Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:22, курсовая работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить и проанализировать опыт социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- рассмотреть понятия «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды» в социально-педагогической литературе;
- дать характеристику психолого-педагогическим особенностям детей-инвалидов;
- охарактеризовать технологию социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов;
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Содержание понятий «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды» в социально-педагогической литературе………………………………..….……..6
2.Психолого-педагогическая характеристика семей, имеющих детей-инвалидов…………….................................................................................11
3.Технология социальной работы с семьями детей-инвалидов………………………………………………………………………...15
4.Анализ опыта социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов…………………………………….………………………….........26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Основными проблемами взаимоотношений в семье, имеющей ребенка-инвалида, являются:
- воспитание, сопровождающееся
чувством обременительности
- заниженный уровень
требовательности к ребенку,
- вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребенка;
- вынужденная жертвенность
матери и ее постоянная
- постоянная сдержанность
в проявлении переживаний из-
Таким образом, все семьи, воспитывающие детей-инвалидов, имеют определенные характеристики:
- родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);
- личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность; семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
- социальный статус семьи снижается — возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического и физического развития у ребенка от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;
- особый психологический конфликт возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка;
- в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, роли, как правило, изменены: интересы семьи сосредоточены на инвалиде; мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. (4, с.124)
Семьи в процессе воспитания, становления социальной интеграции ребенка-инвалида сталкиваются с большим количеством трудностей. Среди проблем семьи ребенка-инвалида следует отметить:
l. Медицинские,
связанные с участием семьи
в медицинской реабилитации
2. Экономические, поскольку в семьях, воспитывающих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях, воспитывающих здоровых детей. Это связано с рядом причин: вынужденным неучастием матерей в общественном производстве, оформлением сокращенного рабочего дня, затратами на приобретение дорогостоящих медикаментов, оплату консультантов и др.
3. Проблемы воспитания, обучения и ухода за больным ребенком (подготовка ребенка к школе и помощь в его обучении, особенно при обучении на дому, осуществление целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка -- формированию навыков самообслуживания, передвижения, развитию самостоятельности и др.).
4. Социально-профессиональные проблемы семьи (трудности или невозможность для родителей ребенка-инвалида повысить свой профессиональный образовательный уровень, вынужденные перерывы в работе в период лечения ребенка; смена характера работы с учетом интересов ребенка, формирование уклада жизни семьи и др.).
5. Психологические проблемы (переживания семьи в связи с заболеванием ребенка и тревогой за его судьбу, трудности в общении с ребенком, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения проблем по уходу, лечению, обучению и воспитанию тяжелобольного ребенка и др.) (26 с. 54)
При появлении больного ребенка в семье происходит изменение ее уклада, особенно психологического климата. Все члены семьи находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет этот процесс не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Нормализация внутрисемейных отношений является основой успеха лечебно-коррекционной работы с ребенком-инвалидом. (20 с. 34 - 34)
Появление ребенка с
Каждый ребенок с
Родителям следует знать, что
ни одно лекарство не окажет
максимального положительного
Семейное воспитание детей с
ограниченными возможностями - один
из важнейших факторов их
Значительные трудности могут
возникнуть у родителей при
устройстве ребенка на
Если ребенок, имеющий дефект
в развитии, определяется в
Семьям, имеющих детей с ограниченными
возможностями, нередко
Развитие ребенка с
Роль семьи в развитии и
воспитании ребенка-инвалида
Семья играет важную роль и
в отношении развития
Решение проблем в семье
Таким образом, семьи, имеющие
детей с ограниченными
Специалисты на основе обследования семей, воспитывающих ребенка с отклонением в развитии, указывают на необходимость целенаправленной работы с родителями проблемных детей.
В социальной работе с такой категорией семей предлагаются следующие направления:
а) диагностическое с целью изучения особенностей семейного воспитания, разработки и реализации индивидуальных программ помощи семье;
б) просветительское с целью расширения представлений об особенностях развития детей с патологией и методах коррекционно-развивающей работы с ними;
в) педагогической коррекции детско-родительских отношений, повышения роли отца в воспитании ребенка;
г) психокоррекционное, направленное на гармонизацию семейных отношений, повышения чувства уверенности в свои силы, психологического климата в семье;
Основными целями психокоррекционной
работы являются создание благоприятного
психоэмоционального климата, формирование
положительных установок в
Педагогическое направление предусматривает обучение родителей больного ребенка методическим приемам коррекционной педагогики, участие в образовательно-воспитательном процессе. В целях оказания консультаций, информированности людей о своих правах необходимы специализированные службы, призванные решать задачи социальной помощи указанной категории населения. Подобные службы можно организовывать на базе специальных (коррекционных) школ под руководством заместителей директора по социальной защите либо при реабилитационных центрах, а также при группах кратковременного пребывания при дошкольных образовательных учреждениях. Такие школы специализированной помощи могут помочь родителям детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов обрести достойный социальный статус, что в значительной степени укрепляет психологический климат в семье.
Социально-средовая реабилитация детей-инвалидов – это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным оборудованием и оснащением, которое позволяет им стать относительно независимым в бытовом аспекте. Создание безбарьерной среды (строительство пандусов, специальных съездов и др. приспособлений во внешней среде, специальные поручни, расширенные межкомнатные дверные проемы и др. во внутренней среде) являются условиями для интеграции инвалидов в общество.
Реабилитационная деятельность включает:
Информация о работе Технология социальной работы с семьёй, имеющей ребенка-инвалида