Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:21, реферат
Процесс социальной адаптации подростков реализуется через систему социальных институтов, одним из которых является школа, где социальные качества личности корректируются и формируются. Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения подростка.
Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими
1. Введение. 2
2. Теоретические аспекты дезадаптированных детей и подростков. 4
3. Опыт социальной профилактики. Частный случай. 7
4. Заключение (моё отношение). 12
5. Список литературы 13
МИНИСТНЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского»
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра социальной работы, педагогики и психологии
Крысанова Анастасия Владимировна
Технология профилактики с дезадаптивными подростками.
г. Омск
2013 г.
Содержание:
1.Введение
Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной ситуации. Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей. Подростковый возраст определяется как "второе рождение". Рождение социальной личности, готовой вступить в жизнь. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями [1].
Актуальность проблемы дезадаптации подростков связана с резким увеличением девиантного поведения в этой возрастной группе. Социальная дезадаптация имеет биологические, личностно-психологические и психопатологические корни, тесно связана с явлениями семейной и школьной дезадаптации, являясь ее следствием.
Современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблем дезадаптивных детей и подростков, но, наоборот, обостряет его. За последние годы социально-экономические причины обусловливающие рост числа несовершеннолетних, поведение которых является девиантным, не только не исчезли, а наоборот, получили дальнейшее развитие. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и нравственной нестабильности общества.
Усиление влияния псевдокультуры, чрезмерная коммерциализация общества, возрастающее влияние культа силы, криминализация общества, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи приводят к социальной дезадаптации детей и подростков. Ее признаками являются нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.
Процесс социальной адаптации подростков реализуется через систему социальных институтов, одним из которых является школа, где социальные качества личности корректируются и формируются. Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения подростка.
Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими [2].
2.Теоретические аспекты дезадаптированных детей и подростков.
Социальная адаптация - это процесс активного приспособления индивида к условиям новой среды, а так же результат этого процесса.
Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер адаптации социальной, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения [1].
Адаптация включает в себя следующие подвиды:
- биологический (телесный),
- психологический (внутренний мир),
- социальный (внешнее проявление в семье и коллективе).
В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:
1) начальная стадия, когда
индивид или группа осознают,
как они должны вести себя
в новой для них социальной
среде, но еще не готовы
2) стадия терпимости, когда
индивид, группа и новая среда
проявляют взаимную терпимость
к системам ценностей и
3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;
4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.
Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества.
Важнейшая задача адаптационного процесса - это проблема выживания человека, через гармоничное приспособление потенции индивида с процессами природной среды, которые в дальнейшем приобретают все более совершенные формы, т.е. преобразовываются в социальные по характеру стороны развития.
Важнейшим показателем дезадаптации является нехватка «степеней свободы». В результате этого происходит прорыв адаптационного барьера. У адаптационного барьера две основы: биологическая и социальная. В результате психического напряжения происходит приближение барьера психического реагирования к индивидуальной критической величине. Длительное напряжение барьера психической адаптации приводит к его перенапряжению, что проявляется в психоневрологических состояниях: повышенная чувствительность к обычным раздражителям, тревожность, беспокойство, элементы заторможенности или суетливости в поведении, бессонница и т.д. Эти легкие нарушения не нарушают целостности поведения человека, носят временный характер. Однако если давление на барьер психической адаптации усиливается и все резервные возможности исчерпаны, то происходит надрыв барьера. Что ведет к серьезным нарушениям в психике человека. Симптомы расстройства адаптации не обязательно начинаются сразу и не исчезают немедленно после прекращения стресса.
Реакции адаптации могут протекать:
Таким образом, рассмотрев основные точки зрения на адаптацию, существующие в различных научных направлениях, можно сказать, что на сегодняшний день нет однозначного взгляда на процесс адаптации, хотя достаточно много одних и тех же составляющих присутствует в различных направлениях и взглядах авторов, изучающих адаптационные процессы. С моей точки зрения социальная адаптация - это процесс приспособления личности (индивида) к окружающей среде. А также взаимоотношения между людьми и коллективом [2],[3].
3.Опыт социальной профилактики. Частный случай.
В частном
случае была применена
Девушка, 15 лет, полная семья с хорошим достатком. Родители девочку воспитывали строго. Ребёнок рос замкнутым, не общительным. Круг общения был маленьким (в классе она дружила только с одной девочкой). В связи с переездом родителей, девочке пришлось перейти в другую школу, это для неё послужило большим стрессом. В новом классе над ней часто подшучивало, мало кто с ней общался, так как она была из строгой семьи со своими нормами, правилами, привычками и традициями. В новом коллективе дети учились не из таких обеспеченных семей как она, это и сыграла важную роль. Девочка была замкнута и не с кем не желала общаться. Затем уровень успеваемости резко спал с «4» и «5» до «3» и даже «2». Родители ругали и наказывала её не раз, за плохую успеваемость. Как правило, в такой момент подростки нуждаются в заботе и поддержки со стороны родителей. Но у родителей нашей девочке не было на это времени, так как они были заняты своей карьерой и от своего ребёнка требовали только успехов в учёбе. Ребёнок окончательно впал в депрессию, не желание учится, ходить в школу, после чего учителя заметив это обратились к родителям. Но родители на это никак не отреагировали ссылаясь на то что им некогда заниматься воспитанием ребёнка. Тогда классный руководитель обратился к школьному психологу. Психолог начал заниматься с ребёнком, педагогами и родителями проводить тренинги, лекции, мастер-классы, семинары, круглые столы.
Основные направления работы:
Формы работы:
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование мероприятий |
Количество академических часов |
Форма проведения |
Работа с педагогами |
|||
1. |
«Социальная ситуация в жизни подростка». Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие. |
2 часа |
(Лекция) |
2. |
«Возрастные кризисы ребенка».
Повышение психологической |
2 часа |
(Семинар) |
3. |
«Взаимоотношения подростков». Воспитание уважения к личности подростка и понимание его проблем. |
2 часа |
(Круглый стол) |
4. |
Акцентуация характера ребенка и девиантное поведение. |
2 часа |
(Лекция) |
5. |
Эффективное взаимодействие с трудными подростками. |
2 часа |
(Мастер-класс) |
Работа с родителями |
|||
1. |
«Проблемы детей, проблемы родителей». Проблемы детско-родительских отношений и благополучие ребенка в семье. |
2 часа |
(Семинар) |
2. |
«Семейные конфликты». Социально-психологическая помощь и поддержка семей. |
2 часа |
(Семинар) |
3. |
«Имею право». Повышение уровня правовой культуры учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения. |
2 часа |
(Лекция) |
4. |
«Отцы и дети». Определение причин конфликтов, возникающих между детьми и родителями. |
2 часа |
(Круглый стол) |
5. |
«Применение адекватных форм воспитания детей и подростков». Просвещение родителей, как оказание им помощи в создании благоприятной образовательной среды в семье. |
2 часа |
(Лекция) |
6. |
«Подростковый суицид». Расширение
знания родителей о причинах, признаках
и характере подросткового |
2 часа |
(Семинар) |
Работа с детьми и подростками. |
|||
1. |
«Ты не одинок». Проблема подросткового одиночества. Мифы и реальность. |
2 часа |
(Семинар) |
2. |
«Правонарушения и ответственность». Повышение правовой культуры подростков |
2 часа |
(Лекция) |
3. |
«Взаимоотношения полов». Особенности общения со сверстникам в подростковом возрасте. |
2 часа |
(Тренинг) |
4. |
«Вредные привычки и здоровый образ жизни». |
2 часа |
(Семинар) |
5. |
Психологические особенности подросткового периода. |
2 часа |
(Лекция) |
6. |
Причины отклоняющегося поведения |
2 часа |
(Лекция) |
7. |
«Застенчивость». Формирование у ребенка уверенности в себе. |
2 часа |
(Тренинг) |
8. |
«Страх публичного выступления». Как побороть страх перед аудиторией. |
2 часа |
(Тренинг) |
9. |
«Наркотическая зависимость». Как сказать «нет». |
2 часа |
(Тренинг) |
10. |
«Выхода нет?» Подростковый суицид, мотивы и причины. |
2 часа |
(Семинар) |
11. |
«Просто аборт». Крик, который мы не слышим. |
2 часа |
(Лекция) |
12. |
«Кризис личности в отрочестве».
Психологические особенности |
2 часа |
(Лекция) |
Информация о работе Технология профилактики с дезадаптивными подростками