Типология самоубийств по Дюргейму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:31, реферат

Краткое описание

Но разве социология может интересоваться таким явлением как «суицид»? Ведь поступок самоубийцы объясняется обыкновенно его темпераментом, характером, что определяет такая наука как психология? Но самоубийство может быть и «социально», если рассматривать явление с другой точки зрения. Если вместо того, чтобы рассматривать каждое явление отдельно, выявляя факторы, взять общее число самоубийств, совершенных данным обществом в данный промежуток времени, то можно установить, что полученная таким образом сумма не явится простой суммой независимых между собой единиц, голым собранием фактов, но что эта цифра образует новый факт sui generis, имеющий свое внутреннее единство и свою индивидуальность, а значит, свою особую природу, важную для социологических исследований.

Содержание

Введение……………………………………………….................3
Типология самоубийств:
Эгоистическое самоубийство………………………………4
Альтруистическое самоубийство………………...................5
Аномичное самоубийство………………………………….6
Ситуационные факторы самоубийств…………………….9
Социальные причины суицида ………………………….12
Статистика самоубийств в России………………………18
Заключение…………………………………………...................20
Список использованной литературы………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Самоубйство.docx

— 53.93 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение……………………………………………….................3

    1. Типология самоубийств:
    1. Эгоистическое самоубийство………………………………4
    1. Альтруистическое самоубийство………………...................5
    2. Аномичное самоубийство………………………………….6
    1. Ситуационные факторы самоубийств…………………….9
    1. Социальные причины суицида ………………………….12
    2. Статистика самоубийств в России………………………18

Заключение…………………………………………...................20

Список использованной литературы………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует столько же, сколько существует на Земле человек. К тому же, суицид – явление только антропологическое, так как в животном мире оно отсутствует. Это связано с инстинктами животных, основополагающий: сохранение жизни. У людей так же существует такой инстинкт, а так же является главной потребностью. Но, увы, всё же совершают суициды. Такой уход из жизни, учёные называют: «Самоубийство как одна из форм девиантного поведения».

Социологи считают девиантным - отклоняющееся поведение. Оно подразумевает и любые поступки или действия, не соответствующие писанным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных поступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения1. Так поступали правители древней Спарты в V в. до н.э.

Борьба с девиацией часто  перерождалась в борьбу с разнообразием  чувств, мыслей, поступков. Обычно она  оказывается нерезультативной: через  какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме.

Но разве социология может интересоваться таким явлением как «суицид»? Ведь поступок самоубийцы объясняется обыкновенно  его темпераментом, характером, что  определяет такая наука как психология? Но самоубийство может быть и «социально», если рассматривать явление с  другой точки зрения. Если вместо того, чтобы рассматривать каждое явление отдельно, выявляя факторы, взять общее число самоубийств, совершенных данным обществом в данный промежуток времени, то можно установить, что полученная таким образом сумма не явится простой суммой независимых между собой единиц, голым собранием фактов, но что эта цифра образует новый факт sui generis, имеющий свое внутреннее единство и свою индивидуальность, а значит, свою особую природу, важную для социологических исследований.

 Эмиль Дюркгейм, в своей работе “Самоубийство (социологический этюд)” выделил те различные состояния социальной среды под влиянием которых изменяется процент самоубийств, определил их типологию.

В своей работе я попытаюсь раскрыть исследовательскую стратегию Эмиля  Дюркгейма по социологическому анализу  самоубийства.

 

I.Типология самоубийств.

Эгоистическое самоубийство.

Для того чтобы рассмотреть эгоистическое  самоубийство Дюркгейм предлагает нам  посмотреть три социальных института - это брак, религия и политика. Так как каждый из них имеет  свой определённый коэффициент предохранения  от самоубийств. Но это не потому, что  каждая из этих групп обладает какими-то особыми, свойственными только ей чертами, а потому что все эти социальные институты представляют собой тесно  сплоченные социальные группы. Когда люди объединены и связаны любовью с той группой, к которой они принадлежат, то они легко жертвуют своими интересами ради общей цели и с большим упорством борются за свое существование. Одно и то же чувство побуждает их преклоняться перед стремлением к общему благу и дорожить своею жизнью, а сознание великой цели, стоящей перед ними, заставляет их забыть о личных страданиях. Наконец, в сплоченном и жизненном обществе можно наблюдать постоянный обмен идей и чувств между всеми и каждым, и поэтому индивид не предоставлен своим единичным силам, но имеет долю участия в коллективной энергии, находит в ней поддержку в минуты слабости и упадка.

Но в таких социальных группах  бывают различные ситуации, когда  сплочённости и любви нет, либо она  пропадает. В браках зачастую ссоры, скандалы, приводящие к различным  последствиям: измена, распад семьи, развод. В отношениях подростков со сверстниками зафиксированы потасовки, «гнобение», недопонимание. В семье: размолвки  детей с родителями, ругань. Всё  это приводит к стрессовым состояниям, в которых человек действует  необдуманно.

Следовательно, семья не всегда предохраняет от самоубийства. Особенно это заметно  в наше время. Только сплочённость людей  находящихся в браке и их детей  может давать высокий показатель предохранения от суицида.

Так же увеличение коэффициента предохранения  можно отметить во время кризиса. Социальные перевороты, как и великие  национальные войны, оживляют коллективные чувства, пробуждают дух партийности  и патриотизма, политическую веру и  веру национальную и, сосредоточивая индивидуальные энергии на осуществлении одной  цели, создают в обществе - по крайней  мере, на время - более тесную сплоченность. Так как борьба эта заставляет людей сближаться между собой  перед лицом общей опасности, отдельные лица начинают меньше думать о себе, больше об общем деле.

Если единичная личность стремиться стать выше коллективной - это можно  назвать эгоизмом. Так как индивидуальное "я" резко противополагает себя социальному "я", к тому же, в ущерб этому последнему. Следовательно, эгоистическим самоубийством называется частный вид суицида, который вызывается чрезмерной индивидуализацией. Коллективная связь, сплоченность общества задерживает самоубийства. Когда сплоченность общества ослабевает, индивид отходит от социальной жизни, погружается в одиночество и уныние. Он абстрагируется от всех, что приводит к минимуму внимания на его персону. И тогда он ставит свои личные цели выше стремления к общему благу.

Поэтому необходимо находиться в коллективе, круге друзей, семье, которые тебя поддержат и не надут пойти  на этот крайне не обдуманный шаг, или  убедят не совершать опрометчивых поступков.

 

Альтруистическое  самоубийство.

Общество оказывает  на индивида в данном случае определенное психическое давление для того, чтобы  он непременно покончил с собой. Конечно, общество играет некоторую роль и  в эгоистическом самоубийстве, но влияние его далеко не одинаково  в этих двух случаях. В первом случае роль его исчерпывается тем, что  оно теряет связь с индивидом  и делает его существование беспочвенным; во втором оно формально предписывает человеку покончить с жизнью.

Э. Дюркгейм назвал "альтруизм" состояние, когда "я" не принадлежит самому человеку, когда оно смешивается с чем-то другим, чем оно само. И когда центр его деятельности находится вне его существа, а внутри той группы, к которой данный индивид относится. Поэтому самоубийство, которое вызывается чрезмерным альтруизмом, называется альтруистическим.

Субъект стремится освободиться от своей личности для того, чтобы  погрузиться во что-то другое, что  он считает своею настоящей сущностью. Как бы ни называлась эта последняя, индивид верит, что он существует в ней и только в ней, и, стремясь к утверждению своего бытия, он вместе с тем стремится слиться воедино  с этой сущностью. В этом случае человек  не считает своего теперешнего существования  действительным. Безличность достигает  здесь своего максимума, и альтруизм  выражен с полною ясностью. Убивает себя потому, что его желанная цель лежит вне этой жизни и последняя служит для него как бы препятствием. Меланхолия альтруиста полна надежды: он верит, что по ту сторону этой жизни открываются самые радужные перспективы; подобное чувство вызывает даже энтузиазм, нетерпеливая вера стремится сделать свое дело и проявляет себя актом величайшей энергии.

Таким образом, Дюркгейм установил  и второй тип самоубийства, состоящий  в свою очередь из трех разновидностей: обязательное альтруистическое самоубийство (суицид является долгом), факультативное альтруистическое самоубийство (человек совершает самоубийство во избежание общественного порицания) и чисто альтруистическое самоубийство (радость принесения себя в жертву, самоубийство считается похвальным).

В наших современных  обществах, где индивидуальная личность все более и более эмансипируется от коллективной, подобный вид самоубийства не может быть частым явлением. Однако и в настоящее время существует социальная среда, где альтруистический тип самоубийств может считаться  явлением обыденным, - это армия. В  лице этой группы мы имеем как бы пережиток самоубийств, свойственных обществам низшего порядка; ведь и сама военная мораль некоторыми своими сторонами составляет как  бы пережиток морали первобытного человечества. Под влиянием этого предрасположения солдат лишает себя жизни при первом столкновении с жизнью, по самому ничтожному поводу: вследствие отказа в разрешении отпуска, вследствие выговора, незаслуженного наказания или неудачи по службе; убивает себя по причине ничтожного оскорбления, мимолетной вспышки ревности или даже просто потому, что на его  глазах кто-нибудь покончил с собой. Здесь мы находим объяснение тех  явлений заражения, которые так  часто наблюдаются в армии.

 

Аномичное самоубийство.

Общество всегда в той или  иной степени воздействует на индивида, управляет, руководит им.

Известно, что экономические кризисы  обладают способностью усиливать наклонность  к самоубийству. Вообще соотношение  между экономическим состоянием страны и процентом самоубийств  является общим законом.

Каждый раз, когда социальное тело терпит крупные изменения, вызванные  внезапным скачком роста или  неожиданной катастрофой, люди начинают убивать себя с большей легкостью. В момент общественной дезорганизации общество оказывается временно не способным  проявлять нужное воздействие на человека, и в этом находится объяснение тех резких повышений кривой самоубийств, которые мы установили выше.

В момент экономических бедствий невозможно наблюдать, как разразившийся кризис влечет за собой известное смешение классов, в силу которого целый ряд людей оказывается отброшенным в разряд низших социальных категорий. Многие принуждены урезать свои требования, сократить свои привычки и вообще приучиться себя сдерживать. Само собой разумеется, что общество не в состоянии единым махом приучить этих людей к новой жизни, к добавочному самоограничению. В результате все они не могут примириться со своим ухудшившимся положением; и даже одна перспектива ухудшения становится для них невыносимой; страдания, заставляющие их насильственно прервать изменившуюся жизнь, наступают раньше, чем они успели изведать эту жизнь на опыте.

Но то же самое происходит в том  случае, если социальный кризис имеет  своим следствием внезапное увеличение общего благосостояния и богатства. Здесь так же меняются условия жизни, и та шкала, которою определялись потребности людей, оказывается устаревшей. Она передвигается вместе с возрастанием общественного богатства, поскольку она определяет долю каждой категории производителей. Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться. Для того чтобы люди и вещи заняли в общественном сознании подобающее им место, нужен большой промежуток времени. Пока социальные силы, предоставленные самим себе, не придут в состояние равновесия. Никто не знает в точности, что возможно и что невозможно, что справедливо и что несправедливо; нельзя указать границы между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на все. Как бы поверхностно ни было это общественное потрясение, все равно, те принципы, на основании которых члены общества распределяются между различными функциями, оказываются поколебленными. Тот социальный класс, который особенно много выиграл от кризиса, не расположен больше мириться со своим прежним уровнем жизни, а его новое, исключительно благоприятное положение неизбежно вызывает целый ряд завистливых желаний в окружающей его среде. Общественное мнение не в силах своим авторитетом сдержать индивидуальные аппетиты. Кроме того, умы людей уже потому находятся в состоянии естественного возбуждения, что самый пульс жизни в такие моменты бьется интенсивнее, чем раньше. Вполне естественно, что вместе с увеличением благосостояния растут и человеческие желания; на жизненном пиру их ждет более богатая добыча, и под влиянием этого люди становятся требовательнее, нетерпеливее, не мирятся больше с теми рамками, которые им ставил ныне ослабевший авторитет традиции.

При таком положении вещей действительность не может удовлетворить предъявляемых  людьми требований. Необузданные претензии  каждого неизбежно будут идти дальше всякого достижимого результата, ибо ничто не препятствует им разрастаться безгранично. Это общее возбуждение  будет непрерывно поддерживать само себя, не находя себе ни в чем успокоения. А так как такая погоня за недостижимой целью не может дать другого удовлетворения, кроме ощущения самой погони, то стоит только этому стремлению встретить на своем пути какое-либо препятствие, чтобы человек почувствовал себя совершенно выбитым из колеи.

Бедность предохраняет от самоубийства, потому что сама по себе она служит уздой. Что бы ни делал человек, но его желания до известной степени  должны сообразоваться с его средствами; наличное материальное положение всегда служит в некотором роде исходным пунктом для определения того, что желательно было бы иметь. Следовательно, чем меньшим обладает человек, тем  меньше у него соблазна безгранично  расширять круг своих потребностей. Бессилие приучает людей к умеренности, и, кроме того, в той среде, где  все обладают только средним достатком, ни у кого не является достаточного повода завидовать. Напротив, богатство  дает нам иллюзию, будто мы зависим  только от самих себя.

Информация о работе Типология самоубийств по Дюргейму