Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 14:08, реферат
Одним из первых исследователей, рассматривавших проблему формирования социальных технологий на концептуальном уровне, был американский философ К. Поппер. При этом, исходный пункт рассуждений Поппера состоял в том, что к середине ХХ века многие макросоциальные теории, а также различные социально-утопические теории и созданные на их основе проекты по внесению изменений в существующие социальные системы, доказали свою несостоятельность в качестве факторов принципиального и глобального переустройства общества.
Основные формы технологий с.р. в системе здравоохранения
В системе здравоохр. возрастает роль нового вида проф. д-ти – соц. р-ы. Становление такого вида д-ти обусловлено ухудшением здоровья населения, потребовавшим решения, проблем мед. и соц. хар-ра на качественно новом уровне - на уровне медико-соц.работы. Медико-соц. р-та - вид мультидисциплинарной проф. д-ти мед., психо-педагог. и соц-правового хар-ра, направленной на восстановление, сохранение и укрепление зд-я. Ее главная цель - достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физ. и психической патологией, а также соц-ым неблагополучием. Важным является то, что медико-соц. работа принципиально меняет комплекс мер помощи в сф. охраны зд-я, т.к. предполагает системные медико-соц.воздействия на более ранних стадиях заболевания и развития болезненных процессов. Мед-соц. р-та основыв-ся на 2 осн-х положениях: сущ-ет 5 групп клиентов и при р-те с этими клиентами спец-ст выполняет 2 блока мед-соц. р-ты - патогенетической и профилактической направленности. Группы клиентов: 1) гр. повышенного риска (курящие, люди с избыточным весом, студенты и др.) 2) семья и ближ. окружение 3) ЧДБ (дети со слабым иммунитетом, пенсионеры) 4) больные с ярко выраж-ми соц. проблемами (больной онкологич. заболев., туберкулезом) 5) инвалиды. Патогенетическая медико-соц. работа вкл. в себя мероприятия по орг-ции медико-соц. помощи, проведение медико-соц. экспертизы, соц. работы в отдельных обл. медицины и здравоохранения. Профилактич. медико-соц. работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению соц. зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного зд-я, формир-ю ЗОЖ, обеспечению СЗ прав граждан в вопросах охраны зд-я и др. Профилактическая медико-соц.работа подразделяется на 2 вида: первичная и вторичная профилактика. Задача первичной профил. - предупреждение развития у ч. патологических состояний, т.е. проведение соц-экономич. анализа, формирование у населения представлений о ЗОЖ, активной жизненной позиции по отношению к своему зд-ю. Вторичная-предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда соц.задач. При этом проводится медико-соц. экспертиза трудоспособности, определяется труд. прогноз, изучается влияние соц. факторов (хар-р труд. д-ти, экономич.состояние семьи, обеспеченность пациентов жильем, экономич.и климатогеографическая обстановка местности проживания и т.п.) на зд-е ч. Важное направление профилактич. медико-соц. р-ты - повышение уровня мед. образования населения, формирование у него представления о ЗОЖ и его значении в предупреждении заболеваний. Вторым значимым направлением явл. выявление наиб. важных соц. факторов, оказывающих отрицательное влияние на зд-е ч., и непосредственное их устранение или уменьшение их влияния на организм: оказание матер. помощи малообеспеченным или многодетным семьям, психологическая коррекция состояния, патронаж «семей соц. риска», оказание помощи клиентам в решении правовых проблем, обеспечении их питанием, лекарствами, соблюдение соц. гарантий. Приоритетным становится реаб-ция инв-дов. Также созд-ся сеть мед-соц. экспертизы д/инв-дов. Кроме этого мед-соц р-та осущ-ся и в хосписах, куда люди отправляются не на выздоровление, а к-ые обречены. Поэтому осн. цель обслуживающего персонала – облегчить страдания пациента. В хосписе соц. р-к выступает в кач-ве помощника, и он может проводить р-ту с ближ. окруж. пациента и с самими сотрудниками, чтобы избежать проф. выгорания. Важными направлениями медико-соц. работы становятся: планирование семьи, охрана материнства и детства; психотерапия, наркология; онкология и др. В течение 10 лет существенно выросла заболеваемость нас. в России алкоголизм, наркомания, токсикомания, что обусловлено преимущественным влиянием соц. факторов на организм ч.
