Технологии социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Старение населения - глобальный многомерный процесс, охвативший в XXI веке все мировое сообщество. При этом по оценкам демографов, население развитых стран будет продолжать стареть нарастающими темпами.
ООН признает, что в мире сохраняется неравенство в плане наличия программ социальной защиты и обеспечения пожилых людей.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
1.1 Социальный статус человека в старости
1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
2.1 Нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми
2.2 Социальное обеспечение пожилых людей
2.3 Пенсионное обеспечение пожилых людей
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Технологии социальной работы с пожилыми людьми.docx

— 75.50 Кб (Скачать файл)

создание возможностей для развития индивидуальных способностей, реализации творческого потенциала и обеспечения благосостояния на протяжении всей жизни, в том числе в старости, например, посредством обеспечения обучения на протяжении всей жизни и участия в жизни общины, при одновременном признании того, что пожилые люди не составляют единую однородную группу;

обеспечение полного соблюдения экономических, социальных и культурных прав пожилых людей, а также их гражданских и политических прав и ликвидация всех форм насилия в отношении пожилых людей и возрастной дискриминации;

принятие обязательств в отношении обеспечения равноправия пожилых женщин, в частности, путем ликвидации дискриминации по признаку пола;

признание ключевого значения семей и взаимосвязи, солидарности и взаимовыручки поколений с точки зрения социального развития;

оказание пожилым людям медицинской помощи, поддержки и социальной защиты, включая медицинскую профилактику и реабилитацию;

налаживание партнерских отношений между государственными учреждениями всех уровней, гражданским обществом, частным сектором и непосредственно пожилыми людьми в целях перевода Международного плана действий в плоскость практических мер;

проведение научных исследований, изучение опыта и задействование возможностей техники в целях анализа, в частности, индивидуальных, социальных и медицинских последствий старения, особенно в развивающихся странах;

признание особого положения пожилых людей, принадлежащих к коренному населению, их уникальных условий жизни и необходимости изыскивать средства для того, чтобы они могли эффективно участвовать в принятии непосредственно касающихся их решений.

На уровне общей идеологии социальной политики в Российской Федерации реализуется концепция участия пожилых людей в жизни гражданского общества в силу их возможностей и желаний.

Одним из базовых нормативно-правовых актов, в котором закреплены вопросы охраны здоровья и защиты прав граждан в области здравоохранения, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Данный законодательный акт регулирует отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

В соответствии со ст. 17 Основ государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Согласно ст. 20, граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Согласно той же статье, пенсионеры имеют право на бесплатный медицинский контроль.

До 2005 года в Основах существовала отдельная статья, касающаяся пожилых (ст. 26 «Права граждан пожилого возраста»): «Граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения и на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. Медико-социальная помощь гражданам пожилого возраста, включая одиноких граждан пожилого возраста и членов семей, состоящих из одних пенсионеров, направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание их активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворять свои основные жизненные потребности. Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях за счет средств социального страхования, органов социальной защиты населения и за счет средств предприятий, учреждений и организаций при их согласии». В 2005 году данная статья утратила силу в связи с принятием нового Федерального закона о монетизации льгот.

Согласно ст. 37 Основ, первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства. Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях). Специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий. Стандарты и порядок оказания медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Лекарственное обеспечение населения представляет сегодня наиболее важный момент совершенствования системы здравоохранения. Для пожилых граждан вопрос лекарственного обеспечения представляется наиболее существенным в силу возрастающей потребности в длительном применении лекарственных средств и ограниченности финансовых возможностей. Правовую основу отношений в сфере лекарственного обеспечения составляют федеральное, региональное законодательство и общее законодательство в сфере здравоохранения.

В соответствии с приказом «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» пожилые, проживающие в интернатах полностью обеспечены необходимыми лекарственными препаратами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация определена в ст. 3 Закона как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В соответствии со ст. 7 государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.

В соответствии со ст. 9 одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

В соответствии с п. 2 Положения «О порядке и условиях оплаты социальных услуг…» социальные услуги предоставляются бесплатно:

одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут в связи с отдаленностью проживания, малообеспеченностью, болезнью и другими объективными причинами (далее именуются - объективные причины) обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Согласно п.3 социальные услуги предоставляются на условиях частичной оплаты:

одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона;

гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона;

гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Согласно п. 4., социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты:

одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, размер пенсии которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона;

гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона;

гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона.

Стоимость социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания, определяется исходя из тарифов на платные социальные услуги, установленных для данного региона.

На современном этапе в Республике Башкортостан нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми закреплены в:

программе повышения уровня жизни населения Республики Башкортостан на 2007-2010 годы (Постановление Правительства РБ от 23.07.07 № 202), направленной на совершенствование региональной социальной политики;

в государственных научно-технических программах («Бедность: формы проявления, пути и методы повышения уровня и качества жизни населения», «Состояние здоровья населения как условие демографического развития региона (на примере Республики Башкортостан)».

В целом, в настоящее время в отечественной науке накапливается и обобщается определенный опыт изучения социальных проблем пожилых людей. Специфические вопросы положения и социальной защиты пожилых граждан представлены в отдельных нормативных актах (законы, указы, постановления, инструкции государственных органов, кодексы), программах федерального и регионального уровня

Таким образом, до настоящего времени геронтологическая социальная политика была ориентирована в основном на удовлетворение жизненных потребностей, тогда как социогенным и самореализационным потребностям практически не уделялось внимания. В связи с этим, необходимо значительно расширить законодательную базу и спектр разрабатываемой социальной политики с учетом необходимости создания условий удовлетворения самореализационных потребностей пожилых людей.

 

.2 Социальное обеспечение  пожилых людей

 

В демографии количественный и качественный состав населения принято изображать в виде пирамиды, основание которой составляют новорожденные, дети; затем происходит постепенное сужение пирамиды с учетом смертности в каждом возрастном периоде; ее вершину составляют лица в возрасте от 90 лет и старше. До настоящего времени считалось, что для органов здравоохранения и социальных служб в исследованиях состояния здоровья населения эта группа старых людей не имеет большого значения. К концу XX века демографическая ситуация в корне изменилась: возрастная структура населения большинства стран мира, в том числе и России, напоминает уже не столько пирамиду, сколько колонну, характеризующуюся относительно малой численностью детей, лиц молодого и зрелого возраста и относительно высокой численностью лиц старших возрастных групп.

Рост численности пожилых людей часто ассоциируется с ростом численности людей, требующих ухода, поэтому поддержка сложившихся практик семейного ухода крайне важна, вследствие чего необходимо организовывать социально-медицинские и педагогические курсы для обучения лиц, ухаживающих за своими старыми родственниками. Однако нужно заметить, что далеко не каждый пожилой человек нуждается в помощи на протяжении длительного периода своей старости. Количество пожилых людей, обходящихся без посторонней помощи в повседневной жизни, во много раз превышает количество нуждающихся в такой помощи.

Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми