Технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является изучение технологий профилактики девиантного поведения в сфере образования.
В этой курсовой работе я ставлю перед собой следующие задачи:
Исследовать научную литературу по теме: «Девиантное поведение».
Рассмотреть понятие «Девиантное поведение» и его проявления у детей и подростков.
Изучить социальные технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования.
Познакомиться с работой школьного социального педагога .
Проанализировать работу социального педагога в сфере образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие «девиантное поведение личности»……………………….…
1.2 Виды девиантного поведения в обществе….……................................
1.3 Девиантное поведение у детей и подростков…………………………
1.4 Классификация отклоняющегося поведения школьников………......
1.5 Профилактика девиантного поведения подростков…………………
2. Анализ работы школьного социального педагога…..……………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая hf,jnf Dfketdf N .doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

     Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям:

сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;

особые  склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

личностные  качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;

счастливый  случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

     Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.  
 

1.3 Девиантное поведение у детей и подростков

     Проблема отклоняющегося поведения наиболее актуальна в детском и подростковом возрасте, которому свойственны несформированность "Я"- концепции, социальная незрелость. На каждом этапе взаимодействие личности с внешней средой различно. Среда и методы воспитания оказывают мощное воздействие на установки и ценностные ориентации формирующейся личности. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако, когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво. Статистика свидетельствует, что каждый третий подросток-правонарушитель рос без отца, а в тех случаях, когда были оба родителя, у каждого четвертого отец страдал алкоголизмом.

     Средой такого поведения являются  улица, семья, трудовой (учебный)  коллектив и т. п. провоцируют  девиантное поведение социально-экономические  условия, семейно-бытовые и межличностные отношения, социально-культурное окружение, общение людей друг с другом.

     Часто подростки не удовлетворены  взаимоотношениями с родителями. В современном обществе налицо  нерешенность проблемы "отцов  и детей", которая проявляется  в нестабильности положения подростка в семье, отсутствии благоприятного микроклимата, препятствующем возникновению отклоняющегося поведения, в самых разнообразных формах.

     Из опыта работы по проблемам  семейного воспитания можно предположить, что почти всегда родителей волнует поведение ребенка, но очень редко они задумываются над тем, какую роль при этом играет их собственное поведение. В то же время уже давно доказано, что поведение родителей влияет на поведение ребенка, прослеживаются устойчивые закономерности: родители являются для ребенка значимыми людьми, тип их поведения является моделью для подражания (даже если ребенок в душе осуждает родителя, его манеру поведения, он поневоле подражает ему, т.к. репертуар уже знаком).

     Если определенные поведенческие  реакции ребенка вызывают неодобрительную оценку со стороны родителей, ребенок стремится к изменению. Позитивное отношение родителей к поведенческим проявлениям ребенка является поддержкой формирования у последнего адекватного типа поведения.

     Сплоченная семья способствует развитию у ребенка высокой самооценки. Родители в глазах ребенка всегда успешны, являются для него эталоном поведения. Такой ребенок меньше подвержен стрессу, осознает свои сильные и слабые стороны, учитывает их в процессе достижения цели. Уверенность в себе обеспечивает ему независимое положение, социальные действия ребенка позитивны, он меньше занят внутренними проблемами, открыто и прямо выражает свои мысли. Его поведение отличается от поведения ребенка, находящегося в депрессивном состоянии, которое характеризуется пассивностью, неуверенностью в себе, неумением противостоять влиянию со стороны других людей, боязнью выразить свое мнение.

     Поведение детей авторитарных  родителей сопровождается повышенной  тревожностью, напряженностью, элементами фрустрации, социальной пассивностью.

     Если же поведение родителей  сочетает заботу и контроль, заинтересованность  и требовательность, то у ребенка  формируется социальная активность, открытость, позитивная направленность  на окружающих, более высокие стандарты поведения.

   
 

1.4 Классификация отклоняющегося поведения школьников

    Виды и формы девиантного поведения проявляются во вредных привычках, пагубность которых дети и подростки не осознают.

     Одна из распространенных вредных  привычек – курение. К нему приобщаются из-за стремления подражать взрослым. Опасаясь родителей, подросток начинает курить тайком в компании сверстников. Чтобы купить сигареты, он начинает «выкраивать» деньги из выдаваемых родители на различные цели (завтраки, кино и т. д.). появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке, распечатать, вынуть сигарету и угостить сверстников. Эмоциональный фон, попутные беседы на запретные темы способствуют закреплению привычки, хотя на начальном этапе курение вызывает неприятные ощущения (кашель, головокружение, тошноту).

     Алкоголизм. Это болезнь, которая возникает на основе неумеренного употребления алкоголя. Для молодых людей нет такого понятия, как безвредное употребление алкоголя. Несформировавшийся растущий организм не приемлет на себя воздействие спиртного. Алкоголь на подростков действует деградирующее. Именно в подростковом возрасте принятие спиртного является злоупотреблением.

     Подростковый алкоголизм, как и любой другой не возникает на пустом месте, должны быть очевидные причины, которые его вызывают. Начинается алкоголизм в столь юном возрасте, как водится с семейных посиделок. Ребенку разрешили попробовать шампанское на новый год, а потом понеслось и поехало. Либо возможен другой вариант, ребенок хочет “играть” во взрослого, видя, как протекает застолье, с тостами, с шутками, с неотъемлемым алкоголем.

     Подростковый алкоголизм плох еще тем, что чувство меры у молодых людей не развито, все, что можно выпить, то выпивается, при этом без особых раздумий на счет состояния своего здоровья. О закуске речи, зачастую, не идет и вовсе. Подростки, не имеющие опыта отравления организма алкоголем, без разбора пробуют разные его виды, не зная страха, как будто это какой-нибудь сок. Самое страшное в этом то, что подросток начинает пить часто и помногу.

     Бить тревогу надо уже тогда, когда он начал систематически употреблять даже слабые алкогольные напитки. Алкоголизм, как болезнь уже сформировалась и начинает пожирать подростка изнутри. Как следствие – проблемы со здоровьем, нарушение психики, проблемы в личной жизни. Можно сказать, что если молодой человек начинает притрагиваться всего, лишь 3-4 раза за месяц к бутылке, это уже является злоупотреблением.

     Этапы алкоголизма таковы – ознакомительное употребление, систематическое употребление, регулярное употребление. Алкоголизм – это болезнь, которая стала бичом современного общества. С этой проблемой необходимо бороться. К сожалению, научно доказано, что алкоголизм передается по наследству, вернее предрасположенность к нему. И что самое страшное, если отец когда-то крепко закладывал за воротник, то и ребенок в будущем рискует повторить путь родителя.

     Наркомания понимается как разновидность девиантного поведения, выражающаяся в потреблении определенной частью населения наркотических или иных токсических средств. При этом под психической зависимостью понимается неодолимое влечение подростка к наркотику без серьезных нарушений в работе его организма, а физической зависимостью считается состояние, когда подросток не может обходиться без наркотика, поскольку наркотик встроился в обменные процессы его организма. Отказ от наркотика в этом случае вызывает состояние тяжелой абстиненции (ломки).

     Подростковый возраст — возраст становления. Подросток еще плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жить, он торопится войти в мир взрослых людей. Все хочется попробовать, обо всем хочется составить собственное мнение. Добавьте к этому массу новых проблем — от экономических до сексуальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справляться с собственными чувствами и вы поймете, почему именно подросток так уязвим для наркотиков. Вот наиболее распространенные мотивы употребления наркотиков подростками:

•желание  не отстать от компании, быть «как все» в своей группе сверстников;

•желание  пережить эмоционально приятное состояние («кайф»);

•поиск  фантастических видений, галлюцинаций («поймать глюки»);

•стремление «забыться», отключиться от неприятностей;

•любопытство, желание испытать неизведанное.

Кроме внутренних причин, способных подтолкнуть  подростка к наркотикам, есть еще и внешние, то есть обстоятельства, в которых реально существует подросток и которые часто от него не зависят. К числу таких внешних причин относятся:

•жестокое обращение с подростком в семье;

•несостоятельность  в учебе; •алкоголизм родителей;

•эмоциональное  отвержение со стороны матери;

•постоянные конфликты между родителями;

•бунт против чрезмерной опеки со стороны  родителей.

     Реакция протеста (оппозиции). Одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью.

     Чаще всего эта реакция возникает  у подростка, когда в семье  конфликтная обстановка, и эта  реакция направлена против родителей,  которые, по мнению подростка,  виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких.

     Причиной реакции протеста могут  быть конфликты между родителями  или их равнодушное отношение  к подростку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо, что значимо для подростка.

     Протестные реакции могут быть  у подростков из-за чрезмерных  претензий, предъявляемых родителями, когда они ставят перед ним  непосильную задачу- в совершенстве овладеть иностранным языком, каким-либо видом спорта, музыкой и прочим, требуют примерного поведения, чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из своих сверстников, а подросток не в состоянии соответствовать тому, чего ожидают от него родители.

     Реакции протеста подростки могут  проявить и в школе, если  учителя журят их за плохую  успеваемость или какие-то проступки. 

     Реакции протеста бывают пассивными  и активными. 

     Пассивные реакции протеста - это  замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию подростка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним.

     Реакции активного протеста могут  проявляться в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, неправильные методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления.

     В поведении таких подростков  может быть нарочитость, демонстративность,  стремление шокировать всех своим  поведением. Например, подростки начинают употреблять спиртное, с родителями ведут себя вызывающе, совершают прогулы в школе, нелепым образом изменяют свою внешность – "назло всем стану панком", выбривают себе часть волос на голове и т.п.

Информация о работе Технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования