Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 11:13, курсовая работа
Старение населения - глобальный многомерный процесс, охвативший в XXI веке все мировое сообщество. При этом по оценкам демографов, население развитых стран будет продолжать стареть нарастающими темпами.
ООН признает, что в мире сохраняется неравенство в плане наличия программ социальной защиты и обеспечения пожилых людей.
Введение
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
1.1 Социальный статус человека в старости
1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
2.1 Нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми
2.2 Социальное обеспечение пожилых людей
2.3 Пенсионное обеспечение пожилых людей
Заключение
Список литературы
Среди пожилых, удовлетворенных жизнью, женщин - 55,6%, мужчин - 43,1%. Среди наиболее удовлетворенных жизнью проживают в своих домах - 48,5%, квартирах - 28,3%, в интернатных учреждениях - 17,9%. Степень удовлетворенности практически не зависит от местожительства пожилых людей и достоверно не отличается у жителей сельской местности, малых и крупных городов.
При этом 30% пожилых людей никогда не испытывают чувства одиночества, 22,1% испытывают его крайне редко. 29,8% пожилых людей иногда испытывают чувство одиночества, а 15 % испытывают его часто. Данный показатель практически не зависит от пола и местожительства. Можно отметить, что с возрастом чувство одиночества возникает чаще. Наиболее существенными факторами, определяющими качество жизни пожилого человека, могут быть определены:
. Семейный статус. Среди
полностью удовлетворенных
Интенсивность родственных контактов, в том числе совместное проживание, значимо влияет на чувство удовлетворенности. Чем чаще пожилые люди общаются с родственниками, тем больше удовлетворенность жизнью, тем реже испытывают чувство одиночества. Среди полностью удовлетворенных жизнью испытывают часто чувство одиночества 7,7% пожилых людей, среди тех, кто неудовлетворен жизнью - 43%. Среди тех, кто никогда не испытывает чувство одиночества полностью удовлетворены своей жизнью 31% пожилых людей, неудовлетворены своей жизнью 5%. Среди тех, кто полностью удовлетворен своей жизнью 20% редко общаются с родственниками, 47,8% - часто. Среди тех, кто неудовлетворен своей жизнью - 39,8% редко общаются с родственниками, 12,8% - часто.
. Социальные взаимодействия.
Позитивность социальных
Среди неудовлетворенных - 7,5% хорошие взаимоотношения с соседями, 13,5% - плохие. Полностью удовлетворенные жизнью чаще других посещают выставки, кино, театры, спортивные секции, творческие кружки. В целом степень участия пожилых людей в общественной жизни крайне низкая, но, как уже отмечалось, среди тех, кто постоянно посещает творческие кружки, студии, спортивные секции, кино, театры, выставки степень удовлетворенности жизнью намного выше. Участие пожилых людей в общественной жизни, в том числе в деятельности общественных организаций не проявляется как значимый фактор удовлетворенности жизнью.
. Состояние здоровья. Субъективная
оценка пожилыми людьми
. Качество бытовых условий.
Качество условий проживания
является существенным
. Уровень доходов, трудовая
активность. Уровень пенсионного
обеспечения отражен в оценках
пожилых людей как важный, но
не основной фактор
Среди тех, кто работает, чтобы выжить, 15,8% удовлетворены своей жизнью, 30% совсем неудовлетворенны. Среди тех, кто работает, потому что хочет быть нужным ситуация обратная. Больше всего удовлетворенных жизнью в группе пожилых людей, которые не работают, потому что пенсии на все хватает (37,1%). Меньше всего неудовлетворенных жизнью среди пожилых людей, которые работают, потому что хотят быть нужными (3,8%) и среди тех, кто не работает, так как пенсии на все хватает (4,8%).
Полностью удовлетворенные жизнью пожилые люди чаще прекращали трудовую деятельность, чтобы помогать детям и внукам. Учитывая, что для пожилых людей главной ценностью является благополучие детей и внуков, можно сказать, что возможность им помогать является фактором удовлетворенности жизнью и одним из главных стимулов к трудовой и социальной активности.
. Отношение к пожилым людям. Субъективное переживание отношения к пожилым со стороны общества (отраженное в социальных контактах, в т.ч. и с представителями социальных институтов и органов власти) оценивается пожилыми как оценка их роли в обществе. Полностью удовлетворенные жизнью чаще оценивают отношение в России к пожилым людям как хорошее (54%), среди неудовлетворенных жизнью - 18,1%.
Выделенный интегральный показатель удовлетворенности жизнью, рассматриваемый в качестве функционального индикатора качества жизни пожилого человека, является опосредованным показателем результативности политики и практики социальных институтов. С другой стороны, состояние удовлетворенности жизнью определяет мотивационный контекст социальной активности пожилых людей.
Таким образом, для повышения качества жизни пожилых людей социальным службам следует больше внимания уделять индивидуальным проблемам, содействовать их социальной адаптации и интеграции в общество. Выделенная факторная структура качества жизни и тенденция свертывания потребностной сферы в пожилом возрасте создает возможность акцентировать политику в отношении пожилых и деятельность социальных институтов на наиболее существенных моментах жизни и приоритетных потребностях пожилых людей. Ориентация политики на повышение качества жизни, обеспечивая удовлетворение приоритетных потребностей, будет создавать условия социальной активизации пожилых.
Глава 2. Формы и методы технологии социальной работы с пожилыми людьми
.1 Нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми (ООН, РФ, РБ)
Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно ёмко. Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм:- нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей;- нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп.
В целом, российское законодательство, регулирующее обеспечение прав граждан не содержит дискриминационных норм, затрагивающих права пожилых людей. В то же время отсутствие преференционных норм и механизмов, учитывающих особый статус пожилых людей, не обеспечивает необходимый уровень поддержки этих категорий населения в сферах социальной и трудовой активности.
Источником процессов институционализации социального обслуживания стало появление общественной потребности в особом виде социальной деятельности по оказанию помощи, которая возникла в соответствующих социально-исторических условиях. Данный вид деятельности привел к развитию необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения, т.е. принятию ряда законов и подзаконных актов, закрепивших данные нормы. Институционализация социального обслуживания сформировала новую подсистему общества, состоящую из определенных социально-возрастных и социально-профессиональных групп (субъектов и объектов социального обслуживания как вида профессиональной деятельности), организаций и учреждений, выполняющих функции социального обслуживания и удовлетворяющих конкретные общественные потребности. Как отмечают социологи, в основе развития социального обслуживания в современной России лежит социальное неравенство, воспроизводящее соответствующую ему систему социальной стратификации. Данная система детерминирует систему социального обслуживания, обусловливает ее основные принципы, функции и направления. В качестве объекта социального обслуживания пожилых людей выступают: женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию. Очевидно, что доступ к социальному обслуживанию может предоставляться и в более позднее время, например, с 70 лет. Это соответствует как современным практикам развитых стран, так и степени утраты способности к самостоятельному обслуживанию.
В 1991 году, девять лет спустя после одобрения Плана, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей (резолюция 46/91). Эти 18 принципов объединены в пять групп, касающихся положения пожилых людей:
Независимость: обеспечение доступа пожилых людей к продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию посредством обеспечения их дохода, поддержки со стороны семьи, общины и самопомощи; наличие возможности у пожилых людей работать или заниматься другими видами деятельности, приносящей доход, участвовать в определении сроков и форм прекращения трудовой деятельности; участвовать в программах образования и профессиональной подготовки; жить в безопасных условиях; жить дома до тех пор, пока это возможно.
Участие: пожилые люди должны быть активно вовлечены в жизнь общества, участвовать в принятии политических решений, делиться своим опытом и знаниями с молодым поколением; пожилые люди могут выполнять работу, в том числе на добровольной основе, в интересах того сообщества (общины), членами которого они являются; пожилые люди вправе создавать движения и ассоциации лиц пожилого возраста.
Уход: обеспечение пожилых людей уходом и защитой со стороны семьи и сообщества, членами которого они являются; доступ к медицинскому обслуживанию, позволяющему поддержать или восстановить оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия; доступ к социальным и правовым услугам; возможность пользоваться услугами попечительских учреждений, обеспечивающих защиту и реабилитацию в гуманных и безопасных условиях; возможность пользоваться правами человека и основными свободами, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, право принимать решение в отношении ухода за ними и качества их жизни, находясь в любом учреждении обеспечивающем кров, лечение или уход.
Реализация внутреннего потенциала: возможность для всесторонней реализации своего потенциала; доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.
Достоинство: возможность вести достойный и безопасный образ жизни, не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию; право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, их экономического вклада.
Данные принципы достаточно четко определили общую направленность политики в отношении пожилых как активизацию и поддержку активности пожилых в общественной жизни.
В 2002 году принимается Международный план действий по проблемам старения, определяющий политику и практику государств в отношении пожилых людей. Данный документ в еще большей степени утвердил необходимость перехода при формировании социальной политики в отношении пожилых к защите их прав на достойную и активную старость.
Международный план действий по проблемам старения определяет такие центральные направления политики как:
полное осуществление всех прав человека и основных свобод всех пожилых людей;
обеспечение безопасных условий жизни пожилых людей, что предполагает подтверждение цели ликвидации нищеты среди пожилых людей;
создание условий для того, чтобы пожилые люди могли принимать полноправное и эффективное участие в экономической, политической и социальной жизни общества, в частности посредством приносящего доход и добровольного труда;
Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми