Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:38, реферат
Распад античного общества в Европе и формирование новой системы общественных отношений, нового мировосприятия и способа жизни представляют уникальный процесс с точки зрения понимания его внутренних движущих механизмов и логики развития социального познания. В условиях рабовладения человек полностью зависел от природы и государства. Мировоззренческое представление укладывалось в рамки фатализма, предначертательности судьбы Всевышним. Вместе с тем, человек находился в центре государства - полиса, жил его законами, действовал и созидал в той мере, в какой укладывалось его представление о всеобщей зависимости
Введение
1. Теософия Августина Блаженного
2. Социальные учения в эпоху Возрождения
3. Социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы
4. Становление элементов социологического знания
5. Рационалистические концепции в политической социологии
Формирование социологической мысли в Средневековье и эпоху Возрождения
Содержание
Введение
1. Теософия Августина Блаженного
2. Социальные учения в эпоху Возрождения
3. Социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы
4. Становление элементов социологического знания
5. Рационалистические концепции в политической социологии
Введение
Распад античного общества
в Европе и формирование новой
системы общественных отношений, нового
мировосприятия и способа жизни
представляют уникальный процесс с
точки зрения понимания его внутренних
движущих механизмов и логики развития
социального познания. В условиях
рабовладения человек полностью
зависел от природы и государства.
Мировоззренческое
Христианство по-новому поставило
проблему свободы личности вообще и
проблемы религиозной свободы, в
частности. Проблема социальной свободы,
остро стоявшая в рабовладельческом
обществе, ставится христианством в
самом широком значении как проблема
равенства всех людей перед Богом
и между собой, как созданных
по образу божьему. На рубеже двух эр возникает
новая социальная концепция, смысл
которой сводится к формированию
новых принципов: во-первых, мировоззренчески-
С V в. берет начало эпоха Средневековья, в которой выделяется три периода: раннее Средневековье (V - XV вв.), период развитого феодализма (XI - XV вв.), позднее Средневековье (конец XV - середина XVII вв.). Эпоха Средневековья в сравнении с античным миром - шаг назад в развитии научных знаний об окружающей действительности. Роль знаний незаслуженно занижена. Стремление к возрождению научного поиска на основе античного наследия жестоко наказывалось. Очень бедны и сведения о социологических изысканиях в эпоху Средневековья. Схоластика и теология на целые века затормозили развитие научных знаний. Все находилось под покровительством христианского богословия, основывающегося на христианской философии, рассматривающий человека как продукт божьего творения.
1. Теософия Августина Блаженного
Видный и достаточно известный
религиозный мыслитель
2. Социальные учения в эпоху Возрождения
Синтезом наследия двух источников - античности и Средневековья - стала оригинальная культура, философия, социология эпохи Возрождения. В культуре социально-политической мысли античной цивилизации мыслители эпохи Возрождения черпали идеи и концепции, которые обеспечивали дальнейшее развитие общества, прогресс. Тогда же к общественно-политическим, социальным системам Платона, Аристотеля, Цицерона и других философов проявлялся особый интерес. Объясняется это стремлением мыслителей использовать их концепции государства и права, социологические, этнические и этические взгляды с целью внедрения в практику, удовлетворения политических и идейных запросов Возрождения. На смену мировоззренческому теократическому мышлению приходит система мышления, в центре которой стоит человек с его потребностями, стремлениями и желаниями. Гуманизм - светское вольнодумство эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, связанное с изучением вновь открытых произведений античности. Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм провозглашает принципы равенства, свободы, справедливости как нормы взаимоотношений между людьми. Гуманизм эпохи Возрождения имел ярко выраженную социалистическую направленность - на человека со своими интересами, потребностями и ценностями. Гуманизм по сути антиклерикален, потому, что находит истинную красоту и радость в земном развитии и существовании, а не в загробном мире.
