Управление и принципы обучения персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 01:06, реферат

Краткое описание

Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в
крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных
работников отделов кадров, обычно в составе
штабных служб. Для того чтобы такие специалисты
могли активно содействовать реализации целей
организации, им нужны не только знания и
компетенция в своей конкретной области, но и
осведомленность о нуждах руководителей низшего звена.

Содержание

Введение
1.Набор персонала.
2. Отбор кадров.
3. Планирование сокращения или высвобождения персонала.
4.Современные методы обучения персонала
4.1 Классификация методов обучения персонала
4.2Критерии деления методов на группы
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

учр.docx

— 69.14 Кб (Скачать файл)

подбирать отборочные тесты, проверяя их достоверность и объективность.

При кадровых службах крупных зарубежных компаний нередко организуются постоянные

подразделения - центры оценки.

 

В центрах оценивают способность  к выполнению связанных с работой  задач методами

моделирования. Один из методов, так называемое

упражнение «в корзине для бумаг», ставит канд

идата в роль управляющего гипотетической компании.

В течение трех часов он должен принимать решения — к

ак отвечать на письма, памятные записки, как

реагировать на различную информацию. Он должен

принимать решения, общаться в письменной форме с подчиненными, наделять

полномочиями, проводить совещания, устанавливать приоритеты и т.д. Другим

методом является имитация собрания орга

низации без председательствующего. Кандидатов

оценивают по таким характеристикам, как умение выступать, настойчивость,

навыки личностных отношений. К прочим методам отборочных центров относятся:

устные доклады группе слушателей, исполнение заданной роли, психологические

тесты, тесты по определению уровня интеллекта, официальные

интервью.

Исследования показали, что центры оценки являются отличным средством  пр

огнозирования рабочих качеств кандидатов

. Однако они весьма

дороги и поэтому обычно используются только

крупными преуспевающими компаниями.

     Собеседования. Собеседования до сих пор являются наиболее широко

применяемым методом

отбора кадров. Даже работников неуправленческого состав

а редко принимают на

работу без хотя бы одного собеседования. Подбор руково

дителя высокого р

анга может потребовать десятков собеседований, занимающих несколько

месяцев. Вместе с тем, исследования выявили

целый ряд проблем, снижающих эффективность

собеседований как инструмента  отбора кадров.

Основа этих проблем имеет эмоциональный и

психологический характер. Так, например,

существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого

впечатления, без учета сказанного в остальной части собеседования. Другая

проблема заключается в тенденции  оценивать кандидата в сравнении  с лицом, с

которым проводилось собеседование непосредственно перед этим. Если

предыдущий собеседник

выглядел особенно плохо, то последующий  посредственный кандидат будет

выглядеть хорошо или даже очень хорошо. Есть у проводящих интервью и

такая тенденция, как оценка более благоприятно

тех кандидатов, внешний вид,

социальное положение и манеры которых в большей мере напоминают их

собственные.

Исследования показывают, что структурированные  интервью со

стандартизированными и записанными вопросами и

ответами повышают точность этого  метода.

Вместе с тем, собеседование следует

сконцентрировать на тех вопросах, котор

ые конкретно

относятся к данной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Планирование сокращения  или высвобождения персонала.

Высвобождение персонала - увольнение или отстранение от работы на длительные срок одного или большого числа работников по причина экономического, структурного или технологического характера  с целью уменьшения количества занятых, либо изменения их профессионально-квалификационного  состава.

Высвобождение персонала - комплекс мероприятий  по соблюдению правовых норм и организационно-психологической  поддержке со стороны администрации  при увольнении сотрудников. Работа с увольняющимися сотрудниками базируется на разделении видов увольнений. Увольнение - прекращение трудового договора между администрацией-работодателем  и сотрудником. Увольнение может  произойти:

по инициативе работника;

по истечении срока договора;

по соглашению сторон;

по инициативе администрации;

в связи с выходом сотрудника на пенсию;

по требованию профсоюзного органа;

при вступлении в законную силу приговора  суда.

Особым случаем сокращения числа  занятых является массовое высвобождение, основными критериями которого служат показатели численности увольняемых  работников в связи с ликвидацией  предприятий либо сокращением численности  или штата работников за определенный календарный период.

Работодатели обязаны своевременно, не менее, чем за три месяца, представить в органы государственной службы занятости и соответствующие профсоюзные органы информацию о возможных массовых увольнениях; кроме того, работодатели не позднее, чем за два месяца должны сообщать в органы службы занятости сведения о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника. Органы местной исполнительной власти по предложению службы занятости и профсоюзных органов могут приостановить на срок до шести месяцев решение о массовом высвобождении. Конкретные сроки приостановки массового высвобождения могут устанавливаться в зависимости от уровня безработицы в регионе. Практика показала, что при возникновении избыточной рабочей силы на предприятии в ряде случаев возможно обойтись без увольнения работников, значительно ограничить размеры таких увольнений или же произвести сокращение числа занятых иначе, чем с помощью увольнения на неопределенный срок.

Процесс сокращения штата не должен происходить хаотично. Его необходимо хорошо спланировать и подготовить. Как правило, администрация организации  принимает решение, определяет сроки  и общее количество людей, подлежащих увольнению. Кампания по сокращению персонала, помимо "необходимости привести численность в соответствие с  производственной загрузкой", обосновывается и идеологически, руководство демонстрирует социальную направленность кадровой и социальной политики и заботу о коллективе - это сохранение кадрового потенциала, совершенствование структуры управления, ликвидация лишних звеньев, привлечение молодых специалистов и рабочих с целью обеспечения преемственности.

Организации должны выработать механизм высвобождения персонала.

В первую очередь устанавливается  численность высвобождаемых работников, которая зависит от причин высвобождения.

Второй этап высвобождения - определение  сроков сокращения. Как правило, это  поэтапное приведение численности  работников к установленному количеству. Промежуток между этапами может  быть от одного месяца до полугода. Такой  подход, особенно в случае массового  высвобождения, позволяет осуществить  данный процесс с наименьшими  проблемами как для организации, так и для региона, где она находится, избежать социальных потрясений и т.п. Регион получает дополнительное время для того, чтобы трудоустроить освободившиеся рабочие руки. Для достаточно благополучных в экономическом плане регионов данный срок может быть максимально сокращен. В депрессивных районах, а также в случае, когда организация является градообразующей, устанавливается максимально возможный интервал между этапами сокращения.

 

4.Современные методы обучения персонала

Обучение персонала  

‐ это развитие профессиональных знаний, умений и навыков  сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь  определяются стратегией компании.Благополучная, стабильная организация думает о своем будущем,готова вкладывать в него деньги.

В зависимости от целей и возможностей конкретной организации обучение может быть узкоспециальным (профессиональным) и корпоративным, проходить в форме лекций,семинаров,тренингов.  

Сейчас модным стало дистанционное обучение через Интернет:

обучаемые выполняют задания и проходят тестирование на сайте обучающей организации, после чего получают по почте официальный документ о квалификации.

Организовать учебный процесс можно по‐разному:  

-привлечь специалистов и менеджеров фирмы

-пригласить внешних преподавателей,тренеров, экспертов.  

Компании обычно используют смешанные формы обучения, а крупные организации создают собственные учебные центры и корпоративные университеты.

Методы обучения персонала ‐ способы,при которых достигается овладение знаниями,умениями, навыками обучающихся.

Профессиональное обучение ‐ процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения.

 

4.1 Классификация методов обучения персонала

 

В современной быстро меняющейся рыночной среде компании могут добиться успеха 

только в том случае,если им удастся поднять методы своей работы на качественно новый 

уровень. Компания вынуждена работать гибко,  

создавая новые системы отношений как с партнерами по бизнесу, так и со своими сотрудниками,  

вырабатывать адекватные происходящим изменениям стратегии, пересматривать приоритеты в  развитии организаци.

Решением проблемы профессионального обучения персонала занимаются отделы профессионального обучения компаний.  

Крупные организации на Западе затрачивают на эти цели до 10% фонда заработной платы.  

Эти средства рассматриваются не как досадные дополнительные расходы,  

а как инвестиции, которые в будущем сулят немалую прибыль.Поскольку важными характеристиками культуры компании являются уровень образования персонала, его профессионализм и умение работать в команде,то 

профессиональная подготовка и переподготовка персонала приобретает стратегическое значение.  

Обучение персонала в таких условиях становится одним из главных ключей к успеху,поскольку позволяет переходить к профессиональным технологиям, в том числе и в области управления.  

Процесс модернизации знаний и навыков должен носить 

постоянный характер, вот почему перед руководством компании встает задача создания обучающейся организации, умеющей использовать, полученный в процессе своей деятельности опыт,  

в целях корректировки методов работы для решения реальных проблем компании.

Большинство современных методов обучения персонала,  

которые  в настоящий момент активно используются в России или только начинают использоватья, впервые появились на Западе, поэтому и для успешной реализации тех или иных методов российские специалисты перенимают опыт западных коллег,адаптируя технологию под российский рынок.

В настоящее время все более активно начинают входить в российскую практику современные  методы обучения персонала, перекочевавшие с Запада.К числу таких методов относятся:

- модульное обучение 

-дистанционное обучение 

-наставничество

-обучение действием

- обучение в рабочих группах

- метафорическая игра

-обучение по методу «Shadowing», 

-обучение по методу  «Secondment», 

-обучение по методу  «buddying».

О распространенности тех или иных методов обучения в России и на Западе свидетельствуют статистические данные:

Российские компании:

‐        Модульное обучение –83%

‐        Дистанционное обучение –37%

‐        Наставничество –78%

‐        Рабочие группы –60%

‐        Метафорическая игра –45%

‐        Обучение методом «shadowing»–1%

‐        Обучение методом «secondment»–1%

‐        Обучение методом «buddying-5%

‐        Обучение действием –56%

Западные компании:

‐        Модульное обучение –81%

‐        Дистанционное обучение –54%

‐        Наставничество –72%

‐        Рабочие группы –65%

‐        Метафорическая игра –15%

‐        Обучение методом «shadowing»(1)–71%

‐        Обучение методом «secondment»(2)–65%

‐        Обучение методом «buddying»(3)–85%

‐        Обучение действием –70%

 

4.2Критерии деления методов на группы.

 

Цели обучения образуют основу для создания детальной учебной программы, само содержание которой зависит от количества и вида учебных целей. Выяснение целей обучения дает возможность ответить на следующие вопросы:когда и в течение, какого периода проводится обучение? Каков наиболее подходящий метод обучения? Кто может предложить наиболее оптимальное содержание курсов и,каким образом,обеспечить обучение? Где его лучше проводить?  

При этом не следует забывать о личностных 

характеристиках сотрудника, которого предполагается обучать.

Информация о работе Управление и принципы обучения персонала