Учение о методе Э.Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:07, контрольная работа

Краткое описание

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - выдающийся французский социолог, один из основателей социологического позитивизма. Эмиль принадлежит к числу гениев, чьё творчество стало достоянием всего человечества. До сих пор студенты многих стран изучают социологию в том виде, какой придал им Дюркгейм.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….….2
1. Учение о методе Э.Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э.Дюркгейма………………………………………….3
2. Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма…..6
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?...........................................10
Заключение………………………………………………………………………………………………………15
Список использованной литературы………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Давид Эмиль Дюркгейм.docx

— 94.54 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….….2

1. Учение о методе Э.Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э.Дюркгейма………………………………………….3

2. Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма…..6

3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?...........................................10

Заключение………………………………………………………………………………………………………15

Список использованной литературы………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - выдающийся французский социолог, один из основателей социологического позитивизма. Эмиль принадлежит к числу гениев, чьё творчество стало достоянием всего человечества. До сих пор студенты многих стран изучают социологию в том виде, какой придал им Дюркгейм.

Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых  и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.

Дюркгейм сыграл выдающуюся роль в  становлении социологии права как  самостоятельной теоретической  дисциплины, один из общепринятых создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. В его теоретическом наследии обращают на себя внимание работы, посвящённые праву: "Два закона эволюции уголовного наказания", "Заметки о социологии преступности и моральной статистике", "Заметки о юридических системах", "Уроки социологии, физики, нравов и права". Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований.

1. Учение о методе  Э.Дюркгейма и концепция социального  факта. Особенности «социологизма»  Э.Дюркгейма.

Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858, Эпиналь — 15 ноября 1917, Париж) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.

В 1898—1913 годах Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности.

Философские и социологические  взгляды

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода (подход — «социальный реализм»). Принципы социологии:

  1. общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы;
  2. общество первично по отношению к составляющим его людям;
  3. изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и таким  образом должна иметь свои специфические  методы.

 «Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него.

При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие  независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.

Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.

Факты коллективного  сознания включают в себя следующие классы явлений:

    • общие идеи и чувства;
    • моральные максимы и верования;
    • моральные нормы и юридические кодексы поведения;
    • экономические мотивы людей и интересы людей.

По степени консолидации людей  различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения.

Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют  механическая и органическая солидарность людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основное содержание  социологической теории Э.Дюркгейма

Проблема социальной солидарности - одна из важнейших в творчестве Дюркгейма.

Говоря  иначе, солидарность для Дюркгейма - общественное состояние.

При жизни Дюркгейм издал четыре книги:

  • "О разделении общественного труда" (1893)
  • "Метод социологии" (1895)
  • "Самоубийство" (1897)
  • "Элементарные формы религиозной жизни" (1912)

 

Книга "О разделении общественного труда" представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора.

Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы доказать, что, вопреки  некоторым теориям, разделение общественного  труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для  автора: доказать, что разделение труда - это тот фактор, который создает и воссоздаст единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.

В работе "О разделении общественного труда" эволюционистский подход сочетается со структурно-функциональным. Классификация автором социальных структур ("сегментарных" и "организованных" обществ) и рассмотрение сложных обществ как сочетания простых, основаны на эволюционистском представлении о последовательной смене во времени одних социальных видов другими.

Теория, развитая Дюркгеймом в его  первой книге, послужила объектом интенсивной, разносторонней и нередко обоснованной критики, что не помешало ей занять видное место в социологической классике. В этой работе он разрабатывает ключевые понятия своей социологической теории;

Разделение труда заслуживало  особого внимания социологии. Дюркгейм рассматривал идеи двух типов общества:

  • Традиционное
  • Современное

Он  выделил также два типа солидарности:

  • Механическую солидарность

Т.е. когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе.

  • Органическую солидарность

Органическая  солидарность, которая порождается  разделением общественного труда  и которая основана не на сходстве, а на различии индивидов. Если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность - развитие личности. Именно разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества.

Рассматривая солидарность как  высший моральный принцип, высшую универсальную  ценность, Дюркгейм признавал и моральное  разделение труда. Тем не менее любое современное общество, в котором господствует органическая солидарность, чревато опасностью разъединения и проблем и конфликтов.

Работа "Метод социологии" основана па опыте предшествующего исследования и содержит развитие некоторых выдвинутых в нем идей. Как уже отмечалось, "Метод социологии" во многом перекликается с "Рассуждением о методе" Декарта. По решительности, сжатости и четкости стиля эта работа с полным основанием может быть отнесена к жанру манифеста. Дюркгейм стремится дать четкое описание способов постижения социологической истины:

  • определения и наблюдения социальных фактов;
  • социологического доказательства;
  • различения "нормальных" и "патологических" явлений;
  • конструирования социальных типов;
  • описания и объяснения фактов.

 

Сама попытка систематизации и  обоснования социологического метода было новым явлением для того времени. Ранее у многих социологов собственно проблема метода в значительной мере растворялась в проблематике предметной теории и общей научной методологии.

В "Методе социологии" проявилось стремление Дюркгейма строить социальную науку не только на эмпирическом, но и на методологически обоснованном фундаменте: отсюда его понятие "методическая социология". Такой подход противостоял хаотическому и произвольному подбору фактов для обоснования тех или иных предвзятых идей. В то же время он был направлен против дилетантизма и поверхностности, характерных для многих трудов по социальным вопросам. Дюркгейм испытывал глубокую неприязнь к таким трудам, считая, что они лишь дискредитируют социальную пауку.

Исследование Дюркгейма "Самоубийство" в отличие от остальных его исследований основано на анализе статистического материала, характеризующего динамику самоубийств в различных европейских странах. Автор решительно отвергает попытки объяснения исследуемого явления внесоциальными факторами: психологическими, психопатологическими, климатическими, сезонными и т.п.

Последний и самый значительный по объему труд Дюркгейма - "Элементарные формы религиозной жизни". Исследование основано на анализе этнографических описаний жизни австралийских аборигенов. Обращение к этим "элементарным" формам позволяет, с точки зрения автора, исследовать религию в "чистом виде", без последующих геологических и прочих наслоений.

Дюркгейм поставил перед собой  цель, опираясь на этот материал, проанализировать социальные корни и социальные функции  религии. Но по существу цель эта была гораздо более широкой. Вследствие широкой трактовки религиозных явлений эта работа превращалась в исследование социальных аспектов идеологии, ритуала, сакрализации и некоторых других явлений, выходящих за рамки собственно религии в традиционном понимании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Что такое  парадигма в социологической  интерпретации? Какие парадигмы  можно выделить в социологии?

Парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

Впервые термин «парадигма» ввел в  научный оборот американский философ  и историк науки Т. Кун. Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

Необходимо также отметить, что  наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические  парадигмы можно разделить на три уровня:

    • макропарадигмы,
    • микропарадигмы
    • универсальные общие парадигмы.

Помимо данной классификации, существуют и другие.

Одной из самых распространенных среди  них является классификация российского  социолога Г. В. Осипова, который выделял следующие группы социологических парадигм:

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

Информация о работе Учение о методе Э.Дюркгейма