Наступившая эпоха разложения
феодализма и становления раннего
буржуазного общества в XV - начале XVII
вв. названа эпохой Возрождения, когда
философские и социологические
учения, развившиеся в Европе и
ранее всего в Италии, выражали
уважение достоинства и прав человека,
заботу о благе людей, их всестороннем
развитии, о создании благоприятных
условий общественной жизни, возобновление
античного философского учения. Гуманистическое
понимание мира предполагало антимистическое,
свободное его восприятие, требовало
полноты чувственной и
В эпоху Возрождения в
философии и социологической
мысли выделяется три этапа: гуманистический
(середина XIV - середина XV в), противопоставляющий
средневековому теоцентризму интерес
к человеку и его отношениям с
миром; неоплатоновский (середина XV - первая
треть XVI в) связанный с возникновением
проблем бытия; натуралистический (середина
XVI - начало XVII в), связанный со стремлением
применять законы природы к познанию
социальной действительности, реальности
в обществе. Великие гуманисты
наступившей эпохи Возрождения
Франческо Петрарка, Боккаччо, Пизано,
Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский,
Ультрих фон Гуттен, Сервантес, Томас
Мор, Томазо Кампанелла и многие другие
отказываются признать греховную телесную
природу человека. Человеческие потребности,
нужды, интересы, стремление человека
к чувствам и радостям считаются
естественными. Гуманисты считали
ненормальным и не естественным проповедуемый
церковью теизм, т.е. существование
личного бога как сверхъестественного
существа, обладающего разумом и
волей и таинственно
Из знаний древних греков
и римлян, вавилонян, китайцев и индусов
передовые мыслители - гуманисты
черпали суждения о государстве
как общем деле народов. Мыслители
эпохи Возрождения не только порождали,
но и развивали традиции античных
философов и политиков, считали,
что судьба человека определяется не
его знатным происхождением, званием,
конфессионным статусом, а исключительно
его активностью, благородством, добропорядочностью,
честностью, мудростью, доблестью. Возобновлялась
древняя концепция
В эпоху Возрождения певцом
свободы человека, его гармонического
развития выступает Франческо Петрарка
(1304 - 1374 гг.), философ - моралист, основоположник
гуманизма Возрождения. Его сборник
из 366 стихов "Книга песен" - лирический
дневник, образец поэтического самовыражения,
проникнутого противоречиями между
аскетическим средневековым мироощущением
и новым видением мира. Увлекшись
античной культурой, идеи которой широко
исповедовал в новых
Выдающийся историк эпохи
Возрождения и гуманизма
Валла Лоренцо (ок.1405 - 1457 гг.) - видный ученый - философ, филолог, политический деятель, посвятивший деятельность дальнейшему углублению учений гуманизма. Лоренцо Валла развивает теологическую этику Эпикура и утверждает, что коль человек есть творение Бога, как и природа, то он должен развиваться вместе с природой, ему должны быть присущи все чувства, потому что сама природа создала наслаждение и дала душу, жаждущую его. Ничто так не присуще живым существам, как стремление к сохранению своей жизни. Лоренцо Валла разоблачает стремление римского папы к утверждению власти католической церкви во всех государствах бывшей Западной Римской империи.
Одной из заслуг мыслителей
эпохи Возрождения есть расчистка
общественно-политической мысли от
теократических теорий государства
и права, схоластики и т.п., подготовка
почвы политико-правового
3. Социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы
С XV в. в странах Европы начинается бурное развитие капиталистических отношений. В крупных странах: Италии, Англии, Франции, Германии и других тогда делали вывод, что радикальная революция в общественном устройстве, имеющая основой общественную собственность, социальную справедливость и равенство всех людей труда стала неотвратимой необходимостью. Поиски социальных идеалов и рациональных, эффективных форм государственного устройства, способных обеспечить всеобщие блага, осуществлялись по-разному. Одни видели решение проблемы на основе индивидуализма, свободы личности и частой собственности как главного признака индивидуальной свободы, другие - на коллективистских началах в общественной жизни, общественной собственности, заявляя, что частная собственность - величайшее зло в жизни общества, государства. Особенно способствовал общественно - политический климат эпохи Возрождения утрате религиозным мракобесием своих позиций в общественном сознании под влиянием объективных законов природы и общества. Появляются концепции утопического социализма, в основе которых положены коммунистические принципы организации и строения общества.
Информация о работе Формирование социологической мысли в Средневековье и эпоху Возрождения