Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 16:59, реферат
Цель работы – изучить технологии социальной работы с женщинами.
Задачи:
1.Раскрыть особенности социального статуса женщин в РФ.
2.Изучить специфику социальных проблем женщин.
3.Рассмотреть виды технологий социальной работы с женщинами.
4.Изучить групповую психосоциальную работу с женщинами.
Введение
1. Социальный статус и социальные проблемы женщин в РФ
1.1 Особенности социального статуса женщин в РФ
1.2 Специфика социальных проблем женщин
2. Применение технологий социальной работы с женщинами в РФ
2.1 Виды технологий социальной работы с женщинами
2.2 Групповая психосоциальная работа с женщинами
Заключение
Список используемой литературы
Таким образом, несмотря на разнообразие технологий, методик и форм социальной работы с женщинами, к сожалению, нельзя констатировать позитивные изменения их социальной ситуации. Поскольку социальные проблемы женщин ассоциированы с проблемами их семьи, детей, тесно переплетены с социальными проблемами других социально-демографических категорий населения, всего общества в целом, они не могут быть решены в отрыве от них.
2.2 Групповая психосоциальная работа с женщинами
Актуальность групповой работы с женщинами в условиях современной российской действительности не нуждается в аргументации. В ее основу сегодня берутся научно-теоретические подходы, методы и принципы, которые являются достоянием мирового практического опыта работы в сфере социальной защиты и политики. Создаётся и начинает приносить свои плоды широкая сеть социальных услуг, ориентированных на практическое разрешение социальных проблем женщин. Однако в этом деле новая роль отводится самим женщинам - тем, кто активно стремится осознавать ресурсы собственной личности, окружающую действительность и изменять условия своей жизнедеятельности таким образом, чтобы переживать чувство собственного достоинства и удовлетворенности жизнью.
Можно выделить даже некий тип современной активной российской женщины, отличающейся довольно высоким уровнем невротизации, но стремящейся к самоосуществлению вопреки сдерживающим ее развитие социально-бытовым и социально-психологическим условиям.
Таких женщин психотерапевты называют «нормальными невротиками» и выделяют их из среды на основании нескольких признаков:
· это женщина с высоким уровнем развития рефлексии;
· это женщина, владеющая элементарными навыками тайм-менеджмента, т.е. способная планировать свою жизнь и выделять время на саморазвитие, оставаясь в одиночестве и посещая группу себе подобных;
· это женщина, заинтересованная в собственном благополучии и развитии;
· это женщина, способная и желающая вкладывать силы и средства в свое образование и самоосуществление;
· женщина, воспринимающая других людей как «учебники жизни».
Они нуждаются в социальной поддержке. Их легко поддержать, потому что они сами ищут условия своего развития и возможности завязать плодотворное сотрудничество. Общественные изменения российской действительности стимулируют их деятельность, которая носит многоаспектный характер: женщины создают группы по профессиональным, творческим, деловым, коммерческим, предпринимательским, благотворительным и другим признакам. Женские организации в России постепенно становятся органическими элементами социальной структуры.
«В Министерстве юстиции в 1997 году было зарегистрировано 300 неправительственных женских организаций, среди них 5 имели международный статус, 2 - федеральный, 14 -республиканский. Сегодня наиболее влиятельной организацией по-прежнему остается «Союз женщин России». Предполагается, что это общественное женское движение плюс государственная поддержка женщин в условиях становящегося в РФ института социальной работы позволят современным россиянкам максимально совмещать домашнюю работу и профессиональную или общественную деятельность. Для этого в распоряжении женщин должен быть весь арсенал форм и методов социальной работы.»
Отечественные специалисты социальной работы сегодня это в основном женщины. Они обладают мощным побуждающим и просветительским потенциалом, необходимым для профессиональной деятельности по развитию самосознания своих клиенток. Особенно эффективной в этом отношении представляется групповая психосоциальная работа с женщинами.
Специалисту, склонному к такому виду социальной практики, следует изучить зарубежный опыт становления социальной работы с группой, историю и причины развития женского группового общения в России, освоить социальную работу с группой как метод психосоциальной помощи, создать собственный стиль ведения групповой работы с женщинами. Это довольно сложная задача, требующая времени и терпения для освоения теории, а также специальных способностей плюс изрядной доли профессионально-творческой дерзости.
Большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений мировой психологической науки:
- психоанализа;
- бихевиоризма;
- гештальт-психологии;
- гуманистической психологии
или в результате сочетания
различных теоретических
Многие воспитательные системы тех лет разрабатывают собственные психотехнологии. Хотя долгие годы психология в России была лишена возможности изучать и развивать методы групповой работы с целью психологической помощи и знакомиться с опытом зарубежных коллег, однако, начиная с 30-х годов XX века, групповое движение в психотерапии и практической психологии стало приобретать большой размах.
Для обозначения разнообразных форм групповой психосоциальной работы в настоящее время используется большое количество терминов:
· групповая психотерапия;
· психокоррекционные группы;
· тренинговые группы;
· группы активного обучения.
Тем не менее, наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначают понятием «тренинговые группы».
Под определение «тренинговые группы» подпадают все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога (социального работника) включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании.
В «психологическом словаре» социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетенции в общении».
Цель женской психотерапевтической группы раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем женщин, проявляющихся в их внутриличностных и межличностных конфликтах; коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия.
Учитывая три плоскости ожидаемых изменений (когнитивную, эмоциональную и поведенческую), более конкретные задачи, решаемые в ходе общения и взаимодействия в женской терапевтической группе, можно сформулировать следующим образом:
1. Познавательная сфера
Условия общения и взаимодействия должны быть таковы, чтобы женщина осознала:
а) существующие разногласия между собственным образом «я» и восприятием себя другими;
б) внутренние психологические проблемы и конфликты;
в) более глубокие причины переживаний, способы реагирования, начиная с детства, а также условия и особенности формирования системы отношений;
г) собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путём можно было бы избежать их повторения в будущем.
2. Эмоциональная сфера
Группа помогает женщине:
а) получить эмоциональную поддержку со стороны группы, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности;
б) пережить в группе те чувства, которые она часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у неё в действительности и с которыми она не смогла справиться;
в) научиться искренности в отношении к себе и другим людям;
г) стать более свободной в выражении собственных негативных и позитивных чувств;
д) раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями.
В целом задачи относительно гармонизации эмоциональной сферы женщины охватывают следующие основные аспекты: получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе; непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самой себя; точное распознавание и вербализация собственных эмоций; переживание и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе.
Таким образом, усилия женской группы фокусируются на осмыслении и развитии трех составляющих самосознания:
- самопонимания (когнитивный аспект);
- отношения к себе (эмоциональный аспект);
- саморегуляции (поведенческий аспект).
Это позволяет определить общую цель групповой психосоциальной работы как расширение сферы самосознания женщины.
«Основным инструментом гармонизации и оздоровления личности выступает психотерапевтическая группа, позволяющая выйти на понимание и коррекцию проблем женщин за счет межличностного взаимодействия, обусловливающего групповую динамику и личностный рост. Это психотерапевтическое взаимообогащение, если трактовать термин «психотерапия» в широком смысле слова, т. е. понимать, что психотерапия это процесс взаимодействия специалиста с другими людьми, при котором достигается эффект снятия каких-либо психологических ограничений во имя обогащения личности каждого из участников, развития субъектности и свободной реализации человеческого потенциала в деятельности и общении.»
В данном случае характеристика психотерапии даётся с позиции гуманистического подхода, когда принимается во внимание право каждого индивида на свободное самостоятельное развитие, а помощь извне рассматривается как временная. Усилия специалиста направляются на создание ситуаций, позволяющих личности осознавать собственные мысли, чувства, желания и способы поведения, с тем, чтобы научиться понимать и принимать себя, заботиться о себе, делать собственные выборы условий для удовлетворения актуальных духовных, интеллектуальных, эмоциональных и физических потребностей.
Таким образом, важным, подготовительным этапом организации работы в группе является определение той сферы жизненного мира женщины, с которой начинается погружение в ее женскую проблематику.
социальный статус женщина проблематика
Заключение
В заключение данной работы можно сказать, что женщина, в силу биологической и социальной программ наследственности несет большую нагрузку по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства, то общество должно расширить ее возможности в социальном и профессиональном аспектах, формировать более благоприятные условия для ее развития. В этом случае можно говорить об обеспечении равенства прав. Следовательно, для установления тендерного равенства, а также реализации женщинами равных с мужчинами прав и возможностей необходимо представительство женщин во всех органах, принимающих политические решения. Это обеспечило бы выдвижение законодательных инициатив, близких их интересам. Проблема состоит в том, чтобы современное общество создало равные условия для развития мужчин и женщин. Равноправие не есть одинаковость прав, но есть их социальное равенство.
А так же в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
· Затянувшийся социально-экономический и морально-психологический кризис ведет к нарастанию пограничных и психопатических реакций и состояний, жестокости и агрессивности по отношению к более слабым, что находит отражение в увеличении масштабов внутрисемейного насилия, брутальных преступлений против женщин и детей.
· Несмотря на разнообразие технологий, методик и форм социальной работы с женщинами, к сожалению, нельзя констатировать позитивные изменения их социальной ситуации. Поскольку социальные проблемы женщин ассоциированы с проблемами их семьи, детей, тесно переплетены с социальными проблемами других социально-демографических категорий населения, всего общества в целом, они не могут быть решены в отрыве от них.
Важным, подготовительным этапом организации работы в группе является определение той сферы жизненного мира женщины, с которой начинается погружение в ее женскую проблематику.
Перечисленные выводы технологии социальной работы с женщинами призваны обеспечить благополучие и достойную жизнь женщин, разрешить их основные проблемы и препятствовать появлению новых. Поскольку социальные проблемы женщин ассоциированы с проблемами их семьи, детей; тесно переплетены с социальными проблемами других социально-демографических категорий населения, всего общества в целом, они не могут быть решены в отрыве от них.
Женщина, в первую очередь - это продолжательница рода, мать, хранительница домашнего очага. Технологии социальной работы направлены на помощь женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и на ее разрешение. Помощь женщинам должна оказываться со стороны государства, которое несет за них ответственность, общества и близких людей.
Список использованной литературы
1. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. М.: 2001
2. Бабаева Л.В. Женщины
в условиях социального
3. Трудовой кодекс РФ.
4 . Елизаров В.В. Демографические
и социально-экономические
5. Женщина в современном мире. М., 1998. Сборник статей.
6. Женщины и развитие: права, реальность, перспективы. Материалы Всероссийской Конференции по положению женщин и мужчин.- М., 1999.
7. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004.
8. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
9. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России, 1995, №34.
10. Мельникова Т.А. Женское
движение в России и
11. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2003.
12. Права женщин в России. Законодательство и практика.- М., 1999.
13. Рыбакова Н.А. Психотерапевтическая педагогика. Псков, 1999.
14. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия»- г. Ростов н /Д: «Феникс», 2000.
15. Социальная работа и социальные технологии (Материалы методологического семинара)/ Отв. ред.-сост. Т.В. Шеляг.- М., 1995.
16. Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В.Н. Иванов.- М.; Белгород, 1995.
17. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова.- 2-е изд. перераб. и дополн. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998.
18. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие.- М.: Союз, 1994.
19. Технология социальной работы: Учебник / Под. общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М., 2004..
20. Феминизм и российская культура: Сб. трудов.- СПб, 1995.
Информация о работе Технология психосоциальной работы с женщинами