Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:22, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические основы провести эмпирический анализ социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику детей с ограниченными физическими возможностями.
2. Изучить методы и методики исследования.
3. Дать эмпирическую характеристику детей, имеющих ограниченные физические возможности
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные физические возможности 8
1.1. Характеристика детей с ограниченными физическими возможностями 8
1.2. Методы и методики исследования 22
Глава 2. Эмпирический анализ социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные физические возможности 27
2.1. Эмпирическая характеристика детей, имеющих ограниченные физические возможности 27
2.2. Анализ факторов , влияющих на взаимоотношения между родителями и детьми с ограниченными физическим возможностями 31
2.3. Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными физическим возможностями 36
Заключение 48
Список литературы 51
ü Отношения сотрудничества – сотрудничать с детьми, это значит ценить, уважать их, умение поступиться своими желаниями, нуждаться в них и быть нужными. Воспитание как сотрудничество – это естественное воспитание, которое имеет место в каждой дружной семье [30].
Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях» - реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности.
Нередко родителям недостает
физических и моральных сил. Все
они нуждаются в
Развитие аномального ребенка ставит перед родителями все новые и новые проблемы. Одной из таких проблем является реализация потребностей ребенка в общении со сверстниками. Родители не должны допускать, чтобы эти отношения складывались стихийно, и окружающие сверстники смеялись над его психическими и физическими недостатками. Рано или поздно ребенку придется общаться с окружающим миром, и, если у него не будут выработаны необходимые навыки взаимодействия с другими людьми, для него обособленность от сверстников может обернуться еще большей трагедией. В раннем возрасте контакты с другими детьми налаживаются более эффективно, адаптация происходит менее, безболезненно и быстрее.
Особенности жизненного стиля каждой семьи, семейные взаимоотношения видоизменяются с течением времени. Семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, особенно тяжело переживают некоторые кризисные периоды развития семейных отношений:
Первый период связан с осознанием того, что ребёнок болен, с получением точного диагноза, эмоциональным привыканием, информированием других членов семьи о случившемся. Первыми реакциями семьи на диагноз врачей могут быть шок, невротические реакции, разочарование, депрессия, поиски виновных в случившемся, после чего семья переживает стадию активизации своих ресурсов для разрешения возникшей критической ситуации, затем постепенно развивается привыкание.
Второй период определяется спецификой развития ребёнка в первые годы жизни. Хронический или эпизодический характер отклонений в развитии ребёнка, их тип и степень выраженности, реакция семьи на них могут иметь определяющее значение в формировании семейных взаимоотношений и поведения. В этот период семейный кризис углубляется значительными финансовыми и временными затратами на услуги, необходимые ребёнку, осознанием того, что интересы нашего общества часто не согласуются с интересами семей, имеющих детей с проблемами в развитии.
Третий период связан с поступлением ребёнка в школу, уточнение форм обучения (в обычной или специальной школе, школе-интернате), переживание реакций сверстников, хлопоты по устройству внешкольной деятельности сына или дочери.
Четвёртый период начинается с переходом ребёнка в подростковый возраст. Семья привыкает к хронической природе заболевания: возникают проблемы, связанные с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отчуждением, профориентацией, планированием будущей занятости ребёнка. Это время может оказаться наполненным болезненными напоминаниями о том, что подростку не удаётся успешно завершить переход в следующий этап жизненного цикла, - он продолжает оставаться зависимым от своих родителей.
Пятый период семейных сложностей – начало взрослой жизни, в которой ярко переживается дезадаптация члена семьи – инвалида, дефицит возможностей для его социализации; принятие решения о подходящем месте обучения или проживания повзрослевшего ребёнка. Не обнадёживающая перспектива занятости инвалидов и недостаточные ресурсы для их самостоятельного проживания оставляют семье небольшой выбор альтернатив и вызывают глубокую озабоченность и тревогу в этот период.
Шестой период развития семейных отношений – взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Обеспечение инвалида жильём, работой, организация его досуга, доступность медицинской помощи, социальное обслуживание интересует и беспокоит родителей. Родители тревожатся о том времени, когда они сами уже не смогут заботиться о своём ребёнке. Происходит перестройка взаимоотношений между супругами в случаях раздельного проживания с повзрослевшим членом семьи.
Логика воспитания ребенка
с ограниченными возможностями
здоровья требует наличия специальных
знаний, перестройки при необходимости
межличностных отношений в
Таким образом, трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Чрезмерная защита (протекция) и отвержение, скрытое или открытое отречение – это негативные реакции родителя, задерживающие развитие или мешающие развитию ребенка с ограниченными физическим возможностями. Все это в совокупности обусловливает острую необходимость оказания детям помощи, включающей не только коррекцию личностных нарушений, но и оптимизацию внутрисемейных отношений. Не во всех семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными физическим возможностями, могут справиться с навалившимися проблемами самостоятельно, им нужна своевременная поддержка и помощь, и в этом большую роль могут сыграть социальные педагоги.
В рамках проведения социально-педагогической диагностики для выявления личностных особенностей подростков с ограниченными физическими возможностями, а также факторов семейного воспитания, использовались диагностические методики:
Методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП)
Цель: выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения подростков
Методика позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения подростков.
Методика включает в себя 19 шкал, объединенных в следующие группы.
1. Блок шкал, описывающий
особенности эмоциональных
– принятие (демонстрация родителем любви и внимания);
– эмпатия (понимание родителем чувств и состояний ребенка);
– эмоциональная дистанция (качество эмоциональной связи между родителем и подростком).
2. Блок шкал, описывающий
особенности общения и
– сотрудничество (совместное и равноправное выполнение заданий);
– принятие решений (особенности принятия решений в диаде);
– конфликтность (интенсивность конфликтов, победитель в конфликте);
– поощрение автономности (передача ответственности подростку).
3. Блок контроля:
– требовательность (количество и качество декларируемых требований);
– мониторинг (осведомленность родителя о делах и интересах подростка);
– контроль (особенности системы контроля со стороны родителя);
– авторитарность (полнота и непререкаемость власти родителя);
– особенности поощрений
и наказаний (качество и количество
оказываемых оценочных
4. Блок противоречивости/
– непоследовательность (изменчивость и непостоянство воспитательных приемов родителя);
– неуверенность (сомнение родителя в верности его воспитательных усилий).
5. Дополнительные шкалы:
–удовлетворение потребностей (качество удовлетворения материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании, в информации);
– неадекватность образа ребенка (искажение образа ребенка);
– отношения с супругом (качество отношений со вторым родителем подростка);
– общая удовлетворенность отношениями (общая оценка подростком качества отношений с родителем);
– ценностная ориентация (эта шкала содержит открытые вопросы, которые помогают подростку описать те положительные и отрицательные ценности, которые оказывают влияние на отношения сродителем).
Текст опросника размещен в Приложении 1.
Методика «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)» Эйдемиллера-Юстицкиса.
Цель: выявить наиболее распространенные отклонения в воспитании ребенка родителями.
В опроснике описано пять наиболее устойчивых сочетаний высоких показателей по шкалам этого опросника, которые приводят к психогенным нарушениям у ребенка. Существуют варианты для родителей детей от 3 до 10 лет и от 11 до 21 года. В настоящем исследовании мы использовали второй вариант опросника.
Опросник состоит из 130 утверждений, касающихся воспитания детей. Результаты отображаются по 20 шкалам. Из них 11 первых шкал касаются стиля семейного воспитания. 12, 13, 17 и 18 шкалы позволяют получить данные о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи. 14 и 15 шкалы дают представление о системе взаимных влияний. 16, 19 и 20 шкалы говорят о механизмах семейной интеграции.
Текст опросника размещен в Приложении 2.
Выводы по первой главе
Социально-педагогическая диагностика в семьях детей с ограниченными физическим возможностями должна быть направлена на выявление личностных особенностей подростков с ограниченными физическими возможностями, а также факторов семейного воспитания. С этой целью могут быть использованы такие методики как методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) и методика «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)» Эйдемиллера-Юстицкиса.
Перед проведение диагностического исследования с детьми подросткового возраста была проведена беседа, в ходе которой было установлено, что у подростков даже с легкими двигательными нарушениями на первый план выступает переживание неполноценности в связи с наличием косметического и двигательного дефектов. Большое значение в происхождении этих переживаний может иметь их значительно меньшая изоляция, а, следовательно, - большее внимание окружающих к дефекту и в связи с этим частая психическая травматизация в связи с этим. Беседы с участниками исследования с очевидностью свидетельствуют о том, что они недовольны характером взаимоотношений с окружающими.
Таким образом, можно дать следующую эмпирическую характеристику детей подросткового возраста с ограниченными физическим возможностями:
В результате проведенного исследования установлено, что: