Типы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 14:12, реферат

Краткое описание

В истории существовали и в настоящее время существуют самые различные общества. Для практических и научных целей важно выявить те, которые обладают некоторыми существенными аналогичными признаками. На этом основании их можно сравнивать и даже в некотором отношении прогнозировать их развитие. В настоящее время существует множество классификаций и типологий обществ, которые берут за основу различные характеристики.

Содержание

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ТИПЫ 1
СОЦИАЛЬНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ 2
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ 7
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 9
СОВРЕМЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 10
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 11
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 12
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО 12
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 13

Вложенные файлы: 1 файл

Типы общества.docx

— 71.00 Кб (Скачать файл)

 

Современное гражданское общество


В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государствомвзаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Социально-политическая сфера  гражданского общества включает:

семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой  пересекаются индивидуальные и общественные интересы;

общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных  групп гражданского общества;

органы общественного  самоуправления по месту жительства и работы;

механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;

негосударственные средства массовой информации.

В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции  и законов государства.

Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его  жизни. Это предполагает:

признание естественного  права человека на жизнь, свободную  деятельность и счастье;

признание равенства граждан  в единых рамках для всех законов;

утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;

создание равенства шансов для всех субъектов экономической  и социально-политической деятельности.

Гражданское общество тесно  соприкасается и взаимодействует  с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему:

выработка общей стратегии  общественного развития;

определение и обоснование  приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;

стимулирование общественно  полезной деятельности граждан и  защита их прав, собственности и  личного достоинства;

демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;

зашита границ и обеспечение общественного порядка.

За годы реформирования в  России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия — все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. Однако ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Некоторые отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, уровень социальной ответственности бизнеса невысок, степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.

В итоге исследователи  констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих как  объективный, так и субъективный характер. Одна из них связана с  отсутствием традиций гражданской  жизни в российском обществе, другая — с упрощенными представлениями  о природе и механизмах формирования гражданского общества в постсоциалистических странах, с недооценкой роли государства в этом процессе.

Можно согласиться с мнением  ряда социологов, считающих, что движение к гражданскому обществу сегодня  невозможно без институционализации  российского социума, наведения  элементарного порядка, правовых норм жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое  государство


Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

 

Признаки правового государства:

главенство права и  закона во всех сферах жизни общества;

равенство всех перед законом;

разделение властей на три ветви;

реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

признание прав и свобод человека высшей ценностью;

взаимная ответственность  личности и государства;

политический и идеологический плюрализм;

стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

господство закона во всех сферах общественной жизни, в том  числе над органами власти;

признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

взаимная ответственность  государства и гражданина. Они  в равной степени несут ответственность  за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему  разрешено; все, что не разрешено  органам власти, им запрещено»;

разделение ветвей государственной  власти. Этот принцип исключает возможность  монополизации политической власти в стране;

разграничение полномочий между  органами власти различных уровней;

контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных  организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в  котором есть правовая система и  законодательство, можно считать  правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение  антидемократических, деспотических  форм правления. В авторитарных и  тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом  лишь провозглашаются права и  свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен  законодателем и представителями  других органов государственной  власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о  правовых отношениях в обществе. К  ним относятся Устав Организации  Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный  пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

Социальное  государство


Социальное государство — форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые  социальный характер государства был  провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства  окончательно сформировалась во второй половине XX в.

Социальное государство  конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Возможность практического воплощения идеи социальною государства зависит от ряда факторов:

высокою уровня экономического развития страны;

наличия правового государства;

соответствующего уровня политической культуры граждан.

Статус социального государства  официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и  др.

Российское государство  ставит своей целью стать социально-правовым.

Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этою общего положения вытекают следующие конституционные обязанности Российского государства:

обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для  всех граждан;

установление минимальною размера оплаты труда;

поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых  граждан и др.;

развитие системы социальных служб;

установление государственных  пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;

недопущение резкою имущественною  расслоения;

осуществление перспективной  демографической политики.

Такие действия государства  возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.

СоВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО


 
За  точку отсчета возьмем события, начавшиеся в середине 80-х гг. XX в., когда Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым был провозглашен курс развития страны (Советского Союза) под названием «перестройка».

Перестройка предполагала проведение целого комплекса реформ во всехосновных сферах жизнедеятельности советского общества. В экономической сфере внедрялись такие новые формы отношений, как коллективный подряд, аренда, хозрасчет и др., в политической сфере — демократизация и гласность; в социальной - ставились задачи достижения более высокого уровня жизни советских людей.

Проводимые  с середины 1980-х гг. реформы представляли собой попытку модернизации всего  народно-хозяйственного комплекса  страны и достижения качественно  нового уровня развития общества, соответствующего общемировым стандартам. Но проводились  они в рамках существующей тогда  социалистической (государственно-монополистической) системы, которая без радикального пересмотра отношений собственности, конкуренции, рынка не могла быть реформирована в принципе. Кроме  того, серьезное сопротивление проводимым реформам оказывала значительная часть  партийно-государственной элиты, что в конечном счете проявилось во время попытки государственного переворота в августе 1991 г. Не вполне готовыми работать в новых условиях оказались и трудящиеся страны. Поэтому горбачевская перестройка многими исследователями оценивается как эпоха псевдореформ. Итогом неудавшихся реформ стал всеобщий кризис социалистической системы и советского общества, который привел к распаду СССР (1991) и началу новых радикальных перемен в России.

Этапы развития современного российского  общества


Изменения, происходящие в российском современном обществе с начала 90-х гг. XX в. и по настоящее время, явно распадаются на три основных этапа:

1. Первый этап. Радикальные реформы и изменения, имевшие место в 1991-1993 гг., многие исследователи называют буржуазной либерально-демократической революцией, направленной против авторитарно-бюрократического режима. Однако с точки зрения теории социальных изменений эти события не соответствуют определению «социальная революция» по следующим причинам:

Во-первых, в результате бурных событий конца 1991 г. (подавление путча, распад СССР и др.) не произошла реальная смена правящей политической элиты. Во власти осталась значительная часть прежней партноменклатуры во главе с Б. Н. Ельциным, привлекшая в свои ряды определенное количество экономистов-рыночников.

Во-вторых, революция, как уже говорилось выше, — это переворот снизу, когда сами народные массы сметают правящую элиту и участвуют в создании новой политической и социальной структуры. В событиях 1991-1993 гг. имели место массовые выступления народа, но они носили локальный и кратковременный характер. Основные политические решения принимались политической элитой самостоятельно.

В-третьих, революция, особенно на первой фазе своего развития, стремится решить проблемы большинства. Радикальные реформы начала 1990-х гг. в этом плане больше походили на закулисный сговор правящей элиты.

2. Второй этап (середина 1990-х гг. — конец 1999 г.) можно охарактеризовать, как период адаптации социальных субъектов к новым условиям, а можно сказать, что это был период хаотичного преобразования современного российского общества с неопределенной перспективой.

К негативным последствиям этого периода можно  отнести:

продолжение криминальной приватизации государственной  собственности;

разворовывание  бюджетных средств правящей элитой;

рост  теневой экономики и доходов  от криминальной деятельности (грабежи, поборы, финансовые махинации и пр.);

абсолютное  и относительное обнищание населения  страны;

постоянная  угроза, безработицы, ликвидация предприятий, невыплата заработной платы;

рост  преступности и утрата людьми чувства  защищенности;

сращивание  правоохранительных организаций с  преступными элементами, рост недоверия  граждан к милиции;

массовое  ограбление людей посредством различного рода финансовых пирамид;

углубление  разрыва в доходах между богатыми и бедными.

К положительным  последствиям рассматриваемого этапа  можно отнести:

высвобождение частной инициативы, способствовавшее созданию социального слоя собственников-предпринимателей;

Информация о работе Типы общества