Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 20:59, реферат
Центробежные социальные процессы в нашей стране на рубеже 1990-х годов, радикальное политическое и экономическое реформирование и начало активной интеграции России в мировое сообщество в условиях глобализации способствовали смене устоявшихся значений, регулирующих социальные взаимоотношения. Рефлексивная деятельность социальных субъектов обнаруживает глубокие цивилизационно-культурные "разломы", коренные изменения в ценностях российского человека, его новый образ.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян…………………..3
1.1. Процесс трансформации моральной системы российского общества……7
2. Теоретические основания процесса трансформации традиционных ценностей………………………………………………………………………....11
2.1. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период…………………………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………....
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАМБОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Кафедра: Связи
с общественностью
Реферат
по социологии на тему:
«Тенденции
изменения ценностей
в современном
российском обществе».
Выполнили: Ларгина Ю.А. гр. У-32
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян…………………..3
1.1. Процесс трансформации моральной системы российского общества……7
2. Теоретические
основания процесса трансформации традиционных
ценностей………………………………………………………
2.1. Трансформация
традиционных ценностей россиян в постперестроечный
период………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Кризисные периоды в истории народов и государств характеризуются возрастанием интереса к проблеме национального самосознания, в основе которого лежит глубинный пласт духовной культуры - традиционные ценности, сохраняющиеся на протяжении истории, хотя и претерпевающие изменения.
Центробежные социальные процессы в нашей стране на рубеже 1990-х годов, радикальное политическое и экономическое реформирование и начало активной интеграции России в мировое сообщество в условиях глобализации способствовали смене устоявшихся значений, регулирующих социальные взаимоотношения. Рефлексивная деятельность социальных субъектов обнаруживает глубокие цивилизационно-культурные "разломы", коренные изменения в ценностях российского человека, его новый образ. Вместе с тем, традиционные ориентиры, ментальные программы, встраиваясь в ткань современных ценностных систем, влияют на успешность общественных преобразований. Понять коллизии ценностных аспектов сознания россиян в условиях бифуркационного каскада возможно при уяснении теоретических оснований механизмов, факторов, а также содержательных тенденций трансформации традиционных ценностей в постперестроечный период.
На
мой взгляд, эту тему интересно
рассмотреть современной
Массовое сознание в российском обществе в течение последних 15 лет существен но изменилось. Социологические опросы показывают, что оно в основном раскрепостилось от прежней идеологической табуированности, стало менее политизированы}, и вполне толерантным в оценках рыночной экономики. Наряду с этими изменениями в общественной психике следует обратить внимание на то, что в последние годы в ней прочно укоренилось чувство тревоги, ощущение угрозы наступающего будущего. Психологический стресс обусловлен многими обстоятельствами. Это и реальные трудности элементарного выживания, террористические акты и техногенные катастрофы, конфликты на этнической, религиозной и социально-бытовой почве, разгул преступности, наконец, субъективный дискомфорт, обусловленный неопределенностью грядущего социально-экономического и политического устройства страны. Не случайно, если в период с 1990 г. по 1997 г. выражали желание эмигрировать из России в другую более благополучную и стабильную страну 10-12% опрашиваемо го населения, то в течение последних 5 лет - около 20%.
Состояние массовой фрустрации иллюстрируется также данными выборочных социологических опросов различных категорий населения. Согласно опросу 2003 г. 73,2% респондентов в той или иной степени испытывают страх в связи с тем, что их будущее может оказаться далеко не безоблачным; 74,6% - опасаются потерять все нажитое и еще 10,4% заявили, что им уже нечего терять; 81,7%- не планируют свою жизнь или планируют ее не более чем на один год; 67,4% -- считают, что они совсем не застрахованы от экономических кризисов, которые опускают их в пучину бедности, и 48.3% -- чувствуют полную беззащитность перед преступностью; 46% полагают, что если в стране все будет происходить как прежде, то наше общество ожидает катастрофа. Заметим, тревожность и неуверенность в завтрашнем дне присущи представителям всех слоев и групп населения, хотя, конечно, у бедных и пожилых людей эти чувства проявляются чаще и острее. Исследования показывают, что не малая доля населения (по разным данным 60-70%) пытается преодолеть трудности жизни, и порой не безуспешно. Но , примерно, пятая часть опрашиваемых свыклась с невзгодами, не находят возможностей противостоять им.
Одной
из форм социально-психологической
адаптации людей к
Однако, наряду с синдромом привыкания к ним, рост аморальности и правового нигилизма вызывает у большинства населения всевозрастающее беспокойство. В этих деформациях люди резонно усматривают подрыв общечеловеческих принципов моральных взаимоотношений, который создает угрозу как их личному существованию, так и жизнеспособности социума в целом. Соответственно, на вопрос, что наиболее важно для преодоления кризиса российского общества, отметили наряду с другими действиями необходимость укрепления морали - в опросе 1998 г. -78,7% респондентов; в 1999 г. - 83,8; в 2002 г. - 90,4%. Эта устойчивая установка массового сознания органически связана с другой не менее стабильной установкой - на наведение в стране порядка в целом. Связь между ними отчетливо демонстрирует как корреляционный анализ статистических результатов опросов, так и многие данные, показывающие причинную обусловленность указанной доминанты массового сознания.
Стремление
большинства населения к
Таблица 1.
Доля
населения, понимающего
цели и смысл реформ
Виды реформ | % к числу опрашиваемых |
Жилищно-коммунальная | 22,2 |
Пенсионная | 22,1 |
Образования | 20,3 |
Военная | 17,5 |
Судебно-правовая | 14,1 |
Налоговая | 13,7 |
Земельная | 13,4 |
Говоря об установке россиян на наведение порядка в стране, следует обратить внимание на то, что в политической и научной публицистике ее наличие нередко трактуется не как стремление к гарантированной безопасности и равенству всех перед законом, а как ментальная предрасположенность российского народа к авторитарному типу политического режима, как его невосприимчивость ценностей демократии, проявление историко-культурной привычки к "сильной руке". Для обоснования этой точки зрения используются аргументы в виде экскурсов в историческое прошлое, а также социологические данные. Например, Ю. Левада пишет: «При всякой постановке перед общественным мнением дилеммы "демократия или порядок", порядок неизменно одерживал верх» 1. Этот вывод иллюстрируется данными опроса ВЦИОМ, согласно которым в 1995-1998 гг. восемь из каждых десяти респондентов согласились с вариантом ответа, что "прежде нужно добиться материального благополучия, а уже потом думать о демократии". Но корректно ли ставить опрашиваемых перед" альтернативами: чему отдать предпочтение - витальным ценностям жизни, личной безопасности и благосостояния или, напротив, демократическим ценностям свободы слова и совести, гарантиям социальной справедливости и т.д.? Даже если постановка дилеммы связана с моделированием экспериментальной ситуации, едва ли "полученную информацию можно однозначно расценивать как преобладание в российском обществе психологии крепостных, выражающейся в его априорной готовности к ущемлению гражданских прав и свобод, к ограничению инакомыслия, творческой деятельности и т.п. сугубо ради материального благополучия. Во-первых, нет полной ясности, что имели в виду респонденты, выразившие свое отношение к демократии. О чем речь - о ее идеалах и ценностях или их весьма слабом отражении сегодня в нашей реальной действительности. Во-вторых, если говорить об отношении к ценностям демократии как таковым, а не экстремальной ситуации выбора, предложенной респондентам, то, как обоснованно утверждает Н.И. Лапин, в современном российском обществе преобладает мнение об одинаковой важности демократии и безопасности. Трудная задача, - акцентирует он внимание, - состоит в том, чтобы реально совместить их, создать такую демократию, которая обеспечивает не только свободу, но и безопасность. А не разделять их в качестве альтернативы"2. Представляется, что такая интерпретация социологических данных о сочетании от ношения к либеральным и витальным ценностям в массовом сознании более адекватна реальности. Однако сегодня в массовом сознании налицо дисгармония между субъективным восприятием ценности порядка и ценности демократии. Тем не менее существующая рассогласованность вопреки диктату объективных обстоятельств жизни не приобрела форму их полного противопоставления в сознании. Об этом, в частности, говорят такие данные опроса населения: считают необходимым наведение порядка в стране, но без мер чрезвычайного положения 64,2% респондентов; сторонников наведения порядка, если даже нужно будет при этом ограничить свободы личности - 30,9%; 4,9% - затруднились ответить.
О настрое на развитие демократических прав и свобод (их некоторыми плодами люди уже активно пользуются) свидетельствует то, что 85,5% респондентов убеждены в необходимости обеспечения свободы слова и печати, 83,7% - указали на важность участия граждан в принятии решений органов власти, 82% - являются сторонниками проведения свободных регулярных выборов и т. д. эти и многие другие данные позволяют утверждать, что в современном массовом сознании достаточно органично сочетаются идеалы и ценности социального порядка, правовой и нравственной ответственности, рыночных преобразований, гражданских, политических и других свобод.
Вызывает
сомнения и научная обоснованность
утверждения по поводу тяги россиян
к «сильной руке». Тот факт, что 90%
опрашиваемых желают иметь во главе
государства дееспособного
1.1. Процесс трансформации моральной системы российского общества.
Оценивая процессы трансформации моральной системы российского общества, следует обратить внимание на то, что в ней сегодня обозначились две тенденции: 1) обновление компонентов нормативно-ценностной структуры; 2) заметное упрочение значимости ранее существовавших нравственных ценностей. Возможно, в отдаленной перспективе это выразится в становлении новой моральной системы, в преодолении несоответствия между моралью советского периода, прогрессивной по своей сущности и содержанию, но в функционировании которой имела место "двойная мораль" - разрыв между моральной установкой и практическим поведением и постсоветскими общественными отношениями, характеризующимися двойственностью, сосуществованием морали коллективизма, бытующего в сознании и поведении людей как "пережиток социализма", и усиленно культивируемым "новым порядком" индивидуализма.
Информация о работе Тенденции изменения ценностей в современном российском обществе