Технология психосоциальной работы с женщинами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 16:59, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить технологии социальной работы с женщинами.
Задачи:
1.Раскрыть особенности социального статуса женщин в РФ.
2.Изучить специфику социальных проблем женщин.
3.Рассмотреть виды технологий социальной работы с женщинами.
4.Изучить групповую психосоциальную работу с женщинами.

Содержание

Введение
1. Социальный статус и социальные проблемы женщин в РФ
1.1 Особенности социального статуса женщин в РФ
1.2 Специфика социальных проблем женщин
2. Применение технологий социальной работы с женщинами в РФ
2.1 Виды технологий социальной работы с женщинами
2.2 Групповая психосоциальная работа с женщинами
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

женщ..docx

— 100.80 Кб (Скачать файл)

Каждый из указанных методов может использоваться «как вспомогательный приём».

Таким образом, важным, подготовительным этапом организации работы в группе является определение той сферы жизненного мира женщины, с которой начинается погружение в ее женскую проблематику.

 

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Женщина в силу биологической  и социальной программ наследственности  несет большую нагрузку по  воспитанию детей и ведению  домашнего хозяйства, то общество  должно расширить ее возможности  в социальном и профессиональном  аспектах, формировать более благоприятные  условия для ее развития. В  этом случае можно говорить  об обеспечении равенства прав.

2. Затянувшийся социально-экономический  и морально-психологический кризис  ведет к нарастанию пограничных  и психопатических реакций и  состояний, жестокости и агрессивности  по отношению к более слабым, что находит отражение в увеличении масштабов внутрисемейного насилия, брутальных преступлений против женщин и детей.

3. Несмотря на разнообразие  технологий, методик и форм социальной  работы с женщинами, к сожалению, нельзя констатировать позитивные  изменения их социальной ситуации. Поскольку социальные проблемы  женщин ассоциированы с проблемами  их семьи, детей, тесно переплетены  с социальными проблемами других  социально-демографических категорий  населения, всего общества в целом, они не могут быть решены  в отрыве от них.

4. Важным, подготовительным  этапом организации работы в  группе является определение  той сферы жизненного мира  женщины, с которой начинается  погружение в ее женскую проблематику.

Женщина, в первую очередь- это продолжательница рода, мать, хранительница домашнего очага. Технологии социальной работы направлены на помощь женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и на ее разрешение. Помощь женщинам должна оказываться со стороны государства, которое несет за них ответственность, общества и близких людей.

 

Список используемой литературы

1. Анисимова С. Женщины, вперед. М., 2001.

2. Бабаева Л.В. Женщины  в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. - М.: Московский общественный научный  фонд, 1997.

3. Вестник Психосоциальной  и коррекционно-реабилитационной  работы. 1/ 2005.

4. Елизаров В.В. Демографические  и социально-экономические факторы  семейной политики в условиях  перехода к рынку // Семья в  России, 1994, № 1.

5. Женщина в современном  мире. М., 1998. Сборник статей.

6. Женщины и развитие: права, реальность, перспективы. Материалы  Всероссийской Конференции по  положению женщин и мужчин.- М., 1999.

7. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004.- 592 с.

8. Зуйкова Е.М., Ерусланова  Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 300 с.

9. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России, 1995, № 3-4.

10. Мельникова Т.А. Женское  движение в России и политических  процессах современного общества.- М., 1999.

11. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2003. - 395 с.

12. Права женщин в России. Законодательство и практика.- М., 1999.

13. Рыбакова Н.А. Психотерапевтическая  педагогика. Псков, 1999. с. 9.

14. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия»- г. Ростов н /Д: «Феникс», 2000. - 576 с.

15. Социальная работа и  социальные технологии (Материалы  методологического семинара)/ Отв. ред.-сост. Т.В. Шеляг.- М., 1995.

16. Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В.Н. Иванов.- М.; Белгород, 1995.

17. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова.- 2-е изд. перераб. и дополн. С. 69 – М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с.

18. Теория и методика  социальной работы: Учеб. пособие.- М.: Союз, 1994.

19. Технология социальной  работы: Учебник / Под. общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М., 2004. - 400 с.

20. Феминизм и российская  культура: Сб. трудов.- СПб, 1995.

21. Холостова Е.И. «Социальная работа» учебное пособие. М., 2005.

22. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы / Институт социологии РАН. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.

Содержание

Введение

Глава 1. Социальный статус и социальные проблемы женщин в РФ

1.1 Особенности социального  статуса женщин в РФ

1.2 Специфика социальных  проблем женщин

Глава 2. Применение технологий социальной работы с женщинами в РФ

2.1 Виды технологий социальной  работы с женщинами

2.2 Групповая психосоциальная  работа с женщинами

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Социальные проблемы присущи различным категориям населения и обусловлены их возрастом, социальным, имущественным или семейным положением, состоянием здоровья и т.д. Социальный статус определяется естественными признаками, такими, как пол, возраст, зависит от воспитания, уровня духовной культуры, определенных материальных и духовных ценностей, существующих в обществе.

Население, с которым ведется социальная работа, разделяется на категории по различным критериям. В последнее время все большее внимание уделяется гендерному аспекту социальных проблем, т.е. анализу социальной ситуации клиента социальной службы, изысканию ресурсов и технологиям оказания помощи клиенту в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу. В то же время социальная работа с женщинами признается одной из наиболее важных и масштабных сфер социальной работы в целом.

Женщина в процессе своей жизнедеятельности отражает прямо или косвенно, опосредованно все стороны жизни, элементы, факторы общественного бытия. Содержание и характер отражения зависят от социальных качеств, присущих определенным социальным группам. Общественное бытие оказывает различное воздействие на сознание различных групп женщин и влияет на уровень их образования, характер мировоззрения, профессиональную подготовку и др., находясь от них в прямой зависимости.

Социальные технологии - это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Технологии социальной работы являются алгоритмом деятельности, в результате которой достигается определенная социальная цель и преобразуется объект воздействия.

Социальные технологии присутствуют практически во всех сторонах социальной динамики: индивидуального взаимодействия, группового и межгруппового взаимодействия. Основная причина выделения женщин в особую социально-демографическую группу и специфическую категорию клиентов социальной работы - выполнение ими генеративной функции, т.е. наличие у них способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных последствий.

Эта способность, с одной стороны, с первых этапов существования человечества обеспечивала продолжение рода, но с другой стороны, представляла большую опасность для хрупкой и неустойчивой системы жизнеобеспечения традиционных обществ прошлого, в которых добыча средств пропитания всегда была связана с большими трудностями, а наличие каждого «лишнего рта» было чревато угрозой недоедания и голода.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что технологии социальной работы с женщинами очень актуальны на современном этапе развития общества. Женщины - это особая социально-демографическая группа. Их жизнедеятельность отличается конкретными социальными функциями, включая все сферы отношений в обществе. Женщины отличаются специфическими чертами характера, особым духовным обликом. Они выполняют роль и труженицы и матери. В настоящее время растет число женщин, занятых в сфере управления, в политической сфере. Женщина стала выступать больше как субъект, чем как объект в жизни общества.

Целью работы является изучение технологий социальной работы с женщинами.

Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть особенности социального статуса женщин в РФ.

2. Изучить специфику социальных проблем женщин.

3. Рассмотреть виды технологий социальной работы с женщинами.

4. Изучить групповую психосоциальную работу с женщинами.

Объектом данной темы является реализация технологий социальной работы с женщинами.

Предметом является технологии социальной работы с женщинами.

В работе использовались теоретические положения и труды, посвященные психологическим и социальным проблемам женщин. В частности: «Технологии социальной работы» под редакцией И.Г. Зайнышева, «Основы социальной работы» П.Д. Павленок, «Технология социальной работы» Е.И. Холостовой.

В работе использованы теоретические методы: метод анализа, сравнения, обобщения.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Социальный статус и социальные проблемы женщин в РФ

1.1 Особенности  социального статуса женщин в  РФ

«Женщины - это особая социально-демографическая группа. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., они составляют более 53,4% всего населения РФ. Их жизнедеятельность отличается конкретными социальными функциями, включая все сферы отношений в обществе.»

Женщины отличаются специфическими чертами характера, особым духовным обликом, более высоким по сравнению с мужчинами образованием. Они выполняют роль и труженицы, и матери.

Исследование социального статуса женщины имеет свои причины. Это прежде всего новые социально-экономические отношения, возникающие в ходе так называемого реформирования общества, когда кризис, охвативший Россию, в первую очередь сказался на женщине и семье.

Немалую роль в исследовании проблемы имеет международный документ, принятый ООН в 1979 г. - это «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин».

Существующий в отношении женщин двойной стандарт имеет резко выраженные негативные последствия. Социальный статус как интегральный показатель связывает между собой несколько элементов и функций.

Статус отражает положение социальной группы (женщин), ее представителей в обществе, положение в системе социальных связей и отношений. Это вместе с тем и отношения индивида с определенной социальной группой.

Социальный статус определяется социальным бытием, системой воспитания, характером деятельности, идеалами, ценностями и целями индивида, требованиями общества к индивиду, характером проводимой государством политики и существующей государственной идеологией.

Социальный статус определяется также естественными признаками, такими, как пол, возраст, зависит от воспитания, уровня духовной культуры, определенных материальных и духовных ценностей, существующих в обществе. Женщина в процессе своей жизнедеятельности отражает прямо или косвенно, опосредованно все стороны жизни, элементы, факторы общественного бытия. Содержание и характер отражения зависят от социальных качеств, присущих определенным социальным группам. Общественное бытие оказывает различное воздействие на сознание различных групп женщин и влияет на уровень их образования, характер мировоззрения, профессиональную подготовку и др., находясь от них в прямой зависимости.

Социальный статус женщины как представительницы пола следует отличать от личного статуса, т.е. положения, которое занимает человек в определенной группе, в семье, как он оценивается с точки зрения общих человеческих качеств. Следовательно, с одной стороны, женщина занимает определенное место в общественной иерархии, с другой является матерью, женой, руководителем, профессионалом в конкретной сфере. Поэтому это понятие тесно связано с понятием «социальная роль», представляющим динамическую сторону, функцию социального статуса.

Личность, наделенная определенными индивидуальными качествами, выступает не как механическое звено социальной системы, хотя эта система и действует на личность. Рациональное принятие решений и рациональные действия результат преломления в человеческом сознании, в поступках, действиях существующей социальной системы. Следует помнить, что эта деятельность связана с другими личностями или с группой индивидов, имеющих общие цели и стремящихся к их реализации.

Таким образом, человек не только объект воздействия окружающего мира, но и субъект созидательная сила, влияющая на состояние окружающей среды, общества и мышления в соответствии с целями, обеспечивающими полную социальную жизнь.

Общество, в котором находится женщина, представляет собой обособленную от природы часть материального мира, включающую формы и способы объединения, взаимодействия людей, находящихся в многосторонней зависимости друг от друга. Иными словами, общество- это взаимодействие людей при определенных экономических, социальных и духовных условиях. Оно складывается ради определенных целей.

Общество - это система социальных институтов и организаций. Социальные институты и организации гарантируют устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни. Они регулируют конфликты, развитие культуры, гарантируют эволюцию и саморазвитие.

В буржуазной науке сформировались три социологические парадигмы общества: функциональная, где группа людей представляет собой самообеспечивающую систему действий, которая обладает способностью к более длительному существованию во времени, чем индивид; конфликтная, представляющая совокупность конкурирующих и конфликтных систем; бихевиористскую, в основе которой находится человек, индивид с большой буквы.

В первом случае мы имеем дело с безличными социальными группами; во втором с социальными институтами и группами; в третьем с человеком.

Общество - динамичная система, означающая постоянное развитие подсистем (экономической, социальной, политической и др.), каждая из которых представляет сложное образование. Человек входит в общество через коллектив (научный, производственный, школьный и др.).

Информация о работе Технология психосоциальной работы с женщинами