Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными физическим возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоретические основы провести эмпирический анализ социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику детей с ограниченными физическими возможностями.
2. Изучить методы и методики исследования.
3. Дать эмпирическую характеристику детей, имеющих ограниченные физические возможности

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные физические возможности 8
1.1. Характеристика детей с ограниченными физическими возможностями 8
1.2. Методы и методики исследования 22
Глава 2. Эмпирический анализ социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные физические возможности 27
2.1. Эмпирическая характеристика детей, имеющих ограниченные физические возможности 27
2.2. Анализ факторов , влияющих на взаимоотношения между родителями и детьми с ограниченными физическим возможностями 31
2.3. Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными физическим возможностями 36
Заключение 48
Список литературы 51

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 4 курс готов.docx

— 123.70 Кб (Скачать файл)

Необходимость использования  этого метода связана с тем, что  значительная часть семей, имеющих  ребенка-инвалида, находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывающих трудности адаптации  к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями  межличностного общения внутри семьи  и с ближайшим окружением. И  помимо новых знаний им необходимо специально организованное доверительное  общение.

Также могут применяться  групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги. Особенно распространены психологические и образовательные  тренинги. Психологический тренинг  представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой  работы, нацеленных на формирование новых  психологических умений и навыков. В настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширялись, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное  место в социальное место в  социальной работе, системе образования.

Образовательные тренинги для  родителей направлены прежде всего  на развитие умений и навыков, которые  помогают семьям управлять своей  микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных и конструктивного  взаимодействия. В образовательных  тренингах активно используется, например, индивидуальные упражнение на управление своим телом, эмоциями; ролевые игры в малых группах; система домашних заданий, выступлений, дискуссий; приемы арттерапии, игротерапии, просмотр видеоматериалов и др.

Тренинг является одним из самых перспективных методов  решения проблемы психолого-педагогического  образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течении  последних лет. Особо остро она  стоит в отношении родителей-инвалидов.

Для того чтобы тренинг  получил признание и был успешным, он должен быть максимально целенаправленным и интенсивным; новые усилия и  навыки должны формироваться постепенно с предоставлением широких возможностей для их закрепления. Перед родителями нужно ставить задачи адекватные уровню их и возможностей, следует  использовать непрерывную систему  обратной связи и др.

Групповые методы работы дают возможности родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы  и стремиться получить поддержку  и одобрение в группе. Кроме  того, возможность приписать на себя роль лидера при обмене информацией  развивает активность и уверенность  родителей.

Несмотря на высокие требования при соответствующей подготовки социальных педагогов именно групповые  формы работы, в частности образовательные  тренинги для родителей, эффективность  которых доказана зарубежным опытом, войдут в разряд ведущих технологий социально-педагогического воздействия.

Посредническая помощь социального  педагога (звонки, письменные обращения  в различные инстанции), наряду с  образовательной помощью и психологической  поддержкой, позволяет в ряде случаев  найти источники для оплаты лечения  и отдыха ребенка, получить единовременное материальное пособие в сложившихся  неблагоприятных обстоятельствах, установить телефон на льготных основаниях и др., то есть в какой-то мере улучшить материальное положение семьи.

Надо отметить, что установление инвалидности ребенку определенной частью семей воспринимается очень  болезненно, и по этому семьи не всегда пользуются этим правом, теперь дополнительный источник помощи. Социальный педагог, раскрывая положительные  стороны статуса инвалида, нейтрализует предупреждения и негативные установки родителей, препятствующие получению необходимых льгот и материальных средств.

Таким образом, социальный педагог  очень важную роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. В своей деятельности он в основном использует такие методы как контакт, консультирование, тренинги. Также одной из важнейших форм взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с ограниченными  возможностями является патронаж.

Одним из ведущих факторов, обеспечивающих социальную адаптацию  детей-инвалидов и родителей, воспитывающих  детей- инвалидов, является их социально-педагогическая поддержка. Она акцентирует основное внимание и усилия на выработку у ребенка и родителей новой системы целей и ценностей, способствует их свободной самоактуализации и самореализации. При условии развития и обогащения личности за счет возрастания самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, умения оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы, инвалид сможет сам приносить пользу своим близким и обществу в целом, что будет способствовать его личностной и социальной адаптации. Таким образом, при определенных подходах к реализации социально-педагогической поддержки дети-инвалиды могут стать социально-активной группой населения.

Социально-педагогическая поддержка  детей-инвалидов и родителей, воспитывающих  их, сегодня официально признается одним из важнейших компонентов  социальной деятельности общества. Она  заключается в определении педагогического  прогноза при разработке тех или  иных законопроектов, программ, мероприятий, направленных на обеспечение и реализацию прав детей-инвалидов; осуществляет всю  социальную работу с ними и с их семьями на основе принципов проектирования педагогически целесообразных отношений в социуме, использования в практике форм и технологий, основанных на фундаментальных, педагогических закономерностях и способствующих личностному развитию, самовоспитанию, самореализации, созданию комфортной среды обитания в социуме; предполагает целесообразную систему общественной помощи подрастающему поколению в его социальной жизни.

Социально-педагогическая поддержка  осуществляется с целью помочь детям с ограниченными физическим возможностями достигать и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимодействиях, членов общества, помешать врожденному или приобретенному дефекту занять центральное место в формировании и становлении личности, дать возможность детям так организовать свой образ жизни, чтобы развить другие способности и тем самым компенсировать инвалидность.

Из выдвинутой цели вытекают следующие задачи, которые социальный педагог и родители должны решить:

1) воспитать у детей с ограниченными физическими возможностями общественную активность, инициативу, готовность к жизни;

2) формировать у них  личностные качества (эмоции, чувства, нравственность на основе усвоения культуры и ценностей своего народа, культуры здоровья, общения и поведения, культуры проведения свободного времени);

3) интегрировать детей  с ограниченными физическими  возможностями в общество здоровых людей.

В процессе социализации, и  в частности социальной адаптации детей с ограниченными физическими возможностями, социально-педагогическая поддержка помогает им приобретать те качества, которые необходимы для жизнедеятельности в обществе, овладевать социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществлять социальное становление личности.

Особенность социально- педагогической поддержки заключается в том, что ее процесс должен осуществляться комплексно, т.е. с участием специалистов различного профиля: педагогов, социальных работников, психологов, медиков и  др. Они видят назначение социально-педагогической поддержки в помощи детям с ограниченными физическими возможностями улучшить качество жизни путем налаживания контактов с их социальным и физическим окружением. Принципом деятельности специалистов является их профессиональная этика:

- личностпо-ориентированный подход к детям с ограниченными физическими возможностями, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;

- оптимальность подхода: вера в детей с ограниченными физическими возможностями, опора на положительное в них, убеждение их: «сделай себя личностью сам»;

- объективность подхода: учет возрастных особенностей личности 
(индивидуальных черт, склонностей, нравственной, моральной позиции),

-коммуникативность: способность к быстрому и оперативному общению и налаживанию связей и координации со всеми субъектами социального воспитания для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи детям с ограниченными физическими возможностями;

-неразглашение информации о детях с ограниченными физическими возможностями и их семьях.

Основными критериями эффективности  работы специалистов могут быть:

  • анализ состояния проблем семей имеющих детей с ограниченными физическими возможностями и результатов их решения;
  • включенность детей с ограниченными физическими возможностями и родителей в различные виды социальной деятельности и активности к социальным ценностям;
  • включенность взрослых в деятельность по улучшению условий в социуме;
  • оценка социально-психологической обстановки и микроклимата в социуме;
  • уровень профессионального роста специалиста.

Работа социального педагога начинается с определения социального  статуса детей с ограниченными физическими возможностями и их родителей. Для этого изучаются их документы, проводятся собеседование и тестирование, собираются сведения о заболеваемости, проверяются условия их жизни в семье. Социальный педагог, изучив все документы и проблемы, которые есть у детей и родителей, ищет пути выхода из создавшейся ситуации, составляет индивидуальную программу, то есть прогнозирует, какими должны задачи, формы, методы и средства.

Таким образом, социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными физическими возможностями и их родителей должна осуществляется комплексно, с участием представителей других профессий (учителей, социальных педагогов, практических психологов, логопедов, дефектологов, медиков, юристов работников культуры и спорта, работников социального обеспечения, органов охраны порядка, общественных организаций). Социально-педагогическая поддержка оказывает детям с ограниченными физическими возможностями компетентную социальную помощь: повышает эффективность процесса социализации, воспитания и развития детей; обеспечивает диагностику, коррекцию и управление в широком спектре отношений в социуме в интересах становления и развития полноценной, нравственно здоровой, социально защищенной и творчески активной личности; организует различные виды общественно и индивидуально значимой деятельности детей с ограниченными физическими возможностями на принципах творчества, самоуправления самостоятельности; формирует на этой основе их систему ценностей.

 

Выводы по второй главе

  1. У подростков даже с легкими двигательными нарушениями на первый план выступает переживание неполноценности в связи с наличием косметического и двигательного дефектов, они недовольны характером взаимоотношений с окружающими. Детям подросткового возраста с ДЦП свойственны такие черты, как тревожность, зависимость, эмоциональная незрелость акцентуации характера по эмотивному, тревожному и  дистимному типу. Эти качества, сформировавшиеся в результате условий жизни, отношения окружающих и т.п., часто приводят к пассивной позиции, к роли «ведомого». В формировании таких черт, как тревожность, ипохондричность, нерешительность, важное место занимает постоянная невротизация в связи с нарушениями моторики, следствием которой являются страхи падения, высоты, передвижения, отмечавшиеся у многих обследованных.
  2. Влияние родителей на детей подросткового возраста с ограниченными физическим возможностями  может затруднять или облегчать процесс социальной адаптации. Так, гиперпротекция формирует у ребенка пассивность, неспособность самостоятельно принимать решения, что при неправильной оценке родителями возможностей ребенка в дальнейшем приводит к неадекватным профессиональным намерениям и к краху попыток профессионального самоопределения.
  3. Полученные в результате проведенного исследования данные свидетельствуют о психологическом неблагополучии подростков с ДЦП. Их личность характеризуется высоким уровнем тревожности и эмотивности, что существенно отражается на взаимодействии с окружающими, в частности возникает их повышенная зависимость от родителей.  Наличие двигательной патологии, неправильное воспитание, социальная изоляция способствуют закреплению или усилению конституционально обусловленных черт тревожного, эмотивного и дистимного  типов акцентуаций характера. Выявление этих типов патохарактерологического развития, редко встречающихся в популяции, позволяет рассмат<span class="List_002

Информация о работе Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными физическим возможностями