Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа
Целью моей работы является изучение технологий профилактики девиантного поведения в сфере образования.
В этой курсовой работе я ставлю перед собой следующие задачи:
Исследовать научную литературу по теме: «Девиантное поведение».
Рассмотреть понятие «Девиантное поведение» и его проявления у детей и подростков.
Изучить социальные технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования.
Познакомиться с работой школьного социального педагога .
Проанализировать работу социального педагога в сфере образования.
Введение………………………………………………………………………..
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие «девиантное поведение личности»……………………….…
1.2 Виды девиантного поведения в обществе….……................................
1.3 Девиантное поведение у детей и подростков…………………………
1.4 Классификация отклоняющегося поведения школьников………......
1.5 Профилактика девиантного поведения подростков…………………
2. Анализ работы школьного социального педагога…..……………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения
Такое поведение чаще всего свойственно подросткам с истерическим чертами характера – истерической психопатией или истерическими чертами характера. При этом главная цель подобного поведения подростка – привлечь к себе внимание любым способом, стараясь вернуть прежнюю любовь родителей. В пьянстве тоже элемент нарочитости, подросток и не стремится скрыть его от родителей, а намеренно выставляет напоказ, бравируя выпивками и получая от этого удовлетворение – " вот я им отомстил, так им и надо", особенно если родители негативно относятся к пьянству.
Реакция имитации. Имитация – это стремление подражать во всем кому-либо. В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым.
В подростковом возрасте они обычно избирают себе "кумира" – киногероя, актера, популярного певца или музыканта – и стараются копировать его и в одежде, и в прическе, и в поведении. Когда они в качестве кумира избирают "положительного" героя и в своем стремлении к подражанию не доходят до крайностей, то в этом никакой патологии нет, как правило, с возрастом это проходит. Но если объектом подражания является "отрицательный" герой – вот тогда родителям следует заранее быть готовым ко всяким неприятностям. Со свойственным этому возрасту максимализмом подросток постарается не только копировать "отрицательного" героя, но и "переплюнуть" его во всех отрицательных поступках.
И самые большие неприятности
ждут родителей, когда
Собственной нравственной
В отличие от взрослых, они еще не умеют использовать чужой негативный опыт. Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, что с этим связано. Со слов родителей они знают, что воровать нельзя, но сами объяснить, почему нельзя, они вряд ли сумеют. Подростки не знают и не бояться социальных последствий правонарушений.
Не зная, что такое криминал и как общество за это наказывает, подростки в группе с асоциальным или криминальным лидером могут совершить любой поступок, если прикажет лидер и за ним последует вся группа.
Даже кратковременное
Подростку уже скучно в школе и не хочется быть дома, потому что в группе все гораздо интереснее, там "настоящая, взрослая" жизнь, свои тайны и секреты – это вторая задача отрицательного лидера – добиться, чтобы подростки не рассказали родителям, где и с кем они проводят время и чем занимаются. Поэтому подростки становятся скрытными, огрызаются на расспросы родителей, если не сумеют соврать убедительно, а в дальнейшем уже начинают обманывать их, опять-таки по подсказке "лидера", и родители могут даже не подозревать, кто теперь руководит всей жизнью их ребенка.
Реакция группирования со сверстниками. Реакция группирования со сверстниками по своим проявлениям при крайних выражениях близка к вышеописанной реакции, за исключением того, что здесь нет взрослого отрицательного лидера.
Таким лидером становится кто-то из членов самой группы, особенно если он старше других, имеет опыт употребления спиртного и физически сильнее остальных. Стремление к группированию со сверстниками вообще присуще подростковому возрасту, даже если это не достигает степени крайних асоциальных проявлений.
Но если "лидер" имеет криминальные
наклонности или опыт, то такая
подростковая группа может
"Лидер" становится для них
непререкаемым авторитетом,
Реакция эмансипации. Это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами.
Чем больше подростка
С таким поведением наверняка
сталкивались многие родители, объясняя
его упрямством и
Крайние формы она приобретает
именно при неправильном
Но у некоторых слабых
А в других случаях подростки,
наоборот, чем больше родители
проявляют свой деспотизм, тем
неправильнее ведут себя
Побеги из дома. Есть много причин побегов детей из дома, например, когда с ними плохо обращаются в семье, унижают или бьют, когда родители – алкоголики.
Многие девочки убегают после
сексуального насилия со
Побег может быть вызван реакцией оппозиции. Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или психической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома. Побеги можно рассматривать как реакцию протеста на недостаточное внимание родителей или на их чрезмерные требования и деспотизм, протест против навязываемого им образа жизни, который они возненавидели.
Дромомания. Это склонность к бродяжничеству. Она рассматривается психиатрами как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями – обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям.
Истинная дромомания
Реакции увлечения. Большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, например коллекционирование, занятие спортом, но могут быть и нестойкими, когда подросток увлекается то одним, то другим.
У некоторых подростков
В большинстве случаев в этом
нет никакой патологии, со
Патологией являются чрезмерно
выраженные увлечения, когда
Чрезмерным бывает и увлечение силовыми или боевыми видами спорта для защиты и нападения – самбо, карате, дзюдо и другие. Причем опасно в этом случае не само по себе занятие такими видами спорта, а те цели, ради которых подростки овладевают приемами самозащиты и нападения. Став значительно крепче и сильнее своих сверстников и зная многие приемы, они начинают задирать не только ровесников, но и взрослых прохожих, намеренно провоцируя драку, чтобы "продемонстрировать" свою силу и бесстрашие.
Реакции компенсации и гиперкомпенсации. Это возникновение личностных проявлений и таких форм поведения, с помощью которых подросток старается скрыть, замаскировать свои слабые стороны. Или они являются средствами психологической защиты, например, когда подросток переживает чувство собственной неполноценности из-за своего физического или психического недостатка.
При реакциях гиперкомпенсации
поведение может иметь
Иногда реакция
Реакции компенсации и
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Сюда относятся различные группы онанизма (мастурбации) у подростков, включая групповую и совместную мастурбацию, раннее начало половой жизни, беспорядочные половые связи, например в подростковой группе.
Вовлечение подростка в группу может быть вызвано именно рано пробудившимся сексуальным влечением, реализовать которое в иных условиях подросток не может. "Доступность" девочек – членов группы может показаться весьма привлекательной для подростка, и именно по этой причине он стремится в такую группу. Формирующееся сексуальное влечение еще не дифференцировано, поэтому для его удовлетворения могут использоваться и сексуальные извращения.
Малолетняя проституция. Многие девочки после побега из дома становятся малолетними проститутками. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, чаще всего они попадают под влияние асоциальных личностей, которые приобщают их к пьянству и проституции. Сами девочки не испытывают сексуального влечения ни к своим сверстникам, ни к взрослым мужчинам. Раннее начало сексуальной жизни, в отличие от мальчиков, не связано с рано пробудившимся сексуальным влечением.
Некоторые из таких девочек
подверглись изнасилованию в
подростковой группе, но сами
они это не считают
Информация о работе Технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования