Теоретические основы деятельности социального педагога на приходе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - дать общую характеристику методам и формам работы социального педагога на приходе.
Необходимо решить следующие задачи:
1)Рассмотреть теоретические основы профессиональной деятельности социального педагога на приходе;
2) Провести опытное исследование социально-педагогической деятельности на прихода на примере конкретного храма ;
3) Рассмотреть методы и формы социальной работы на приходе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
1. Практическое участие Русской Православной Церкви в решении социально-педагогических проблем…………………………………………………………...4
2. Теоретические основы деятельности социального педагога на приходе……12
3. Исследование социально-педагогической деятельности прихода, на примере храма Пресвятой Троицы в с. Щурово г. Коломна………………………………20
Заключение…………………………………………………………………………32
Литература……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 5 курс (1).doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

1) Советское правительство  сделало борьбу с беспризорностью  своей основной задачей. Данной проблемой занимались так называемые соцвосы . Так назывались отделы социального воспитания на разных уровнях власти .

2) В этот  период создавались учреждения по правовой и социальной охране несовершеннолетних.

3)В высших учебных учреждениях Столицы и Ленинграда началась подготовка кадров для работы в системе социального воспитания.

В это время начинает свое активное развитие такое  направление педагогическое науки как педология. Это направление ставило своей целью соединить знания о ребенке и о среде, для обеспечения наиболее успешной воспитательной деятельности. Задачами этой науки были помощь детям в обучении, предохранение  психики ребенка от перегрузок, безболезненное вхождение в социальную и профессиональную среду.

Вывод: из всего выше сказанного мы  можем сказать, социальная работа появилась вслед за благотворительной деятельностью, которую развивалась в христианских общинах. В более позднее время социальной работой начинают заниматься специально созданные для этой цели организации. Очень важно отметить, что теоретические составляющие  социальной работы в начале 20 века как ответ на мировые потрясения.

«К двадцатым годам ХХ века во многих странах складывается государственная система социальной работы, которая первоначально имела следующие сферы применения - семейное благополучие, детское благополучие, медицинская социальная работа. Позднее добавились профессиональная, промышленная, сельская, судебная и другие сферы социальной работы.»[16]

Таким образом, теория и практика социальной педагогики связаны с историко-культурными особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих ценностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Теоретические основы  деятельности социального педагога.

 

 В России "социальный педагог" и "социальный работник" являются относительно молодыми профессиями. Законодательно они были закреплены лишь в 1991г. Необходимость появления этих специальностей была продиктована изменениями в жизни российского общества  в начале 90 х. годов. Действительность того времени диктовала собой потребность в формировании профессиональных кадров, способных работать в сфере социальной  защиты населения. В то же время  исчезновение государственной идеологии в воспитательной среде породил собой большое число детей , которые остались вне поля воспитательного процесса.   Итак, специальность «социальный работник» состоялась в сфере социальной защиты населения. В то же время профессия «социальный педагог» получила свое становление в педагогической деятельности,  которую осуществляют органы и учреждения по делам молодежи, а так же системы образования.

Для нас в объеме курсовой работы необходимо рассмотреть социально-педагогическую деятельность прихода, и четко понимать, что мы можем отнести к социальной работе прихода, а что к приходской социальной педагогике.

Отражая деятельность социального педагога необходимо отметить, то обстоятельство, что в настоящее время имеет место факт недопонимания отличия функциональных обязанностей социального  педагога от специалиста по социальной работе и социального работника.

 Исходя из выполняемых обязанностей, к понятию  социальный работник следует отнести сотрудника, специалиста на которого возложены обязанности по профессиональному выполнению задач социальной работы в сфере  обслуживания инвалидов, семей, групп, и организаций. Свою деятельность социальный работник осуществляет свою деятельность на основе полученных знаний и умений.

 Социальный педагог - это лицо,  которое  реализует комплекс мер  по организации социального воспитания  в различных слоях общества  с целью успешного прохождения  процесса социализации.

Сфера деятельности социального педагога и социального работника имеют точки соприкосновения, так как деятельность перечисленных специалистов направлена на человека как составную часть социума. Однако, необходимо отметить, что доминирующим в деятельности социального педагога является психолого-педагогический фактор, а основным способом достижения целей взаимодействия в связке человека и общества выступает социальное воспитание. Социальный педагог это человек (специалист) по формированию социального воспитания ребенка и созданию обстановки для успешного прохождения процесса социализации.  В абсолютном понимании социальный педагог предназначен для формирования гуманных ценностей и отношений в обществе (школа, семья, коллектив). Основной целью деятельности социального педагога  является формирование микросоциума  для оптимального освоения ребенком процесса социализации.

 В своей практической деятельности  социальный педагог не редко  исполняет функциональные обязанности  социального работника. В связи  с отсутствием  в штате учреждений входящих в систему Министерства Образования и Науки РФ специалистов по социальной работе.

 Для наглядного сравнения  двух понятий предлагается ознакомиться  сданной таблицей.

 

Понятие

Специалист по социальной работе – человек в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывает все или отдельные виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей, группой возникших у них проблем.

Социальный педагог – специалист организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах.

Обслуживаемые лица

Специалист по социальной работе работает с людьми попавшими в трудную жизненную ситуацию. А также с несовершеннолетними правонарушителями и людьми вернувшимися с мест лишения свободы.

Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилого возраста, независимо от социального положения происхождения и религиозных убеждений. С людьми нуждающимися в социально-психологической, психолого-педагогической помощи.

Задачи

-оказывать помощь индивидам

-осознавать и устранять  затруднения различного характера

-помощь в преодолении  затруднения путем воздействия  различного характера на клиента.

-работа с детьми, имеющих проблемы с социализацией,

-работа с социальными  организациями и социальными  институтами, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.


 

 

 Социальное воспитание в христианстве.

 
Одним из основ христианства выступает  воспитания. Христианское понимание воспитания имеет свои особенности и значительно расширило границы его понимания  по отношению к светскому понятию. Учитывая то обстоятельство, что  в истории  Христианство не выступало как  общенациональная религия, то его педагогическая деятельность была направлена в первую очередь  на присоединяющихся к общине людей.

 Тезис учение Христа «возлюби ближнего своего как самого себя» имеет социальное значение в процессе социального воспитания в христианстве. Заповедь любви  изложена в четкой и понятной форме, однако кажется недостижимой целью. В рамках данной заповеди отчетливо ощущается необходимость постоянного воспитания каждого члена общины. Общество делегирует меру ответственности за воспитание церкви и семье. Исторически сложилось так, что Церковь выступающая в роли общины и семья представляющая домашнюю церковь выступают основание социальной педагогики в христианстве. В христианском смысле  процесс воспитания это деятельность направленная на смену имеющегося отношения к Богу и обществу в нем на иной уровень: «всей силой, всей душой и всей крепостью своею» и отношения любви к ближнему «как к самому себе». Указанная деятельность не является сомовоспитанием.

 В христианстве под самовоспитанием  понимается процесс спасающей  благодати на человека, который  действует из вне и «из нутрии  наружу». Под действием благодати  первым изменяется сердце(мировоззрение, психика), а в последующем  и поведение человека. В большинстве случаев светское влияние на поведение человека направленно на преобразование внешнего поведенческого облика человека. При этом незначительно меняется внутренняя составляющая. Таким образом  коррекция поведения в светском понимании отлично от христианского перевоспитания. 
Социально-педагогическая деятельности» в христианской Церкви. 
Социально-педагогическая деятельность Церкви  была и остается одной ее главной задачи утверждения Евангелия и его проповеди.

Церковь как институт выступает в роле субъекта социально-педагогической деятельности и может считаться макроуровнем в сфере социальной педагогики, А приход, община и сам христианин рассматривается на макроуровне. Объектами социально-педагогической работы может стать все, кто подпадет под влияние социального педагога. Особое внимание уделяется прихожанам церкви и социально незащищенным слоям населения. Основной задачей христианской педагогики является воспитание человека в «образе и подобии». И в связи с этим работа социального педагога с различным контингентом должна придерживаться определенных принципов таких как: уважение к свободе личности, соблюдение прав ребенка, изучение процесса перевоспитания каждого члена общины. Часто деятельность социально педагога может сводиться к консультированию, исследованию, участию в проектах. 
Часто церковь может сделать то, что не сможет сделать социальный педагог. Это утверждение особенно верно в тех случаях, когда семья не справляется со своими основными функциями» а для ребенка отсутствует возможность пребывания в другом месте. Церковное общение также дает положительные результаты в процессе реабилитации лиц с делинквентным и девиантным поведением. На этих основах может строиться плодотворное сотрудничество между церковью и социальным педагогом.

 

 На сегодняшний день не существует однозначной классификации сфер социально-педагогической деятельности православных приходских общин.

 

Склярова Т.В. рассматривает деятельность социального педагога приходе, возникающие проблемы социально-педагогического характера, потребности прихода в квалифицированной помощи педагогов, а также влияние традиции на современное состояние православного воспитания.[15]

Сластенин В.А. назначение социально-педагогической деятельности видит в оказании компетентной социально-педагогической помощи населению, в повышении эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей, подростков и юношей. Автор высказывает идею о пользе осмысления религиозного воспитания в контексте возрождения социально-культурных  традиций России.[18]

Фирсов М.В. рассматривает область деятельности социального педагога в местах лишения свободы при этом обозначает три рабочих поля: управление, персонал, заключенные. По мнению автора одной из самых  важных задач социальных  работников социальных педагогов является переформирование института тоталитарного типа в институт социального обучения. [19]

Холостова Е.И. рассматривает социально-педагогическую модель, в основе которой лежит положение, что воспитание выступает частью процесса социального становления человека как сознательное целенаправленное воздействие на индивида.[20]

Шакурова М.В. под социально-педагогической деятельностью понимает деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания (забота общества о своем прогрессе в лице младших поколений) и социально педагогической защиты (система условий и средств, обеспечивающих физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность воспитанника).[21]

 Каждый из рассмотренных авторов вкладывает свой смысл в характеристику социально-педагогической деятельности, рассматривая эту деятельность  как часть общей системы, но не рассматривая  ее  как самостоятельное социальное явление, имеющее, свои направления, формы и методы.

Мы помним, что для решения поставленных нами задач необходимо четко понимать, что мы можем отнести к социальной работе, а что к приходской педагогике.

Егорова З.В. сравнивает православный приход с микросоциумом. Дает определение, что это действующий на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные  воспитательные организации, а также различные неформальные группы жителей. При этом влияние микросоциума на процесс социализации зависит от объективных характеристик самого человека. Автор говорит, что эффективность воспитания и позитивной социализации в целом и отчасти зависят от того, удастся или нет создать воспитатетльное пространство,  и от  того, сколько эффективно оно функционирует и развивается.[10]

Субъектами социально-педагогической деятельности выступают: Церковь и приход.

Объектами социально-педагогической деятельности выступают: прихожане прихода, особенное внимание уделяется детям и подросткам.

 «Очень важным для обеспечения успеха приходской социально-педагогической  работы является наличие заинтересованной общины.»[1]

«Христианская община действует на объект социально-педагогической деятельности как непосредственно, так и опосредованно. Главной миссией христианской педагогики является воспитание или вернее сказать перевоспитание, которое происходит в контексте христианской общины.»[4]

Энно Розенбум утверждает, «что субъектом церковной педагогической деятельности является приход, а также указывает, что весь процесс жизнедеятельности Церкви соприкасается и с лицами деликвентного поведения через организацию богослужений и встреч на местах предварительного заключения и лишения свободы. Встречи со священнослужителями, социальными работниками и педагогами помогают поддерживать связь с социумом в процессе социального перевоспитания. К особой сфере социально-педагогического служения церкви можно отнести окормление  детских домов и интернатов, поддержка их материального и социального статуса, что в свою очередь положительно влияет на процесс их социализацию.»[17]

Таким образом, социально-педагогическая деятельность Церкви направлена на призыв к «деланию добра» и налаживанию конструктивного взаимодействия между людьми.

Подводя итог данной главе, мы можем сказать, что социально-педагогическая деятельность православных приходских общин недостаточно изучена. Социально-педагогическая деятельность Церкви выражена через организацию в приходах классов воскресной школы, клубов пения и иконописи, всевозможных кружков, организацию миссионерских и паломнических поездок, работу  с лицами делинквентного поведения через организацию богослужений  и встреч в местах предварительного заключения и лишения свободы, окормление детских домов и интернатов через материальную и духовную поддержку;

Субъектами социально-педагогической деятельности выступают Церковь и приход, объектами  социально-педагогической деятельности выступают: прихожане прихода, особенное внимание уделяется детям и подросткам; для организации качественного социально-педагогической работе на приходах Церковь нуждается в профессиональных кадрах.

 

3. Исследование  социально-педагогической деятельности прихода, на примере храма Пресвятой Троицы в Щурово г. Коломна.

Первое упоминание о селе Щурове в исторических документах относится к концу XVI в. Это место знаменательно тем, что здесь с давних времён проходила граница двух княжеств - Московского и Рязанского, а позже и двух губерний (о чём зримо свидетельствует сохранившийся доныне пограничный столб). 
В 1775 г. княгиней Наталией Александровной Голицыной в Щурове был построен деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Позже, в 1815 г., по усердию полковника Адриана Моисеевича Грибовского в церкви появился ещё один престол - в честь мучеников Адриана и Наталии. 
В 1883 г. священник Феодор Соколов принимает решение строить новый каменный храм. Вместе с прихожанами он подготавливает участок земли под строительство рядом с существующей церковью Живоначальной Троицы.  
В 1892 г. губернские власти утверждают проект, разработанный известным московским архитектором, статским советником М.К. Геппенером. Он выполнен в модном тогда византийском стиле, по мотивам знаменитой Святой Софии в Константинополе.  
В следующем, 1893 г., у храма уже есть староста - Матвей Иванович Савинов, коренной житель села Щурова, купец из крестьянского сословия. За большой вклад в строительство и благоустройство новой церкви он был награждён золотыми медалями Священного Синода. Помимо М.И. Савинова, крупные пожертвования на храм осуществлялись семьями братьев Липгартов и их племянника Эмиля Рингеля - владельцев цементного производства в Щурове и завода сельхозтеники в Бочманове, фабрикантов и купцов Морозова, Шарапова, Корнеева, Бабушкина. 
Сооружалась церковь под руководством инженера Иосифа Витшаса, целиком из местного строительного материала: бутового камня, цемента и извести от Товарищества «Липгарт и Ко» и кирпича коломенского производства - завода доктора Модеста Лозовского.  
В 1900 г. строительство храма подошло к завершению. Кроме центрального

Информация о работе Теоретические основы деятельности социального педагога на приходе