Типы социальных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: раскрытие содержания и сущности технологий социальной работы, определение их мест в системе социальных технологий, описание специфики, объекта и предмета воздействия, основных элементов и составных частей технологий социальной работы; классификация технологии социальной работы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различной степени сложности, раскрытие внутренней структуры каждого из выделенных классов.

Содержание

Введение - 3
1. Технология как социальный феномен
1.1 Социальные технологии: понятие и сущность - 6
1.2 Классификации социальных технологий - 9
2. Типы социальных технологий
2.1 Универсальные социальные технологии - 12
2.2 Частные социальные технологии - 19
3.Сᴨȇцифика и классификация технологий в социальной работе –29
4.Соотношение социальных технологий и технологий социальной работы- 38
Заключение - 40
Библиографический список - 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсов.3 курс.docx

— 80.19 Кб (Скачать файл)

· социальные технологии, ориентированные  на созидание;

· социальные технологии, ориентированные  на изменение или исправление  условий протекания процесса или  квазитехнологии;

· социальные технологии, ориентированные  на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии.2    

Таким образом, социальные технологии - это неоднозначное и многообразное  явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование  ряда технологий в их взаимосвязи  и взаимозависимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типы социальных технологий

     2.1Универсальные социальные технологии

       Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) владеет навыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика.

   Социальная диагностика - это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации. 3

     Успех деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента. Последовательная реализация основных стадий социальной диагностики основывается на строго определённых принципах, соблюдение которых гарантирует получение достоверных результатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности, как клиента, так и социального работника.4     

Социальная терапия - это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации.5 Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект. Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения.      Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них:

· исправление, коррекция  поведения и деятельности субъекта;

· предупреждение дисфункций;

· обеспечение нормального  развития субъекта;

· самоутверждение личности субъекта.

     Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов, основные из которых:

1. Административные. Характерными  особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным  нормам и правилам, существующим  в обществе (законы, инструкции, положения  и т.п.).

2. Экономические методы. Данная группа методов социальной  терапии предполагает, что в процессе  их использования могут быть  учтены и проанализированы экономические  интересы и экономическое положение  того или иного социального  субъекта. Примерами подобных методов  являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия,  пенсии и т.п.) и экономические  санкции.

3. Психолого-педагогические  методы. В отличие от административных  и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов.

В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие  виды социальной терапии.

1. Индивидуальная, которая  применяется в отношении отдельного  человека, разрешение проблем которого  требует конфиденциальности (сексуальное  насилие, семейные неурядицы и  т.п.) к тем, кто не желает  или по каким-либо причинам  не может участвовать в групповой  терапии.

2. Групповая, представляющая  собой стратегию воздействия,  направленную на оказание помощи  людям в преодолении личностных  нарушений или социального неустройства  с использованием групп (при  руководстве социального работника  или иного специалиста - психолога,  врача, педагога). Группы могут  формироваться по многим принципам:  возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной деятельности  и т.п.

3. Семейная терапия - работа  социального работника или другого  специалиста с семьёй, которая  рассматривается как целостная  единица. Стремясь оказать необходимую  помощь в гармонизации внутрисемейных  отношений, в преодолении семейных  проблем и разрешении внутрисемейных  конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п.

     Социальная профилактика - это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.6 Приведённое выше определение понятия "социальная профилактика" позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен процесс социальной помощи :

· выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;

· уменьшение вероятности  или предупреждение возникновения  недопустимых отклонений от системы  социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

· предотвращение возможных  психологических, социокультурных  и других коллизий у человека или  группы;

· сохранение, поддержание  и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

· содействие человеку или  группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов  и творческих способностей.

    Реализация социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики.

1. Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.

2. Организационно-административные - создание системы социального  контроля, разработка соответствующей  правовой и законодательной базу, формирование системы органов  и учреждений для осуществления  деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся  социальный контроль и социальный  надзор, социальное управление и  социальное планирование и ряд других.

3. Правовые - разработка и  создание соответствующей системы  правовых норм и правил поведения  и деятельности людей во всех  областях социальной жизни и  создание эффективной и действующей  системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.

4. Педагогические - формирование  у различных социальных субъектов  социально приемлемой системы  ценностей, норм, стереотипов и  идеалов, повышение уровня знаний  и расширения кругозора. К их  числу относятся давно и хорошо  всем известные методы образования,  воспитания и просвещения.

5. Экономические - направлены  на поддержание приемлемого и  достойного уровня жизни человека  и создание необходимых условий  для удовлетворения его материальных  потребностей. Наиболее часто для  решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.

6. Политические - создание  в обществе эффективной системы  политических прав, свобод, ценностей  и ориентиров, позволяющих всем  социальным субъектам отстаивать  свои интересы в социально  приемлемых и допустимых рамках.

    Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне оранизованный процесс.7 Факторы, которые обуславливают потребность субъекта в социальнореабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:

1. Объективные, т.е. социально  или природно обусловленные:

- возрастные изменения;

- природные, техногенные или экологические катастрофы;

- тяжёлые заболевания или травмы;

- социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.).

2. Субъективные или личностно  обусловленные:

- изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);

- девиантные формы поведения и др.

    Под воздействием этих и им подобных факторов, человек или группа, во-первых, оттесняются на периферию социальной жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой и окружающим миром. Результатом этих процессов становится ситуация социальной или личностной недостаточности, которая может сопровождаться разрушением человеческой личности.

   К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:

- здравоохранения;

- образования;

- профессиональной подготовки и переподготовки;

- средства массовых коммуникаций и массовой информации;

- организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;

- общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т.п.).

      Понятие "социальная адаптация" можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

   Участвуя в процессе социальной адаптации клиента, социальный работник должен помнить о том, что рассматриваемый процесс представляет собой единство следующих стадий.

1. «Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой.»8

2. Мобилизация адаптационных  ресурсов. Здесь для субъектов,  сумевших пережить стадию адаптационного  шока, наступает этап глубокого  осмысления ситуации и концентрации  усилий на сознательном поиске  выхода из неё. Эта стадия  связана с активным, сознательным  поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности.

3. Ответ на "вызов среды". Это завершающая стадия процесса  социальной адаптации. Её содержание  представляет собой реализацию  конкретной модели поведения  и деятельности, которые выбираются  субъектом с учётом собственных  адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а  также основных характеристик  социальной среды, в которой  протекает процесс социальной  адаптации.

     Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности.

    В настоящее время в теории и практике социальной работы существуют два основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности консультирования 9

1. Функциональный, при нём  консультирование понимается как  метод, обеспечивающий клиента  практическими советами и помощью,  как любая форма оказания клиенту  помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой  задачи, когда сам консультант  не отвечает за её решение,  но помогает тем, кто несёт  такую ответственность. При таком  подходе консультант выступает  как помощник в решении какой-либо  задачи или проблемы.

Информация о работе Типы социальных технологий