Технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является изучение технологий профилактики девиантного поведения в сфере образования.
В этой курсовой работе я ставлю перед собой следующие задачи:
Исследовать научную литературу по теме: «Девиантное поведение».
Рассмотреть понятие «Девиантное поведение» и его проявления у детей и подростков.
Изучить социальные технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования.
Познакомиться с работой школьного социального педагога .
Проанализировать работу социального педагога в сфере образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие «девиантное поведение личности»……………………….…
1.2 Виды девиантного поведения в обществе….……................................
1.3 Девиантное поведение у детей и подростков…………………………
1.4 Классификация отклоняющегося поведения школьников………......
1.5 Профилактика девиантного поведения подростков…………………
2. Анализ работы школьного социального педагога…..……………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая hf,jnf Dfketdf N .doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

     Ответственность и контроль над указанным видом деятельности, постановку и снятие с внутри школьного учета, оформление соответствующей документации осуществляет социальный педагог , персонально ответственное за организацию профилактической работы в образовательном учреждении, назначенное приказом директора. Так,

     С учащимися, стоящими на внутри школьном учете проводятся профилактические беседы, например, с Сашей Ч. 7а, который пропускает занятия в школе без уважительных причин. В 7-м классе подросток посетил 9 учебных дней, после чего перестал ходить в школу. В семье сложилась неблагоприятная обстановка, контроль за поведением Саши со стороны матери отсутствует, ребенок оставлен на попечение бабушки.

     Подросток и семья были поставлены на внутри школьный учет. Социальный педагог осуществлял контроль над ситуацией в семье, консультировал, участвовал в решении проблем семьи.

     С родителями и подростком неоднократно проводились беседы, мальчик посетил консультацию психолога, было составлено индивидуальное расписание занятий. Формирование учебной мотивации строилось на основе интереса трудного подростка к истории и математике.

     Родители долго не прилагали усилий для исправления ситуации, и на Комиссии был поставлен вопрос о лишении их родительских прав. Это стало переломной точкой в работе с семьей. Ситуация стабилизировалась. Комиссия сняла семью с контроля, и дальнейшая работа осуществлялась социальным педагогом школы.

     Наташа Л. 7б злостно уклоняется от обучения, пропускает занятия в школе без уважительных причин. Так, с начала учебного года ею пропущено 64 урока, по предварительным данным, девочка по итогам второй четверти могла иметь 3 двойки. В последнее время, она стала грубой и агрессивной нецензурно выражается. Мать, зная, что дочь не посещает занятия, мер по ее возвращению в школу не предпринимает. Меры педагогического воздействия положительного результата не дают.

     Семья была обследована социальным педагогом Мацковой А. А.. Установлено, что в семье сложные взаимоотношения между родителями, которые разведены, но проживают вместе и часто конфликтуют, все это происходит на глазах у девочки. В связи с этим Наташа замыкается в себе, старается чаще бывать вне дома. Отсутствие контроля со стороны матери способствует уклонению несовершеннолетней от обучения.

     Мама и подросток прошли курс консультаций психолога. В школе смогли организовать дополнительные занятия для ликвидации пробелов в знаниях Натальи, хотя серьезных изменений во взаимоотношениях родителей не произошло, девочка стала чувствовать себя увереннее, вернулась в школу, удовлетворительно закончила четверть, нормализовались ее отношения с классом.

     Александр П. 9а употребляет алкогольные напитки, неопрятный внешний вид. В настоящее время других замечаний подросток не имеет, по месту учебы характеризуется удовлетворительно.

     Основную работу с подростком вел социальный работник. Беседуя с мальчиком, она выяснила, что употребление спиртного воспринимается им как основной способ организации свободного времени и взаимоотношений со сверстниками. Саше предложили прийти в школьный клуб старшеклассников, где он принял участие в организации школьных мероприятий, нашел новых друзей, новую среду общения. Ситуация стабилизировалась.

     Таким образом, выявленные факторы, безусловно, влияют на правонарушение несовершеннолетних, но самое главное это то, что трудные подростки потеряли надежду на то, что в их жизни что-то может измениться и это они связывают с неблагополучием в их семьях. Вот эту надежду на будущее несовершеннолетних социальные работники обязаны возродить в них. Это самая главная цель работы органов социальной защиты, помочь подросткам преодолеть все тягости их жизни.

Профилактика  дезадаптивного поведения детей  и подростков:

  1. Ранняя диагностика детей “группы риска”:

    -подробное  изучение личности  ребенка;

    -посещение  семьи и выявление внутрисемейных  проблем;

    -подключение  социальных служб и оказание помощи.

  1. Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения:
    • коллективно-творческая деятельность;
    • создание детско-молодежных общественных объединений;
    • вовлечение в спортивные секции и организация досуга.
  2. Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, специализированных учреждений, служб:

    -тренинговые  занятия с детьми по выявлению  и устранению психологических проблем;

    -групповые занятия  по программе «Позитивное развитие личности»;

    -профилактические  занятия  по программе «Подростковая  наркомания»;

  1. Консультативно – разъяснительная работа с родителями:

    - лекционная  профилактическая  работа;

     -психологические консультации.

Работа  с трудными подростками:

  1. организация и проведение рейдов в рамках операции “Подросток”.
  2. Посещение и составление актов обследования жилищно – бытовых условий семей “группы риска”
  3. Индивидуальные консультирования по разрешению проблем детей и подростков.
  4. Постоянный контроль присутствия на уроках учащихся, состоящих на различных видах учета.
  5. Семейное консультирование.
  6. Вовлечение подростков в различные кружки, секции, участие их в коллективной  деятельности .   

Работа  с неблагополучными семьями:

  1. социальный паспорт семьи
  2. выявление проблемы и способы её устранения
  3. подключение социальных служб помощи семье и детям
  4. вызов родителей на Совет профилактики правонарушений индивидуальные консультации родителей

   
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

     Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

Выводы:

  • Исследовав научную литературу по теме: «Девиантное поведение», я отобразила основные проявления девиантного поведения в обществе.
  • Рассмотрев понятие «Девиантное поведение» и его проявления у детей и подростков, я составила классификацию отклоняющегося поведения школьников, указала на актуальность данной темы.
  • В данной курсовой работе я изучила и осветила социальные технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования.
  • Выполняя  практическую часть курсовой работы, я познакомилась с работой школьного социального педагога, с его должностными обязанностями и ведением документации.

     Теоретический анализ литературы  показал, что развитие личности  происходит преимущественно под  влиянием взрослых, воспитательные  воздействия которых направлены  на формирование общественно  одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же подросток не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требований родителей, учителей, то это рассматривается взрослыми как сопротивляемость педагогическим воздействиям, как трудный подросток.

     Социальная служба школы направлена на профилактическую и реабилитационную работу с учащимися. В качестве профилактики проводится много общешкольных мероприятий, имеющих целью предупредить проявления девиантного поведения школьников. Такие же массовые мероприятия проводятся в школе и для родителей. Социальный педагог работает индивидуально с каждым ребенком, проявляющим девиантное поведение. Сюда включаются индивидуальные беседы с детьми, которые прогуливают уроки, употребляют сигареты и спиртные напитки в свободное время и их родителями, посещение семей на дому, деловые переговоры с учителями и подключение к решению проблем педагога-психолога. Включение детей с отклоняющимся поведением в общественно-полезные школьные дела. Составление специальных программ для коррекции девиантного поведения.

     Я считаю, что социальный педагог для профилактики девиантного поведения должен применять все возможные технологии. Анализируя работу социального педагога Мацьковой Аллы Александровны, я поняла, что профилактическая работа с детьми и подростками в данной школе активно ведется и делается все возможное для уменьшения количества проявлений девиантного поведения у детей и подростков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. “Социальная работа”/ Под ред. Курбатова  В.И.,  Ростов-на-Дону,  М.2000г.
  2. http://ecsocman.edu.ru/text/16097837/
  3. http://www.narcom.ru/parents/parents/9.html
  4. Габиани А.А.»На краю пропасти: наркомания и наркоманы». М., 1990г.
  5. Габиани А.Л. «Наркотики в среде учащейся молодежи», Социс №9, 1990г.
  6. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля: краткий очерк // Рубеж (альманах социальных исследований). 1992.  № 2. С. 51-68.
  7. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. «Социодинамика самоубийств», Социс №5, 1988г.
  8. Голод С.И. «Проституция в контексте изменений половой морали», Социс №2,. 1988г.
  9. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии», М., 1995
  10. Журнал  “  Социологические  исследования”  2000  год  №  4  С.А.Быков
  11. Журнал “ Социологические  исследования”  1999  год  №  5  Л.А.Журавлева  “
  12. Журнал “ Социологические  исследования”1998год  №  8  Т.В.Ковалева,  О.К.
  13. Журнал “Вестник психосоциальной и коррекционной работы”  2000  год  №  4
  14. Иванов В.Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы»
  15. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. «Социологическая теория девиантного поведения», Социально-политический журнал №4, 1993г.
  16. Московский государственный социальный университет. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. - М.: Союз, 1996.
  17. Перешеина Н. В., Заостровцева М. Н. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
  18. Петелин Б.Я. «Организованная преступность несовершеннолетних», Социс №9, 1990г.
  19. Померанц Г. «Сквозь несогласие», Новое время №35, 1994г.
  20. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Центр, 1997.
  21. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.
  22. Социально-политический журнал №2, 1995г.
  23. Социальные технологии: Толковый  словарь/  Ответ.  ред.  Иванов  В.Н.  ,
  24. Стариков Е. «Маргиналы, или размышление на старую тему: «Что с нами происходит?», Знамя №10, 1989г.
  25. Теория социальной работы/ Под. ред. Е.И.Холостовой, М.-1998год.
  26. Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 1994.
  27. Федеральный закон “ Об основах  системы  профилактики  безнадзорности  и правонарушений” № 120 –ФЗ от 24.06.1999 г.
  28. Шихирев П.Н. «Жить без алкоголя? Социально-психологические проблемы пьянства и алкоголизма». М., 1988г.

Информация о работе Технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования