Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа
Целью моей работы является изучение технологий профилактики девиантного поведения в сфере образования.
В этой курсовой работе я ставлю перед собой следующие задачи:
Исследовать научную литературу по теме: «Девиантное поведение».
Рассмотреть понятие «Девиантное поведение» и его проявления у детей и подростков.
Изучить социальные технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования.
Познакомиться с работой школьного социального педагога .
Проанализировать работу социального педагога в сфере образования.
Введение………………………………………………………………………..
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие «девиантное поведение личности»……………………….…
1.2 Виды девиантного поведения в обществе….……................................
1.3 Девиантное поведение у детей и подростков…………………………
1.4 Классификация отклоняющегося поведения школьников………......
1.5 Профилактика девиантного поведения подростков…………………
2. Анализ работы школьного социального педагога…..……………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения
Ответственность и контроль над указанным видом деятельности, постановку и снятие с внутри школьного учета, оформление соответствующей документации осуществляет социальный педагог , персонально ответственное за организацию профилактической работы в образовательном учреждении, назначенное приказом директора. Так,
С учащимися, стоящими на внутри школьном учете проводятся профилактические беседы, например, с Сашей Ч. 7а, который пропускает занятия в школе без уважительных причин. В 7-м классе подросток посетил 9 учебных дней, после чего перестал ходить в школу. В семье сложилась неблагоприятная обстановка, контроль за поведением Саши со стороны матери отсутствует, ребенок оставлен на попечение бабушки.
Подросток и семья были поставлены на внутри школьный учет. Социальный педагог осуществлял контроль над ситуацией в семье, консультировал, участвовал в решении проблем семьи.
С родителями и подростком неоднократно проводились беседы, мальчик посетил консультацию психолога, было составлено индивидуальное расписание занятий. Формирование учебной мотивации строилось на основе интереса трудного подростка к истории и математике.
Родители долго не прилагали усилий для исправления ситуации, и на Комиссии был поставлен вопрос о лишении их родительских прав. Это стало переломной точкой в работе с семьей. Ситуация стабилизировалась. Комиссия сняла семью с контроля, и дальнейшая работа осуществлялась социальным педагогом школы.
Наташа Л. 7б злостно уклоняется от обучения, пропускает занятия в школе без уважительных причин. Так, с начала учебного года ею пропущено 64 урока, по предварительным данным, девочка по итогам второй четверти могла иметь 3 двойки. В последнее время, она стала грубой и агрессивной нецензурно выражается. Мать, зная, что дочь не посещает занятия, мер по ее возвращению в школу не предпринимает. Меры педагогического воздействия положительного результата не дают.
Семья была обследована социальным педагогом Мацковой А. А.. Установлено, что в семье сложные взаимоотношения между родителями, которые разведены, но проживают вместе и часто конфликтуют, все это происходит на глазах у девочки. В связи с этим Наташа замыкается в себе, старается чаще бывать вне дома. Отсутствие контроля со стороны матери способствует уклонению несовершеннолетней от обучения.
Мама и подросток прошли курс консультаций психолога. В школе смогли организовать дополнительные занятия для ликвидации пробелов в знаниях Натальи, хотя серьезных изменений во взаимоотношениях родителей не произошло, девочка стала чувствовать себя увереннее, вернулась в школу, удовлетворительно закончила четверть, нормализовались ее отношения с классом.
Александр П. 9а употребляет алкогольные напитки, неопрятный внешний вид. В настоящее время других замечаний подросток не имеет, по месту учебы характеризуется удовлетворительно.
Основную работу с подростком вел социальный работник. Беседуя с мальчиком, она выяснила, что употребление спиртного воспринимается им как основной способ организации свободного времени и взаимоотношений со сверстниками. Саше предложили прийти в школьный клуб старшеклассников, где он принял участие в организации школьных мероприятий, нашел новых друзей, новую среду общения. Ситуация стабилизировалась.
Таким образом, выявленные факторы, безусловно, влияют на правонарушение несовершеннолетних, но самое главное это то, что трудные подростки потеряли надежду на то, что в их жизни что-то может измениться и это они связывают с неблагополучием в их семьях. Вот эту надежду на будущее несовершеннолетних социальные работники обязаны возродить в них. Это самая главная цель работы органов социальной защиты, помочь подросткам преодолеть все тягости их жизни.
Профилактика дезадаптивного поведения детей и подростков:
-подробное изучение личности ребенка;
-посещение
семьи и выявление
-подключение социальных служб и оказание помощи.
-тренинговые занятия с детьми по выявлению и устранению психологических проблем;
-групповые занятия по программе «Позитивное развитие личности»;
-профилактические
занятия по программе «
- лекционная профилактическая работа;
-психологические консультации.
Работа с трудными подростками:
Работа с неблагополучными семьями:
Заключение
Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.
Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.
Выводы:
Теоретический анализ
Социальная служба школы направлена на профилактическую и реабилитационную работу с учащимися. В качестве профилактики проводится много общешкольных мероприятий, имеющих целью предупредить проявления девиантного поведения школьников. Такие же массовые мероприятия проводятся в школе и для родителей. Социальный педагог работает индивидуально с каждым ребенком, проявляющим девиантное поведение. Сюда включаются индивидуальные беседы с детьми, которые прогуливают уроки, употребляют сигареты и спиртные напитки в свободное время и их родителями, посещение семей на дому, деловые переговоры с учителями и подключение к решению проблем педагога-психолога. Включение детей с отклоняющимся поведением в общественно-полезные школьные дела. Составление специальных программ для коррекции девиантного поведения.
Я считаю, что социальный педагог для
профилактики девиантного поведения должен
применять все возможные технологии. Анализируя
работу социального педагога Мацьковой
Аллы Александровны, я поняла, что профилактическая
работа с детьми и подростками в данной
школе активно ведется и делается все
возможное для уменьшения количества
проявлений девиантного поведения у детей
и подростков.
Список литературы
Информация о работе Технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования