Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 08:30, статья
Интеллектуальная миграция - глобальный феномен современного постиндустриального общества. Для современной эпохи характерна высокая мобильность ученых, что объясняется особенностями научного труда, его динамичностью. Мировое научное сообщество фактически уже живет и работает в новых условиях информационного общества и растущей мобильности интеллектуального человеческого капитала. Научная деятельность не знает границ, мобильность является важным фактором культурного и профессионального взаимообогащения научных сообществ. Сегодня наука носит глобальный характер, а интеллектуальная миграция предстает как одной из форм глобального движения знаний, информации и носителей интеллектуального капитала, обеспечивая высокий уровень интеллектуального потенциала (идеи, разработки, кадры) ведущих стран мира и соответственно уровень научно-технического и промышленного развития.
Тезисы 26 сент 2015 Феномен межгосударственной интеллектуальной миграции в контексте интеллектуальной безопасности государства
Интеллектуальная миграция - глобальный феномен современного постиндустриального общества. Для современной эпохи характерна высокая мобильность ученых, что объясняется особенностями научного труда, его динамичностью. Мировое научное сообщество фактически уже живет и работает в новых условиях информационного общества и растущей мобильности интеллектуального человеческого капитала. Научная деятельность не знает границ, мобильность является важным фактором культурного и профессионального взаимообогащения научных сообществ. Сегодня наука носит глобальный характер, а интеллектуальная миграция предстает как одной из форм глобального движения знаний, информации и носителей интеллектуального капитала, обеспечивая высокий уровень интеллектуального потенциала (идеи, разработки, кадры) ведущих стран мира и соответственно уровень научно-технического и промышленного развития.
И если в недалеком прошлом главными факторами интеллектуальной миграции являлись в основном обстоятельства национального порядка (кризис научной сферы, выпадение науки из числа национальных приоритетов, низкий социальный статус и престиж научной деятельности и др. мировых стандартов интеллектуальной деятельности и ее инфраструктуры, которые включают высокую зарплату, создание высокопрофессиональной среды, возможность карьерного роста, международные контакты, доступ к современному оборудованию, решение жилищной проблемы, свободный рабочий график, долгосрочную и стабильную занятость) Сокращаются объемные параметры научно-технического потенциала (по таким важнейшим показателям, как численность занятых и величина затрат). Ухудшаются его качественные характеристики (вымывание наиболее работоспособных сотрудников, научной молодежи, социально-психологическая деградация работников, старение и потеря материально-технической базы НИОКР). Сужаются возможности для воспроизводства научных кадров (трудности в системе аспирантуры и докторантуры, непривлекательность научной карьеры для молодежи, уменьшение строительства объектов науки, кризис научного приборостроения и т. д.).
снижение ранга науки в системе национальных государственных ценностей, а также престижа научного труда в обществе, свертывание исследований по ряду научных направлений и программ, снижение уровня и качества высшего образования, ослабление международных научных контактов, неразработанность многих правовых норм, регламентирующих деятельность научных организаций, определяющих статус ученого в России.
также атмосфера уязвимости и незащищенности, в которой оказались наука и занятые в ней, неясность перспектив карьеры и деятельности.
, то в настоящее время при сохранении перечисленных выше внутренних национальных факторов интеллектуальной миграции все большую роль начинают играть факторы, порожденные процессами глобализации высокотехнологичных секторов мировой экономики и деятельностью транснациональных компаний. Капиталы и интеллектуальные ресурсы сосредотачиваются именно там, где создаются условия для наилучшего применения.
В последние годы происходят значительные изменения в характере и формах интеллектуальной миграции: выезд на постоянное жительство все в большей степени замещается поэтапными и латентными формами научной эмиграции. Кроме того, меняются механизмы и каналы миграции, наблюдается рождение нового типа мигранта-ученого: транснационального мигранта, который имеет профессиональные связи «поверх» государственных границ (незримый колледж), является членом различных научных сообществ и международных исследовательских групп.
Существуют различные трактовки понятия «интеллектуальная миграция». Ее расширенное понимание включает миграцию не только научно-технических специалистов, но и творческой интеллигенции, а наиболее широкая трактовка подразумевает весь комплекс миграционных потоков квалифицированных кадров, более одного года работающих за рубежом. Следует учесть новые формы интеллектуальной миграции. Физическое пересечение государственных границ носителей интеллектуального капитала сегодня не является основной формой интеллектуальной миграции. Под влиянием интернационализации мирохозяйственных связей существенное развитие получает и система "транзитной" миграции, которая удовлетворяет потребности в специфических профессиях и квалификациях, периодически возникающие на национальных рынках труда развитых стран. Она основывается на перемещении по каналам транснациональных корпораций рабочей силы высокой квалификации на срок от одного до трех лет. Движение интеллектуальных ресурсов - информации, научных идей, технологий, квалифицированных кадров - неотъемлемая часть глобализационных процессов, происходящих одновременно с переходом к информационному обществу. По большому счету меняется привычная "среда обитания" ученых, что в первую очередь сказывается на молодом поколении исследователей.
миграция нового типа, меняющая традиционное ее деление на временную и постоянную. Такое понятие, как "выезд на постоянное место жительства", хотя и продолжает использоваться в миграционной практике, но постепенно теряет свой изначальный смысл. Прежняя жесткая дихотомия "возвращение - невозвращение" все чаще уступает место свободной модели индивидуального поведения, которая выстраивается с учетом конкретных - для данного человека - "плюсов" и "минусов" переезда.
Если рассматривать возвращение и эмиграцию не как чисто территориальное перемещение людей, а как движение интеллектуальных ресурсов, то анализ позволил выявить некую позитивную тенденцию. Речь идет о наличии значительного потенциала "интеллектуального возвращения" в Россию - в виде идей, профессиональных знаний. Около 60% высококвалифицированных учебных мигрантов, не желая возвращаться навсегда, тем не менее не исключают для себя в будущем профессиональное сотрудничество с родиной в какой-либо форме. В свете современной глобализации возврат идей имеет не меньшее значение для развития интеллектуального и научно-технического потенциала страны-донора, нежели физический возврат людей.
С этим процессом неразрывно связана виртуализация современного мира, которая открывает новые, не достижимые ранее, условия для развития международной миграции, обретающей не только более высокие количественные, но и совершенно новые качественные характеристики. Данная черта современной цивилизации сделали возможным появление таких явлений, облегчающих международную миграцию, как изменение статуса национальных границ, снижение роли пространства и времени в процессе кросскультурной коммуникации, расширение возможностей оперирования безналичными финансовыми расчетами (например, посредством системы web-money), возможность мгновенной коммуникации между акторами посредством сети Интернет, в том числе проведения видео конференций, сознание виртуальных форумов, лабораторий, организации он-лайн мастер-классов и т.д. Как отмечает У. Бек: «Новые возможности, которые обрел бизнес с приходом Интернета, между прочим, подводят итог качественному разрыву со старым миром, в основе представлений о котором лежала дихотомия «национальное — интернациональное», но совершенно точно не понятие транснационального» [1].
Особой группой транснациональных мигрантов выступают научные и педагогические кадры высшей квалификации, миграционное поведение которых имеет свои особенности. Будучи вовлечены в мировые миграционные процессы, высококвалифицированные специалисты имеют ряд отличительных черт, которые выделяют их на фоне других группы мигрантов. Происхождение данных отличий имеет двойной источник. Во-первых, необходимо принять во внимание саму специфику научного знания, для которого глобальность, выход за границы национальных государств является одной из самых существенных характеристик. Этой глобальности способствует, несомненно, универсальный характер научного языка, позволяющий ученым легко устанавливать и поддерживать коммуникацию. Ученый, таким образом, выступает в данном качестве не в национальных, а в мировых масштабах.
Второй источник отличий проистекает из специфических особенностей современного научного сообщества, появлению которых, в свою очередь, способствовало развитие вышеописанных характеристик пост-современного мир-пространства, а именного его акселерация и виртуализация. Научное знание современного типа представляется достоянием общемирового научного сообщества. Будучи легко транслируемым с помощью Интернет-технологий, обладая универсальным языком, а также требуя межотраслевого сотрудничества для своей реализации, оно не может оставаться в рамках отдельного государства.
Этому процессу способствует также переход развитых стран к построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Знания становятся определяющим фактором успеха национальной экономики, а также выступают залогом стабильности и безопасности государства. В современной мировой экономике акцент делается не столько на материальные ценности, сколько на интеллектуальный потенциал
Несомненно, что данные явления являются своеобразным «вызовом» для национальных правительств, стимулируя дальнейшую разработку механизмов регулирования процессов глобальной интеллектуальной миграции на национальном уровне и поиска путей противостояния внешним угрозам.
Проблема интеллектуальной миграции затрагивает различные аспекты экономической, социальной и научной политики государства и национальной безопасности. интеллектуальный потенциал не только является «лицом» общества, но и определяет его способность к конкуренции в мировой экономике и технологиях, что связано с необходимостью достижения мирового уровня развития интеллектуальной сферы страны (в частности, науки, образования и др.), а также с возрастающим значением интеллектуального труда в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики.
Количественно оценить угрозы экономической и национальной безопасности, вызываемые интеллектуальной миграцией, достаточно сложно. Однако можно назвать наиболее важные из них.
Во-первых, "утечка умов" при любых ее масштабах ведет к технологическому отставанию от наиболее передовых стран. Это связано с тем, что интеллектуальная эмиграция происходит в основном за счет лучших и наиболее перспективных научных и инженерных кадров. Последнее усиливает угрозы экономической и научно-технической безопасности государства.
Другая важная составляющая - судьба научных школ, сложившихся в России. Отъезд за границу многих выдающихся ученых, работавших в школах обоих типов. Эмиграция захватила не только научную элиту, но и "предэлиту" - талантливых молодых ученых и аспирантов. В результате под угрозой оказался сам принцип формирования национальных научных школ.
Именно в них осуществляется профессиональное воспроизводство научной элиты. Научная элита - сложная система. Эта система способна развиваться и обновляться, в известных пределах сама восстанавливать утраченное. Вместе с тем она очень хрупка, уязвима, и выпадение (разрушение) тех или иных элементов может сравнительно легко поставить ее на грань распада. Вырывая один элемент, интеллектуальная эмиграция, как минимум, затрудняет целостное воспроизводство элиты. Если же из-за эмиграции выпадают сразу несколько элементов, разрываются многие структурные связи, воспроизводство научной элиты вообще оказывается под угрозой. Особую актуальность сегодня приобретает потеря представителей молодой научной элиты. В условиях глобализации основой внешней интеллектуальной миграции все больше становятся молодые научные работники, аспиранты и студенты. Но остается главное – утрата страной-донора своей перспективной научной элиты.
В-третьих, интеллектуальная эмиграция способна привести к разрушению воспроизводственных процессов в научной сфере. Наряду с фактором "внутренней эмиграции" (уход ученых в секторы экономики, где можно иметь несравнимо более высокие доходы) "утечка умов", особенно из сферы фундаментальных исследований, где научные школы создавались многими поколениями ученых и развитие которых требует значительных финансовых ассигнований, способна привести к утрате целых научных направлений и разрушению национальной системы подготовки научных кадров.
Таким образом, если внешняя "утечка умов" ведет к потере перспективы развития науки ввиду отсутствия "точек роста" науки в связи с отъездом лидеров, распадом научных школ и закрытием перспективных направлений науки и техники, то в совокупности с внутренней "утечкой умов" это означает необратимой потерей "критической массы" как просто ученых, так и научной элиты, т.е. научной среды и воспроизводящего слоя, необходимых для воспроизводства научных кадров мотиваций к научной деятельности у новых поколений и сбалансированного развития научного потенциала государства.
Конечно, эмиграция имеет и позитивные стороны. Она создает национальные диаспоры, которые могут становиться определенной опорой для страны-донора. Например, способствовать приему соотечественников на работу по временному контракту в западные университеты и научные лаборатории. Напомним, что "контрактники" возвращаются в Россию с набором новых представлений и навыков, повышенной квалификацией, знанием иностранных языков. Да и те, кто выехал на постоянное жительство, обычно не порывают связи с родиной: они бывают в России на семинарах и конференциях, участвуют в совместных проектах с российскими учеными, нередко оказывают консультационные услуги оставшимся коллегам и т. д. То есть в большей или меньшей степени делятся своими международными связями, информацией, опытом научной и практической деятельности в рыночной среде.