глава 4. Современное представление смерти
• Заключение
• Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тема смерти в культуре.docx

— 44.68 Кб (Скачать файл)

В позднем средневековье  картина несколько меняется. И  хотя и в этот период продолжает главенствовать естественное отношение  к смерти (смерть как одна из форм взаимодействия с природой), акценты  несколько смещаются. Перед лицом  смерти каждый человек вновь открывает  для себя секрет своей индивидуальности. Если в раннем средневековье человек  просто и естественно покорялся  идее "все смертны", то теперь, с XIV-XV веков, он начинает осознавать себя перед лицом смерти, открывает "смерть своего Я". Второй этап восприятия смерти по Арьесу - смерть своя. В это время человек осознает смерть как свою личную ношу, как дело личного подвига, которую можно по-разному к себе повернуть. Человек все время думает о предстоящем Страшном Суде.

В дальнейшем этот мотив  еще больше драматизируется. Третий этап эволюции по Арьесу - смерть далекая и близкая. Смерть воспринимается как дикая, неукрощенная сущность, как акт, вырывающий человека из повседневной жизни, монотонности рационального мира, бросающий его в мир иррациональный и таинственный. В то же время, по мнению Арьеса, человек XVII-XVIII веков сосредоточен уже не столько на смерти своего личного Я, сколько на смерти близких ему людей. Так в сознание входит понятие "смерть другого".

Этот этап в истории  человечества знаменуется великими географическими открытиями, революциями  буржуа. Движение больших масс людей  приводит к гибели десятков тысяч  людей в чужой стране (смерть далекая) и быстрая смерть от тропических  болезней (смерть близкая). Гибель рабов  на плантациях, смерть миллионов людей Европы от чумы понизили культуру умирания и смерти, она также стала далекая и близкая. В наши дни такая установка тоже существует: смерть далекая (по природе человек может прожить от 60 до 100лет), но в подсознании мы готовы встретить смерть в любой момент, т.е. ежедневно - смерть близкая. В этот этап большое развитие получает образ смерти в живописи и литературе.

Четвертый этап многовековой эволюции в переживании смерти - «Смерть твоя». Теперь человек остро, драматично воспринимает и переживает уход из жизни близкого человека, кончина  которого воспринимается как собственная  смерть. Эту тенденцию Арьес связывает с тем, что семья приобретает эмоциональную роль. Дом становится крепостью для души и тела. Среди родных человек находил опору, уверенность, комфорт, тем самым все больше привязываясь к ним. С потерей одного человека рушится духовная система, возрастает дискомфорт. Отсюда и жажда самопожертвования: «Лучше бы я умер, чем он». Отсюда идет настрой на смерть после потери близкого, часто такие люди уходят из жизни от тоски и горя.

Пятый этап развития восприятия и переживания смерти Арьес назвал «Смерть перевернутая». Параллельно с сужением сферы религиозных представлений о смерти появляется новая автономная область, освобожденная от религиозной метафизики - философия смерти и бессмертия. Проблема бессмертия - личного бессмертия и бессмертия человеческого рода, бессмертия души - занимает все философские умы XIX века от Канта до Ницше. Другим важнейшим моментом, оказавшим влияние на формирование современных представлений о смерти, были естественные науки - прежде всего биология, медицина - которые также в значительной степени способствовали отсечению религиозного восприятия смерти и вытеснению его из сферы постоянных забот современного человека. Развитие биологии, изучение клетки, появление вакцинации сняли страх перед эпидемиями, уносившими тысячи жизней. Первые шаги социальной гигиены еще в XVIII веке по-новому поставили проблему захоронения. Изменяется способ захоронения: традиционный саван заменяется гробом. Это была своего рода мода, охватившая в XVIII веке высшие слои общества, но быстро распространившаяся и на менее обеспеченные слои. Практика эта, однако, породила очередную парадоксальную ситуацию в коллективной чувственности. Появился панический страх быть захороненным заживо в наглухо заколоченном гробу. Лучший выход, который предлагается в сомнительных случаях, - подождать несколько дней от момента смерти до захоронения (в Православной Церкви - не менее трех дней). Появляются и первые законодательные акты, предписывающие соблюдение обязательного трехдневного интервала между моментом смерти и похоронами. А во Франции в 1794 году вышел указ, согласно которому заключение о смерти должно быть подписано целой комиссией из восьми человек. Одновременно частные общества берут на себя инициативу в строительстве так называемых "домов мертвых", явивших собой прообраз современных моргов и заботившихся о сохранении тела до похорон.

Все эти факты оказали  серьезное воздействие на коллективные представления о смерти. С появлением новых кладбищ мир мертвых  все больше отделяется от мира живых. Вытеснение религиозных представлений  создает новое видение загробного мира как места встречи с ушедшими родными и близкими. Уступая новым  общественным потребностям и новым  функциям семьи, образ смерти смягчается. Революция в отношении к смерти, по Арьесу, наступает в начале XX века. Истоки ее - в определенном умонастроении, сформировавшемся еще в середине XIX века: окружающие щадят больного, скрывают от него тяжесть его состояния. Однако со временем стремление оградить последние мгновения, отпущенные человеку в этом мире, от напрасных мучений приобретает иную окраску: оградить от горя не столько самого умирающего, сколько его близких. Так постепенно смерть становится постыдным, запрещенным предметом. Эта тенденция усиливается с середины XX века, что связано с изменением места умирания. Страх смерти заставляет нас отвозить больных, стариков в больницы, где они уходят из жизни, часто окруженные чужими людьми: медиками, сиделками. Уходят без наказов, без священников. Смерть стала «медикализированной», о ней стало стыдно много говорить. Люди из похоронного бюро занимаются телом: украшают и бальзамируют. Траур и оплакивание не афишируются. Сдержанность на людях компенсируется дома слезами, тихой печалью об умершем. Люди черствеют душой: показ многочисленных сцен насилия в кино и на телевидении приводит к будничному восприятию смерти. И в наше время людям часто приходится быть на похоронах, что делает смерть близких частью общего потока. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992.

Заключение

Как мы видим, проблема понимания  смерти развивалась, начиная с Древнего Египта, Древней Греции и заканчивая современными философскими представлениями. В них много разного, но общие  черты можно уловить. Образ смерти синтезировался, менял детали под  влиянием культуры народов, но общая  линия представления сохранялась. В итоге сегодня смерть есть тот  продукт, который разрабатывался в  течение всей истории цивилизаций.

Смерть неотделима от жизни. Где завершается смерть, там начинается жизнь. И наоборот. Наше понимание  смерти складывалось от поколения к  поколению. И душа как атрибут  смерти и жизни появился задолго  до религий, акцентирующих на ней  внимание. Сколько людей, столько  и мнений о том, что есть смерть, каков ее облик.

Я думаю, что каждый человек  должен интересоваться этим вопросом, потому что смерть - часть существования  всего. Мы не должны превратить смерть в нечто обыденное, так как  и жизнь человека тоже обесценится. Конечно, очень хотелось бы, чтобы  человечество навсегда забыло все символы  смерти, порожденные болезнями и  страхами людей, идеологическими различиями стран, террористами в масках. Смерть неизбежна, поэтому нужно чтобы  в сознании людей сохранились  лишь поэтические, облегченные образы Танатоса или образ прекрасной девушки из народного эпоса, а не мертвые с косами.

Список использованной литературы

1. Фигуры Танатоса: Искусство умирания: Сб. статей/ под ред. А.В. Демичева, М.С. Уваров. - СПб., 1998.

2. Шенкао М.А. Смерть как социокультурный феномен. - К.: Ника-центр, Эльга; М.: Старклайт,2003.

3. Вовк О.В. Знаки и  символы в истории цивилизаций. - М.: Вече, 2005.

4. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992.

5. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. - М., 1991.

6. Смерть и жизнь после  смерти в мировых религиях. - М.., 2003.


Информация о работе Тема смерти в культуре