Осн. формы технологий соц. р-ты в образов-ой системе
Способность об-ва обеспечить полноценное образование для всех детей - показатель соц. зд-я самого об-ва и необходимое условие его устойчивого развития. В меняющихся условиях современного российского об-ва только основательное образование позволяет ч. обеспечивать свое существование и осуществлять социально-бытовые, профес.-трудовые и общественные ф-ции. Соц. р-та в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление соц. сферы РФ. В связи с этим следует указать на соц-педагогические аспекты соц. р-ты в целом и обозначить соответствующие рабочие поля, в которых ей предстоит действовать: дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.); работу с м-жью (воспитание, сопровождение, орг-ция досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в проф. ориентации и т.д.); воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспитанию, развитие самостоятельности и т.д.); формы, содержание и методы обучения взрослых (проф. обучение и образование, соц. р-та на предприятиях, орг-ция самопомощи, семейные консультации и т.д.); соц-педагогич. помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи); соц. р-та в школе.
Спец-сты выдел. 2 типа школьных проблем в процессе обучения в школе: 1) проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения соц. служб — детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и соц.неблагополучных семей. Приоритеты соц. поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, соц-бытовая, материальная помощь, обеспечение витальных потребностей и решение сегодняшних проблем; 2) проблема неуспевающего ученика, к-ая выходит за рамки чисто педагогич. проблемы и становится одной из наиболее острых и практически нерешаемых соц. проблем. Соц. р-к в школе может помочь в проведении группового консультирования, в развитии потенциалов, направленных непосредственно на работу с учащимися. Соц. р-та в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на к-ые указывают сами учителя, ученики и их родители. Соц. ра-к в обл. образования, как показывает мировой опыт, помогает ребенку справиться с соц. и психологич. проблемами в процессе соц-ции. В связи с этим функции соц. раб-ка конкретизируются применительно к этой задаче: 1) д-ть соц. р-ка направлена на оказание помощи и поддержки ребенку в ситуациях дезадаптации; 2) соц.раб-к обеспечивает и контролирует выполнение норм и стандартов соц.обеспечения для лиц, пользующихся льготами, соц. пособиями, пенсиями; 3) защищает ребенка от жизненных рисков, семейных бедствий, связанных с нетрудоспособностью, несостоятельностью родителей исполнять родительские обязанности; 4) выступает посредником между ребенком и соц.окружением — школой, семьей, соц. институтами; 5) организует и проводит консультации для детей, педагогического коллектива, родителей, общественных и гос. служб по проблемам охраны и защиты детства, образования. Соц. р-та в системе образования приобретает все большее значение в социализации и формировании личности.
Соц. политика, соц. безопасность и соц. р-та
Рассмотрение соц. политики принято
начинать с понятия "соц. безопасность",
наиболее часто употребляемого в
смысле обеспечения основ
Соц. безоп. – состояние защищенности личности, гр., общности от угроз нарушения их жизненноважных интересов, свобод и ее прав. Она достигается тогда, когда уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения матер-х и духовных потребностей ч., складывается из нескольких компонентов: размера реальных трудовых доходов; объема потребляемых благ и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги; обеспеченности жильем; доступности образования, экологической безопасности и т. д.
Приоритетные объекты соц. безоп-ти: ущемленные и нуждающиеся в СЗ гр. населения (пенсионеры, женщины, военнослужащие, дети, люди с огранич. возможностями). Источники угрозы соц. безоп-ти м. разделить на неск-ко групп: угрозы, связ-ые с насилием, преступностью; наркомания пьянство, рост смертности; угрозы, связ-ые с ухудшением мед. обслужив. и здравоохр.; ф-ры, связ-ые с низкой соц. защищенностью населения.
Инструментами решения этих проблем явл. след. сист.: образования, науки и к-ры, здравоохр., физ. к-ры, соц. страхов., СЗН и др.
Соц. гос-во - это гос-во, политика к-го направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Цели гос. соц. п-ки (по М.о.): 1) формир-ие соц-но ориентированной рыночной эк-ки 2) обеспечение основных соц. гарантий в сф. зан-ти, мед. обслужив., СЗ, образования, к-ры 3) создание эк-х и правовых условий, обеспечив-х самореализацию личности и эк-ую активность населения 4) ликвидация бедности, обеспечение потребления матер-х благ не ниже прожит. минимума. Результативность соц. п-ки можно определить такими показателями как уровень, кач-во и образ жизни. Уровень ж. – обеспеченность населения необходимыми благами и степень удовлетворения индивида необходимыми потребностями. Образ ж. – устанавливаемая стр-ра ценностных ориентаций и жизненных интересов. Кач-во ж. – мера индивид-ой доступности того, чем располагает об-во. Объектами соц. п-ки явл. соц-но незащищенные слои населения, а суъектами – гос-во, муницип-ые органы власти, общественно-политич. орг-ции, трудовые коллективы. Структурным элементом соц. политики также явл. соц. р-та, сущность которой во многом определяется, проявлением гражданских инициатив, развитием собственных ресурсов, изначально присущих индивиду или группе людей. Основной целью соц. р-ты явл. увеличение степени самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы. Соц. р-та представляет собой интегрированный, универсальный вид д-ти, целью которого явл. удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных (прежде всего наиболее уязвимых) слоев населения.
Таким образом, к задачам соц. п-ки м. отнести достижение улучшения матер. положения и условий ж., обеспечение эф-ой зан-ти, нормализация и улучшение демографич. ситуации, улучшение соц. инфрастр-ры.
. Посредничество в соц. р-те
Соц. посредничество - процесс содействия достижению согласия м/у соц. субъектом и объектом для решения соц. проблем последнего и оказания ему помощи. Быть социальным посредником – значит объяснять интересы и взгляды одной стороны другой. Посредничесво в с.р. можно рассматривать с 2х позиций: 1. непосредственно посредническая функция с.р. – т.е. в некоторых ситуациях с.р. не сам оказывает услуги, а информирует клиента о том, куда можно обратиться за помощью(н-р, чел пришел за пособиями, но ему еще требуется психосоц. помощь и спец. отправляет его в кризисный центр); 2. конфликтологическое (медиаторское) посредничество –здесь речь идет прежде всего о психосоц. помощи , когда с.р. , выступая в роли медиатора, способствует разрешению конфликтных ситуаций клиента. Но для этого необходимо специальное образование! Медиаторство - это очень сложный процесс, кот. требует специальной подготовки ( спец-та учат быть нейтральным в разл. ситуациях и т.д.).
В посреднической д-ти соц. р-ка м. выделить три этапа: 1. определение пр-мы клиента, оценка возможностей ее решения 2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему; 3. помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением. Формы посредничества: п-во в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных пр-м клиентов; социально-пед-кое; п-во в поиске соц-х служб и учр-ий, способных оказать клиенту необходимую п-щь и поддержку; п-во в решении трудовых, семейных конфликтов и др. Посредн. предполагает наличие некоторых требований к специалисту. Н-р, посредническая ф-ция возможна лишь при условии информированности самого спец-та о тех услугах и видах помощи, кот. предоставляются, н-р, в данном регионе.
О каком бы аспекте посредничества в с.р. не шла речь, все же сущ-ет несколько главных принципов и требований к роли посредника:компетентность, нейтральность(т.е. объективность, безоценочность), проф.ответственность(кот. заключается в отслеживании результатов посреднической п-щи, н-р, спец. дал ч-ку рекомендацию обратиться за п-щью в какое-либо агентство, и в идеале, он должен проследить обратился ли туда клиент).
Социальное прогнозирование
Любая деятельность человека планируется с учетом какого-либо результата, т.е. чел. делает прогнозирование. Прогнозир.- это «предвосхищение» результатов. С. П. – это метод научноого исследования, цель которого – предусмотреть возможные варианты развития тех или иных процессов и явлений, обозначенных в качестве предмета анализа. Оно необходимо для подготовки заблаговременных, научно-обоснованных предположений, проектов, программ, оценок, рекомендаций относительно того, как может развиваться данный объект. Проблемами прогностических исследований могут быть самые различные аспекты социальной сферы, оказывающие влияние на жизнедеятельность человека (проблемы демографии, охраны зд., образов-ия, жилья, сохранения семьи, молодежные проблемы). Цель П. – не просто предвидеть те или иные явления будущего, а способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении. Прогнозирование может решать 2 типа задач: определение целей развития; определение способов средств достижения этих целей. Ф-ции соц. прогнозирования: - ориентирующая – выбор предпочтительных направлений деятельности; - нормативная: определение важнейших тенденций динамики социальных потребностей и возможностей их удовлетворения в будущем (н-р, не спрогнозировали, что не будет хватать детских садов); предупредительная – анализ возможных негативных последствий. В качестве основных видов прогнозирования выступают: 1) поисковое прогнозирование – т.е. определение возможных состояний объекта в будущем на основе анализа тенденций его развития в прошлом и настоящем («Что будет с объектом?»); 2) нормативное – это определение необходимых и достаточных средств, необходимых для достижения поставленной цели.
Прогнозирование- это очень важная технология с.р. В чистом виде применяется на уровне формирования соц. политики региона, и даже целой страны. Но даже в повседневной практике используется очень часто, просто это не обозначается как прогнозирование (однако специалист понимает последствия того, что стучится, если он не окажет человеку помощь).
. Правовое обеспечение соц. р-ты
Сегодня соц. р-та – это профес. сфера, к-ая регламентируется определенными нормативно-правовыми актами, нормат.-законодательными документами. Международные Декларации, Конвенции содержат формулировки идей, целей, ценностей, к-ые и заключают в себе идеологию соц. р-ты, к-ые не подлежат сомнению. Декларация – официальное или торжественной заявление. Примеры Деклараций: «Всеобщая Декларация прав ч.» (1948 г.), «Декларация о ликвидации всех форм религиозной нетерпимости» (1986 г.), «Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных ситуациях и условиях вооруженного конфликта» (1974 г.) и др. Конвенция – международный договор по какому-нибудь вопросу. Примеры Конвенций: «Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации» (1965 г.), «Конвенция о защите прав детей» (1989 г.), «Конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей» (1990 г.) и др.
В РФ основным законодательным актом явл. Конституция РФ (12 дек. 1993 г.), которая отражает все стороны ж. об-ва и гос-ва. На фед. уровне соц. р-ту регламентируют более частные нормативные акты (фед. з-ны), н-р, ФЗ «О гос. пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15 дек. 2001 г., ФЗ «Об основах соц. обслуживания населения в РФ» № 195-ФЗ от 10 дек. 1995 г., ФЗ «О гос. пособиях гражданам, имеющим детей» № 81-ФЗ от 19 мая 1995 г. и др. Кроме этого сущ-ет еще и рег-ый уровень. Каждый субъект РФ может издавать свои рег-ые з-ны, которые будут реализовываться т-ко в рамках этого субъекта. Н-р, ЗМО «О ветеранах труда М.о.» № 895-01 ЗМО от 26 окт. 2007 г., ЗМО «О гос. поддержке малочисленных народов Севера в М.о., осущ-х традиц-ые виды хоз. д-ти и традиц. промыслы» 2008 г., ЗМО «О северном оленеводстве в М.о.» 2003 г. и др. Причем з-ны, принятые на рег-м уровне, не должны противоречить федер-м з-нам, рег. з-ны должны улучшить ж. населения. Соц. р-та в основном реализуется на рег. уровне. Но если есть муницип-ые орг-ции, то они руководствуются муницип-ми з-нами (решения депутатов и совета администрации).З-ны не могут содержать все актуальные проблемы, варианты технологий соц. р-ты, поэтому соц. р-ки руководствуются должностной инструкцией, Уставом, Положением. Соц. р-та не может реализовываться от себя, она строго подчиняется законодательству. Помимо этого сфера соц. р-ты регламентируется кодексом этики соц. р-ка и соц. педагога, основная цель к-ого определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции ч. (клиента), специалиста (соц. р-ка и соц. пед-га) и об-ва (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении соц.потребностей клиента. Итак, соц. р-та – помогающая профессия, когда часто помощь осущ-ся клиентам в виде денежных выплат, соц. услуг, соц. помощи, поэтому соц. р-та нуждается в правовом обеспечении. Однако спец-сты по соц. р-те сталкиваются с тем, что з-ны устаревают или обновляются. Поэтому профессионалы в обл. соц. р-ты должны быть компетентны в правовом обеспечении соц. р-ты. Консультирование в соц.р Как одна из технологий социальной работы консультирование играет важную роль в системе социального обслуживания населения. Консультирование вид соц. р-ты, в ходе кот-го спец-ст социальной р-ты помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения. Консультативная помощь - предоставление клиентам соц. служб консультаций по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты. Решение многих проблем в практике социальной работы требует, прежде всего, информационного обмена со многими специалистами: врачами, юристами, психологами, работниками городских служб и учреждений. Классификация к-ций: по пространственной организации: контактное - "очное" (н-р, интервью, предполагающее оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих его специальные возможности), диктантное "заочное" не предполагает прямого общения с клиентом (по телефону или по переписке); по форме различают групповое и индивидуальное консультирование; по содержанию – конкретное (по узкоспециальной проблеме индивида, группы, семьи и т.д.) и программное, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность, устранить субъективизм в оценках и на этой основе повысить качество оказываемых социальных услуг; супервизорство оказание помощи специалистам соц. сферы (врачам, учителям и др.) специалистом психологом. Типы консультирования в с. р-те: - общее консультирование клиентов спец-тами с.р.; - специальное консультирование клиентов по направлению соц-х р-ков специалистами социальных служб или учр-ний; - обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций раб-ками вышестоящих организаций и учреждений (работа с персоналом, разъяснение содержания законов, соц. политики, программ, процедур, направленных на улучшение соц. обслуживания населения);- договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам. Процесс консультирования: выявление причин, побудивших клиента к обращению за к-цией; анализ, оценка и диагностика проблемы; формулировка пр-мы и определение целей к-ции; установление стратегии и плана действий; осуществление соответствующих действий; оценка рез-тов консультации и выводы. Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым. Вызвать к себе эмоционально-положительное отношение клиента является важной задачей специалиста социальной работы. Таким образом, консультирование как социальная технология имеет большие возможности и огромный потенциал использования для решения социальных проблем, смягчения и предотвращения соц-х паталогий.