Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 18:32, курсовая работа
Актуальность, подписание Казахстаном 11 декабря 2008 года
Конвенции ООН о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней. Подписание Конвенции дает старт процессам сближения казахстанской практики социальной защиты инвалидов с международными стандартами, кульминацией которой должна стать ратификация Конвенции. Этот процесс не вызывает сомнения, и демонстрирует готовность государства защищать права инвалидов, способствовать их социальной интеграции как равноправных членов общества, и в целом формировать новое восприятие инвалидов как активных субъектов социальных отношений.
Введение
1 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
1.1 Анализ опыта работы с детьми с ограниченными возможностями.
1.2 Современные подходы к проблемам детей-инвалидов.
Трудности социально-психологической реабилитации
детей-инвалидов
1.3 Социально-педагогическая работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями. Законодательство в сфере охраны здоровья.
2 Исследование методов работы с детьми-инвалидами
2.1 Изучение опыта работы с детьми с ограниченными возможностями
2.2 Обобщение опыта технологии работы с детьми-инвалидами
2.3 Практическое решение проблем детской инвалидности
Заключение
Список использованной литературы
Еще одним методом социально-педагогической работы с семьей ребенка-инвалида является организация совместных детско-родительских массовых мероприятий. Целью данных совместных занятий является укрепление семейных связей между родителями и детьми.
Задачи мероприятий: коррекция детско-родительских отношений, ликвидация конфликтов между родителями и детьми, сплочение детско-родительских отношений и связей между ними, примерные открытые массовые мероприятия с участием детей-инвалидов и их родителей.
Таким образом, социальный педагог играет очень важную роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. В своей деятельности он в основном использует такие методы как беседа, консультирование, тренинги. Также одной из важнейших форм взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями является патронаж. Все эти методы являются целостными социально-педагогическими технологиями и для достижения эффективного результата должны применяться в комплексе[8].
Охрана здоровья в Республике Казахстан относится к числу конституционных, то есть к числу основных прав человека, закрепленных в Конституции.
Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми (часть 2 статья 12 Конституции РК). Это относится и к рассматриваемому праву. Провозглашая право на охрану здоровья (часть 1 статья 29) Конституция РК определяет его как право гражданина Республики в силу своего гражданства.
В Казахстане конституционное право на охрану здоровья, установленное статьей 29, предполагает наличие норм, содержащих гарантии реализации права на охрану здоровья (статьи 15, 17, 24, 28, Конституции РК), а также его защиты (статьи 27, 31 Конституции РК).
Согласно части 2 статьи 17 Конституции РК никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Из права на охрану здоровья вытекают и конституционные права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (часть 2 статья 24 Конституции РК). Наряду с этим (часть 1 статьи 28 Конституции РК) гарантируется социальное пособие в случае болезни, инвалидности[9].
Согласно Закону «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» медико-социальная экспертиза проводится в порядке, предусмотренном Правительством Республики Казахстан. В соответствии же с нормами Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» порядок освидетельствования работника утверждается уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом в области здравоохранения.
Наряду с этим необходимо отметить, что в правоприменительной деятельности возникают вопросы, связанные с установлением срока переосвидетельствования.
Существующее на сегодняшний день правовое регулирование не позволяет устанавливать инвалидность без срока освидетельствования инвалидам первой или второй группы даже при серьезных нарушениях функций организма. В этой связи законодательно должен быть определен не только перечень анатомических дефектов, при которых устанавливается инвалидность третьей группы без срока переосвидетельствования, но и перечень тех необратимых изменений и нарушений функций организма, при которых может быть установлена инвалидность первой и второй группы без срока переосвидетельствования[10].
2 Исследование методов работы с детьми-инвалидами
2.1 Изучение работы законодательства в сфере образования
детей с ограниченными возможностями
В Республике Казахстан базовым законом в сфере образования является Закон «Об образовании» от 27 июля 2007 года.
В соответствии с нормативными положениями статьи 8 Закона государством обеспечивается право на образование, получение гражданами Республики Казахстан бесплатного предшкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования, а также на конкурсной основе в соответствии с государственным образовательным заказом бесплатного технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, если образование каждого из этих уровней гражданин получает впервые. Государство полностью или частично компенсирует расходы на содержание граждан Республики Казахстан, нуждающихся в социальной помощи, в период получения ими образования[11].
К категории граждан Республики Казахстан, которым оказывается социальная помощь, относятся: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с ограниченными возможностями в развитии, инвалиды и инвалиды с детства, дети-инвалиды; дети из многодетных семей; иные категории граждан, определяемые законами Республики Казахстан.
Гражданам из числа инвалидов 1, 2 групп, инвалидов с детства, детей-инвалидов и лицам, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны и инвалидам войны при поступлении на учебу в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования, предусматривается квота приема.
Для лиц, нуждающихся в длительном лечении, а также для детей и подростков с ограниченными возможностями в развитии разрабатываются и внедряются специальные коррекционные общеобразовательные учебные программы.
Специальные общеобразовательные учебные программы реализуются в специальных организациях образования, предусмотренных законами Республики Казахстан, или на дому.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом е) пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах инвалидов:
Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни
При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы: обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.
Необходимо заметить, что в Республике Казахстан право инвалидов на интегрированное образование и обучение формально признается и декларируется внутренним законодательством Республики Казахстан[11].
Так, Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года определяет формы и методы комплексной поддержки детей с ограниченными возможностями, направлен на создание эффективной системы помощи детям с ограниченными возможностями, решением проблем, связанных с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, профилактику детской инвалидности.
В Законе раскрывается сущность условий для обеспечения достойной жизнедеятельности детям с ограниченными возможностями:
1) помощь детям начинается с рождения до достижения им совершеннолетнего возраста путем проведения массового комплексного медицинского, психологического, педагогического и социального обследований и профессиональной диагностики, разработки индивидуальной программы реабилитации, оказания медицинских, педагогических, психологических, социальных услуг и профессионально-трудового обучения;
2) создание единой государственной системы раннего выявления детей с ограниченными возможностями и мониторинга развития детского населения в масштабах республики;
3) развитие сети организаций для оказания специальных социальных, медицинских и образовательных услуг;
4) интеграция детей с ограниченными возможностями в социум;
5) социальная поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
6) кадровое, научное и организационно-методическое обеспечение организаций;
7) интеграция деятельности заинтересованных ведомств по вопросам защиты прав детей с ограниченными возможностями.
Положения статьи 15 Закона закрепили следующие права детей с ограниченными возможностями:
1) гарантированное бесплатное получение социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;
2) бесплатное обследование в государственных медицинских организациях, психолого-медико-
3) бесплатную медико-психолого-
4) бесплатное обеспечение по медицинским показаниям протезно-ортопедическими изделиями и обувью, печатными изданиями со специальным шрифтом, звукоусиливающей аппаратурой и сигнализаторами, компенсаторными техническими средствами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
5) получение бесплатного предшкольного и общего среднего образования в специальных организациях образования или государственных общеобразовательных учебных заведениях в соответствии с заключением психолого-медико-
6) бесплатное, на конкурсной основе, техническое и профессиональное, послесреднее, высшее образование в государственных учебных заведениях в пределах государственных образовательных программ;
7) трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.
При участии в конкурсе на получение бесплатного государственного образования через бюджетное финансирование, образовательных грантов и кредитов в случае одинаковых показателей преимущественное право имеют инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства, которым согласно заключению МСЭК не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования[12].
По данным исследований Национального научно-практического центра коррекционной педагогики, в общеобразовательных дошкольных и школьных организациях наблюдается также большое число детей, испытывающих трудности в освоении учебной программы. Это соматически ослабленные дети, дети с функциональной недостаточностью нервной системы, дети из неблагоприятной микросоциальной среды, дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы и недостаточным развитием познавательной деятельности, которых не относят к категории детей с ограниченными возможностями.
Согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2004 года N1353 «Об утверждении Типовых правил деятельности дошкольных организаций образования» в республике должны функционировать дошкольные организации комбинированного вида: ясли-сады и детские сады, совмещающие функции общеразвивающего и коррекционного характера. Однако при этом следует констатировать об отсутствии в настоящее время нормативно-правовой базы для определения государственного статуса и финансирования подобных организаций. Решением данной проблемы должно стать юридическое закрепление системы мер, направленных на создание интегративных организаций образования.
На сегодняшний день большую озабоченность вызывает и проблема трудового обучения детей с ограниченными возможностями, которая начинается с 12-13 летнего возраста в мастерских специальной школы и для некоторых выпускников продолжается в производственных классах (вспомогательных школ) или специальных группах профессиональных школ (ПШ).
Наличие отклонений в физическом или умственном развитии ограничивает выбор профессии для выпускника специальной школы. Специальная школа еще более сокращает выбор учащихся. Расширение профилей трудового обучения осложняется не только по материально-техническим причинам, но и из-за отсутствия вариативных учебных программ.
Государственные и частные предприятия не заинтересованы в приеме лиц с ограниченной трудоспособностью. Отсутствие необходимой профессии, соответственно и работы, приводят к тому, что эти люди очень быстро пополняют маргинальные слои населения.
Проблема трудоустройства и создания рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями должны решаться в рамках реализации мероприятий по занятости населения и, в частности, инвалидов[13].
2.2 Обобщение опыта технологии работы с детьми-инвалидами
Опираясь на вышеизложенные положения, рассмотрим способности ребенка-инвалида, необходимые для преодоления трудностей социальной реабилитации и некоторые психолого-педагогические механизмы, развивающие эти способности.
Наиболее значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать трудности социальной реабилитации являются:
1) способность к расширению границ пространства жизнедеятельности;
2) способность к самоопределению;
3) способность к овладению социально ролевым поведением через систему дифференцированных отношений.
1. Для того, чтобы обеспечить возможность расширения границ пространства жизнедеятельности ребенка, необходимо учитывать логику его естественного развития, опирающегося на удовлетворение базовых потребностей. В противном случае у ребенка не формируется способность, позволяющая контролировать происходящие с ним события, что может привести к "выученной беспомощности", блокирующей социальную адаптацию. Естественная линия развития ребенка предполагает последовательное удовлетворение потребностей по мере их возникновения.
В условиях интерната эти способности могут длительное время оставаться в скрытом состоянии и требуются особые педагогические воздействия для их актуализации, "взращивания".
Способность к расширению границ пространства жизнедеятельности может сформироваться при наличии у человека такого базового качества, как автономия.
Автономия означает, что ребенок в буквальном смысле ощущает себя "отдельным" человеком в том, что он способен к самостоятельному проживанию. Это не означает наличия реальных навыков ведения самостоятельной жизни - речь идет о бессознательном ощущении, о чувстве спокойствии и благополучия, когда ребенок на какое-то время останется один. Противоположный ему является возникновение в одиночестве растерянности и страха, что происходит с зависимым ребенком, ощущающим, что он способен выжить без кого-то. Автономия возникает в результате выделения себя из мира, отделения от других людей (в первую очередь от матери) и объектов. Поддерживается она осознанием границ собственного тела и обладание им. Это означает и принятие собственного тела (правильное к нему отношение), и умение им пользоваться, причем эти качества очень тесно взаимосвязаны: правильное отношение к своему телу поощряет ребенка к освоению новых моторных навыков, а их в свою очередь, рождает чувство собственной ловкости и подкрепляет положительное отношение к телу. В случае естественного развития ребенка в семье это достигается за счет постоянных телесных контактов с родителями: родители участвуют во многих физиологических отправлениях ребенка, ребенка обнимают, к нему прикасаются, берут на руки, пеленают и т.п., а также говорят ему, что он красивый, "сладенький", "малыш", что также несет для ребенка информацию о его теле. Кроме того, ребенок имеет возможность "экспериментировать" с собственным телом: он активно овладевает окружающим его пространством - дети часто строят какие-то сооружения из мебели, забираются на нее или под нее, прыгают с нее и т.д.
Информация о работе Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями