Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 14:12, реферат
В истории существовали и в настоящее время существуют самые различные общества. Для практических и научных целей важно выявить те, которые обладают некоторыми существенными аналогичными признаками. На этом основании их можно сравнивать и даже в некотором отношении прогнозировать их развитие. В настоящее время существует множество классификаций и типологий обществ, которые берут за основу различные характеристики.
ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ТИПЫ 1
СОЦИАЛЬНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ 2
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ 7
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 9
СОВРЕМЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 10
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 11
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 12
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО 12
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 13
Современное гражданское общество
В современных условиях
В экономической сфере структурными
элементами гражданского общества являются
негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акц
Социально-политическая сфера гражданского общества включает:
семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
механизм выявления, формирования
и выражения общественного
негосударственные средства массовой информации.
В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.
Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.
В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:
признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;
признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;
создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.
Гражданское общество тесно
соприкасается и
выработка общей стратегии общественного развития;
определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;
стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;
зашита границ и обеспечение общественного порядка.
За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия — все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. Однако ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Некоторые отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, уровень социальной ответственности бизнеса невысок, степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.
В итоге исследователи
констатируют наличие значительных
трудностей на пути построения гражданского
общества в России, имеющих как
объективный, так и субъективный
характер. Одна из них связана с
отсутствием традиций гражданской
жизни в российском обществе, другая
— с упрощенными
Можно согласиться с мнением ряда социологов, считающих, что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно без институционализации российского социума, наведения элементарного порядка, правовых норм жизни.
Правовое государство
Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.
Идея правового государства воз
Признаки правового
главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
равенство всех перед законом;
разделение властей на три ветви;
реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
признание прав и свобод человека высшей ценностью;
взаимная ответственность личности и государства;
политический и идеологический плюрализм;
стабильность законности и правопорядка в обществе.
Базовыми принципами функционир
господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.
Не каждое государство, в
котором есть правовая система и
законодательство, можно считать
правовым. Процесс законотворчества
может быть направлен на обеспечение
антидемократических, деспотических
форм правления. В авторитарных и
тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом
лишь провозглашаются права и
свободы. Поэтому во взаимоотношениях
правового государства и
Существует ряд документов,
признанных мировым сообществом, соблюдение
которых позволяет говорить о
правовых отношениях в обществе. К
ним относятся Устав
Социальное государство — форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.
Термин «социальное
Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.
Возможность практического воплощения идеи социальною государства зависит от ряда факторов:
высокою уровня экономического развития страны;
наличия правового государства;
соответствующего уровня политической культуры граждан.
Статус социального
Российское государство
ставит своей целью стать социально-
Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этою общего положения вытекают следующие конституционные обязанности Российского государства:
обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;
установление минимальною размера оплаты труда;
поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан и др.;
развитие системы социальных служб;
установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;
недопущение резкою имущественною расслоения;
осуществление перспективной демографической политики.
Такие действия государства
возможны в демократической политической
системе и при наличии гражданс
За
точку отсчета возьмем события,
начавшиеся в середине 80-х гг. XX в.,
когда Генеральным секретарем ЦК КПСС М.
С. Горбачевым был провозглашен курс
развития страны (Советского Союза) под
названием «перестройка».
Перестройка предполагала проведение целого комплекса реформ во всехосновных сферах жизнедеяте
Проводимые
с середины 1980-х гг. реформы представляли
собой попытку модернизации всего
народно-хозяйственного комплекса
страны и достижения качественно
нового уровня развития общества, соответствующего
общемировым стандартам. Но проводились
они в рамках существующей тогда
социалистической (государственно-
Изменения, происходящие в российском современном обществе с начала 90-х гг. XX в. и по настоящее время, явно распадаются на три основных этапа:
1. Первый этап. Радикальные реформы и изменения, имевшие место в 1991-1993 гг., многие исследователи называют буржуазной либерально-демократической революцией, направленной против авторитарно-бюрократического режима. Однако с точки зрения теории социальных изменений эти события не соответствуют определению «социальная революция» по следующим причинам:
Во-первых, в результате бурных событий конца 1991 г. (подавление путча, распад СССР и др.) не произошла реальная смена правящей политической элиты. Во власти осталась значительная часть прежней партноменклатуры во главе с Б. Н. Ельциным, привлекшая в свои ряды определенное количество экономистов-рыночников.
Во-вторых, революция, как уже говорилось выше, — это переворот снизу, когда сами народные массы сметают правящую элиту и участвуют в создании новой политической и социальной структуры. В событиях 1991-1993 гг. имели место массовые выступления народа, но они носили локальный и кратковременный характер. Основные политические решения принимались политической элитой самостоятельно.
В-третьих, революция, особенно на первой фазе своего развития, стремится решить проблемы большинства. Радикальные реформы начала 1990-х гг. в этом плане больше походили на закулисный сговор правящей элиты.
2. Второй этап (середина 1990-х гг. — конец 1999 г.) можно охарактеризовать, как период адаптации социальных субъектов к новым условиям, а можно сказать, что это был период хаотичного преобразования современного российского общества с неопределенной перспективой.
К негативным последствиям этого периода можно отнести:
продолжение криминальной приватизации государственной собственности;
разворовывание бюджетных средств правящей элитой;
рост теневой экономики и доходов от криминальной деятельности (грабежи, поборы, финансовые махинации и пр.);
абсолютное
и относительное обнищание
постоянная угроза, безработицы, ликвидация предприятий, невыплата заработной платы;
рост преступности и утрата людьми чувства защищенности;
сращивание правоохранительных организаций с преступными элементами, рост недоверия граждан к милиции;
массовое ограбление людей посредством различного рода финансовых пирамид;
углубление
разрыва в доходах между
К положительным последствиям рассматриваемого этапа можно отнести:
высвобождение
частной инициативы, способствовавшее
созданию социального слоя собственников-